Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Картель




Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Картельэто объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением приня­тых решений.

Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обяза­тельного снижения объема продаж.

В результате у каждого участ­ника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот.

Если подобного рода оппортунистическое пове­дение станет всеобщим, то картель развалится.

 

Картель — классический пример кооперативной игры с n участ­никами, где n может быть равно 2, 3 и т. д.

 

Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.

Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда («общака»), из которого осуществляются «побочные плате­жи» тем, кто пострадал от сокращения квот.

Эти выплаты играют роль уравнивающих платежей.

 

Потенциальную угрозу картелю несёт объединение аутсайде­ров в контркартель.

Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется максимальной величине, то перед нами — игра двух участников (коалиций) с нулевой суммой, частным слу­чаем которой является модель дуополии по Курно.

 

Теория игр на её современном уровне недостаточно учитывает институциональные аспекты процесса возникновения, расцвета и упадка картельных союзов.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблю­дать неявные (скрытые) соглашения, тайный сговор.

 

Тайный сговорэто негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

 

Если между участниками сговора (всеми продавцами соответ­ствующего рынка) достигнута твердая договоренность, то олиго­полия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сли­ваются в одну.

Объём продаж определяется точкой В, где МR= МС.

Проекция этой точки на кривую D, т. е. точка А (рис. 8—8), позволяет определить монопольную цену P0 и экономическую при­быль (площадь Р0АСN).

 

Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время.

Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.

Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой.

(В «Золотом теленке» И. Ильфа и Е. Петрова описана именно такая ситуация, когда «Сухаревская конвенция» жуликов была подорвана действиями Паниковского, вторгшегося на монопольные участки других членов соглашения о разделе Союза.)

 

По мере развития производства и насыщения рынка всё сильнее сказываются различия в спросе и в издержках производства участников сговора.

Те, кому удалось понизить издержки и повысить спрос, вызывают зависть конкурентов, которым кажется, что их обошли нечестным путем.

К объективной дифференциации производителей добавляется субъективный фактор — мошенничество, которое становится заразительным.

В обход соглашения осуществляются тайные про­дажи на льготных условиях.

Все эти явления особенно дают о себе знать в условиях спада производства, когда каждый хочет выжить за счет других.

Фактором, препятствующим тайному сговору, ста­новится также антитрестовское законодательство.

 

Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не офор­мленные соглашения (типа картеля), а молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах).

Так, в 80-е гг., по оценкам экономистов, лидерство в ценах наблюдалась в таких отраслях экономики США, как выплавка стали, производство бензина, автомобилей, мине­ральных удобрений и др.

 

Обычно движение цен происходит при этом ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует дру­гих производителей (например, через отраслевой журнал) о пред­стоящем повышении цен.

Принимая решение, лидер стремится сде­лать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

 

Ценообразование по принципу «издержки плюс»

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс».

Сначала рассчитывается средний уровень из­держек.

 

При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (на уровне 75—80%), чтобы иметь возможность амортизировать перепады конъюнктуры.

Наибольший удельный вес имеют, как правило, переменные из­держки.

К их средней величине прибавляется определенный про­цент, который включает средние постоянные издержки и нормаль­ную прибыль (рис. 8—9).

(8.1)

Р = АVС(1+ k) = АVС + k х АVС = АVС + АFС + π,

где k — принятый процент надбавки.

 

Нормальный процент надбавки зависит от эластичности спро­са на товар: чем выше эластичность, тем обычно ниже процент надбавки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.