Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние факторы СРО




Внешние факторы социального развития организации - это
совокупность условий деятельности организации, оказывающих су-
щественное влияние на возможности ее социального развития, но
изменить которые самостоятельно она практически не в состоя-
нии. Организация лишь может (в большей или меньшей степе-
ни) учесть, спрогнозировать их действие при формулирова-
нии и достижении целей социального развития.

Рассматривая внешние факторы социального развития, це-
лесообразно различать факторы непосредственного окружения,
связанные с месторасположением организации, особенностя-
ми территории, где она находится, и макрофакторы, относя-
щиеся к особенностям страны, общества и государства.

Организация как социальная система является прежде всего
органической частью региона, в котором она расположена, с его
природным комплексом, населением, экономикой, культурой, соци-
альной инфраструктурой. Отсюда следует, что решение соци-
альных проблем организации едва ли возможно без учета всего
комплекса местных условий ее деятельности: природно-климати-
ческих, экономических и социально-культурных.
От этих факторов
зависят приоритеты, цели и задачи управления социальным
развитием организации.

Особого рассмотрения заслуживают ситуации, когда сама
организация (предприятие) выступает в качестве главного
фактора развития территории, на которой она расположена.
Как правило, это очень крупное предприятие, насчитывающее
до десятков тысяч работающих. В этом случае трудно провести
границу между социальным развитием организации и соответ-
ствующего населенного пункта, между работниками предприя-
тия и территориальной социальной общностью.

Природно-климатические факторы тесно связаны с геогра-
фическими координатами. Они непосредственно определяют
температурный режим, продолжительность светлого времени
суток, стабильность и характер погодных условий, среднего-
довое количество осадков, сейсмичность и вероятность сти-
хийных бедствий. Все вместе это обусловливает образ жизни местного населения и соответственно работников предприятия
и членов их семей, особенности их быта, заболеваемость, тру-
доспособность и работоспособность, минимальный объем по-
требительских благ, структуру семейного бюджета, особеннос-
ти проведения досуга. В конечном счете от природио-климати-
ческих факторов во многом зависят размеры и характер затрат
на создание, эксплуатацию и развитие социальной инфраструкту-
ры. Например, работникам предприятий, расположенных в север-
ных районах страны, требуется более калорийное и насыщенное
витаминами питание, они нуждаются в более продолжительном
отдыхе и разнообразном досуге для восстановления работоспособ-
ности. Чтобы создать такие условия, нужны соответствующие
средства. Показателем важности фактора природно-климати-
ческих условий является государственное регулирование зара-
ботной платы путем утверждения системы зональных коэффи-
циентов Соответствующие надбавки к зарплате колеблются от
10 до 100% размера заработка. При установлении общего раз-
мера заработной платы работников учитывается также продол-
жительность их работы в этих регионах.

К местным экономическим условиям социального развития
организации относятся наличие спроса на ее продукцию (услу-
ги) среди местного населения и необходимых ресурсов для ее
производства (сырьевых, энергетических, информационных,
рабочей силы), а также (или) наличие путей сообщения, по-
зволяющих завозить необходимые ресурсы и обеспечивать сбыт
продукции в другие регионы.

Социально-культурные факторы, или социальная среда орга-
низации, — это совокупность социально-культурных характерис-
тик местной социальной общности населения и объектов социаль-
ной инфраструктуры.

К социально-культурным характеристикам относятся;
численность населения, демографический и этнический со-
став, социальная дифференциация, образованность, ценно-
сти, нормы поведения, культурные и духовные запросы, при-
верженность традициям, обычаи, образ жизни, основные фор-
мы досуга.

Наличие объектов социальной инфраструктуры обусловли-
вает возможности удовлетворения потребностей работников
организации и членов их семей в житье, одежде, продуктах
питания, транспорте, бытовых услугах, охране здоровья, духовном росте, повышении образовательного и культурного
уровня, полноценном отдыхе и здоровом досуге.

Возможности социального развития организации в немалой
степени зависят от действия макрофакторов, отражающих ис-
торически сложившиеся особенности общества и государства.
Действие макрофакторов носит длительный, устойчивый,
практически постоянный характер. К ним относятся общий
уровень социально-политического и экономического развития,
наличие институтов гражданского общества, степень участия
населения в реальном политическом процессе, в принятии
важных для него решений, касающихся его безопасности, здо-
ровья, уровня благосостояния, доступа к качественному обра-
зованию и ценностям культуры.

Механизм регулирования экономической активности. Для
социального развития хозяйственной организации решающее
значение имеют особенности действующего механизма регулиро-
вания экономической активности населения. Теоретически ры-
ночные механизмы создают максимальные возможности для
самостоятельной деятельности предприятия как экономическо-
го субъекта. В реальности многое зависит от качества соответ-
ствующих законов и правоприменительной практики, опреде-
ляющей границу их применения. Не меньшую роль играют ин-
вестиционная, налоговая и таможенная политика государства.

Социальная политика государства определяет условия вос-
производства и формирования рабочей силы, задает минимальный
уровень потребления. Отдельная организация, особенно круп-
ная, может создавать для своих сотрудников более комфортные
социальные условия труда и быта по сравнению с основной
массой хозяйствующих субъектов. Но если в обществе в течение
длительного периода времени сохраняется высокий уровень
бедности населения, увеличивается дифференциация доходов,
то это ведет к нарастанию нестабильности, ухудшению общего
социально-психологического климата в стране, что не может
не сказываться и на работе самого благополучного предприя-
тия.

Социальная политика государства является главным факто-
рам макроуровня, от которого зависит социальное развитие орга-
низации. Она проявляется в первую очередь в размерах той части
национального дохода и бюджета, которая направляется на со-
держание и развитие социальной сферы. Объем средств, выделяемых на эти цели, определяет законодательно установленный
минимум заработной платы (МРОТ), минимальный размер
трудовой пенсии, размеры средств, выделяемых на социальное
страхование, различных льгот, предоставляемых ветеранам тру-
да. Многое зависит от общего механизма начисления пенсий,
порядка и размеров налогообложения доходов. Последняя ини-
циатива правительства по замене натуральных льгот на ком-
пенсационные выплаты - это одно из наглядных проявлений
реальной социальной политики сегодняшнего государства. Это
решение вызвало в основном негативную реакцию населения,
поскольку в условиях постоянного роста цен на товары и услу-
ги, инфляции, по крайней мере неясно, как эти меры реально
скажутся на фактическом уровне и качестве жизни.

Социальная политика государства отражается в конечном
счете на размерах доходов семей и структуре семейных бюдже-
тов работников организаций. Для большинства работников и
членов их семей заработная плата является единственной фор-
мой получения дохода. В связи с этим размер минимальной
ставки заработной платы, устанавливаемый ежегодно трехсто-
ронней комиссией, состоящей из компетентных представите-
лей правительства, предпринимателей и наемных работников
(профсоюзов), выступает в качестве одного из главных инди-
каторов социальной политики государства. Начиная с 2000 г. и
по сегодняшний день здесь произошли заметные сдвиги в луч-
шую сторону. За это время ставка минимальной заработной
платы увеличилась более чем в 13 раз, с 83,5 руб. до 1000 руб.
Однако разрыв между последней цифрой и средней величиной
прожиточного минимума (2940 руб.) составляет более двух
раз, а в Москве и других крупных городах - еще больше. На-
мечаемое в 2007 г. увеличение ставки минимальной заработной
платы до 1400 руб. едва ли существенно скажется на сокраще-
нии данного разрыва, поскольку согласно прогнозу Минфина
прожиточный минимум на этот год составит 4014 руб.

Трудовое законодательство. Еще одним важным фактором
социального развития организации, действующий на макроуровне,
является законодательство, регулирующее трудовые отношения
между наемными работниками и работодателями, определяющее
возможности и объем участия работников в принятии управлен-
ческих решений, касающихся заработной платы, социальных гарантий, других условий труда. В характере этих отношений многое зависит от уровня развития профсоюзного движения в стране, от
роли, которую играют профсоюзы в формировании социальной по-
литики государства. Отечественные профсоюзы, унаследовав-
шие навыки работы и представления о своих задачах, сложив-
шиеся в советский период, когда они были одним из каналов
партийного влияния на рядовых рабочих и служаших пока не
играют серьезной роли в выработке социальной политики, от-
вечающей интересам основной массы занятого населения.
Главная причина этого кроется в слабости профсоюзного дви-
жения как реальной социальной силы, опирающейся на мас-
совые, активные целенаправленные действия и инициативу
рядовых членов профсоюза.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.