Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По уголовным делам 1 страница




ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

 

§ 1. Анализ правового регулирования

международного сотрудничества по уголовным делам

 

Международное сотрудничество по уголовным делам неизбежно предполагает разовые или систематические контакты между правоохранительными органами различных государств, ведущих борьбу с преступностью. Российская Федерация осуществляет сотрудничество с зарубежными странами на основе взаимного соблюдения международных договорных норм. В этом сотрудничестве Россия является равноправным, суверенным, независимым субъектом международных правоотношений.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства реализуется на основе специального правового регулирования, которое осуществляется как на межгосударственном, так и внутригосударственном уровнях.

Сотрудничество государств в такой специфической области, как правоохранительная, должно осуществляться в режиме международной законности, т.е. при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм.

Осуществляя взаимодействие по уголовным делам, компетентные органы государств используют две основные правовые формы:

договорно-правовая, или конвенционная (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);

институционная (сотрудничество в рамках международных организаций как всеобщего, так и регионального значения - ООН, Интерпол, БКБОП, Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 13, 14.

 

В уголовно-процессуальном законодательстве России закреплено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство" (ч. 3 ст. 1). В нормах части пятой УПК РФ также указывается, что взаимодействие компетентных органов договаривающихся государств осуществляется в соответствии с международными договорами, соглашениями или на основе принципа взаимности.

Вместе с тем не определен перечень таких международных договоров и соглашений, которыми следует руководствоваться судам, прокурорам, следователям при осуществлении определенного вида международного взаимодействия, не установлена иерархия, т.е. не указан критерий предпочтения применения того или иного договора (соглашения) <1>. В связи с этим представляется необходимым систематизировать нормативно-правовую базу, регулирующую международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 88 - 89.

 

Среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно классификации международно-правовых актов, применяемых при сотрудничестве государств по уголовным делам.

Так, В.П. Зимин полагает, что российская международно-правовая договорная база оказания содействия по уголовным делам состоит в основном из договоров о правовой помощи и правоотношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, о передаче и выдаче осужденных <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / Отв. ред. В.И. Радченко; под ред. В.Т. Томина. 5-ое изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001. С. 65.

 

Е.В. Карасева разграничивает международные договоры в зависимости от того, каким органом государства они заключены. По ее мнению, они подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. При этом такие акты могут носить многоаспектный характер или быть посвящены конкретному предмету сотрудничества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 26.

 

По мнению Н.Н. Мазаевой, главным основанием для формирования системы международных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, должно являться наличие в них норм процессуального характера, которые составляют правовую основу регулирования взаимоотношения судов, прокуроров, следователей и дознавателей с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. На основании этого утверждения Н.Н. Мазаева предлагает следующую классификацию межгосударственных договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: 1) многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие различные виды международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 2) международные договоры о борьбе с отдельными видами преступлений, содержащие обязательства государств-участников сотрудничать в вопросах выдачи и оказывать друг другу возможно более широкую правовую помощь в связи с указанными в них преступными деяниями; 3) двусторонние международные договоры, регулирующие международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства России с отдельными государствами, обладающие большей детальностью и наилучшим образом отражающие интересы сторон <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 105 - 107.

 

Е.В. Курушина считает, что "основные параметры деления международно-правовых актов зависят от их правового значения, направленности, роли и влияния на процесс производства по уголовному делу. С учетом этого их разграничивают на акты основополагающего значения, куда входят документы, содержащие общепризнанные международные нормы, а также обеспечивающие международную защиту прав и законных интересов участников процесса РФ. Сюда же следует относить универсальные международные акты, международные региональные конвенции, многосторонние соглашения и договоры между РФ и различными зарубежными государствами. Отдельное место в классификации международно-правовых актов занимают многосторонние и двусторонние конвенции и соглашения, регламентирующие область уголовно-процессуальных отношений. Данные международно-правовые источники посвящены: общим вопросам борьбы с уголовными преступлениями международного характера; взаимодействию компетентных органов России и зарубежных государств; оказанию взаимной международной правовой помощи в процессе возбуждения уголовного преследования, расследования преступлений, судебного производства и исполнения приговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Курушина Е.В. Международно-правовые акты как источники уголовно-процессуального права Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 51.

 

Т.Н. Москалькова разъясняет: "Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратурой и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или Содружеству Независимых Государств. Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела XVIII УПК. Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 года, двусторонними международными договорами России с государствами-членами СНГ и нормами раздела XVIII" <1>.

--------------------------------

<1> Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. М.: Спарк, 2002. С. 654.

 

В.В. Щербаков указывает, что Россией взяты обязательства по целой системе межгосударственных договоров, реализация которых невозможна вне деятельности органов предварительного расследования. В эту систему включены: многосторонние и двусторонние договоры по борьбе с определенными видами (категориями) преступлений и договоры о правовой помощи; международные соглашения, связанные с пребыванием Российских воинских формирований за границей; межгосударственные договоры о дружбе и сотрудничестве, об основах отношений; межгосударственные договоры, определяющие деятельность международных судебных органов; международные договоры, определяющие иммунитеты от юрисдикции государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 22 - 41.

 

В.М. Волженкина включает в систему международных норм, применяемых по уголовным делам в процессе оказания правовой помощи, "уголовно-процессуальное законодательство тех стран, с которыми Россия сотрудничает на основе договоров или взаимной вежливости. Национальное законодательство РФ не предусматривает действия иностранных законов на своей территории. Эта позиция вытекает из ключевого положения сотрудничества о применении собственного уголовного процесса стран при исполнении международных поручений. Однако результаты исполнения международного поручения на основе зарубежного законодательства будут использованы в уголовном процессе России, что позволяет говорить о применении уголовно-процессуального законодательства других стран в российском уголовном процессе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 96.

 

В.В. Моторин представляет правовую систему международного сотрудничества по уголовным делам следующим образом:

а) международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения;

б) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) межведомственные договоры (соглашения);

г) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи;

д) неписанные нормы международного права (международная вежливость, взаимность и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Моторин В.В. Международное сотрудничество следователей в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам: Учебное пособие. Домодедово, 2007. С. 20.

 

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона РФ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ <1> международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

 

Резюмируя вышеизложенные точки зрения, правовая основа международного сотрудничества по уголовным делам может быть классифицирована следующим образом.

1. Международный уровень составляют:

а) межгосударственные многосторонние договоры: пакты, конвенции, соглашения;

б) межправительственные договоры (двусторонние и многосторонние), касающиеся взаимодействия в борьбе с преступностью;

в) договоры межведомственного характера (двусторонние и многосторонние), заключенные по линии МВД России;

г) неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).

2. Внутригосударственный уровень составляют:

а) конституционные федеральные законы, федеральные законы, законы РФ (регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам);

б) подзаконные нормативные правовые акты:

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

отдельные ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов в сфере международного сотрудничества по уголовным делам (изданные компетентными органами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными ведомствами в виде постановлений, инструкций, приказов, писем, распоряжений).

Международно-правовой компонент регламентации участия России в межгосударственном сотрудничестве государств в борьбе с преступностью включает в себя более 600 двусторонних и многосторонних договоров различного уровня (межгосударственных, межправительственных и межведомственного характера) <1>.

--------------------------------

<1> См. Участие органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сб. документов. Вып. 1. М., 1999. С. 15.

 

В плане укрепления договорной базы участия России в международном сотрудничестве по уголовным делам большой потенциал представляют более 20 конвенций, заключенных в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с февраля 1996 г. Так, к числу основных многосторонних межгосударственных договоров, регламентирующих вопросы, входящие в компетенцию органов внутренних дел России относятся Европейская конвенция о выдаче (ETS N 24) (заключена в г. Страсбурге 13.12.1957) с Дополнительным протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней <1>, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS N 30) (заключена в г. Страсбурге 20.04.1959) с Дополнительным протоколом к ней <2>, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS N 141) (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) <3>. К таковым также относится и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993) <4>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2348.

<2> Собрание законодательства РФ. 2000. N 23. Ст. 2349.

<3> Собрание законодательства РФ. 2003. N 3. Ст. 203.

<4> Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472.

 

Указанная Минская конвенция регулирует отношения стран, тесно связанных геополитически и, что особенно важно, имеющих значительное сходство в национальных законодательствах и в построении систем правосудия <1>. Все это в значительной степени облегчает реализацию отношений международно-правовой помощи, а также уменьшает число возникающих в этом процессе правовых коллизий.

--------------------------------

<1> См.: Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М., 1997. С. 261.

 

Для Российской Федерации в настоящее время в стадии ратификации находится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) <1>. В связи с этим Следственным комитетом при МВД России совместно с Правовым департаментом МВД России подготовлено обращение Министра внутренних дел Российской Федерации в Министерство юстиции о необходимости ускорения внутригосударственных процедур по ее ратификации (исх. N 1/1770 от 30 марта 2005 г.), так как она предусматривает новые формы сотрудничества в рамках СНГ. В такой же стадии для России находится и Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (подписан в г. Минске 4 июня 1999 г.) <2>.

--------------------------------

<1> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(41). С. 82 - 130.

<2> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 2(32). С. 27 - 33. Примечание к документу: Договор вступил в силу 06.02.2001. Россия намерена не стать участником Договора (распоряжение Правительства РФ от 22.12.2006 N 1804-р), уведомление депонировано 22.01.2007.

 

Наиболее значительно участие органов внутренних дел в борьбе с отдельными видами преступлений, в отношении которых заключены межгосударственные договоры. Россия является участником свыше 20 таких универсальных договоров, заключенных в рамках ООН. Среди них такие международно-правовые акты, как Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20 декабря 1988 г.) <1>, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (принята 15 декабря 1997 г. Резолюцией 52/164 на 72-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) <2>, Конвенция против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <3>, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) <4>.

--------------------------------

<1> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157.

<2> Собрание законодательства РФ. 2001. N 35. Ст. 3513.

<3> Собрание законодательства РФ. 2004. N 40. Ст. 3882.

<4> Российская юстиция. 2004. N 4. С. 17 - 40.

 

Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств-участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними.

Наряду с многосторонним международно-правовым регулированием Россия активно принимает участие в формировании двусторонней правовой базы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Двусторонние договоры обладают наибольшей детальностью и наилучшим образом отражают интересы сторон. Однако это не умаляет значимость для развития международного сотрудничества многосторонних конвенций и соглашений, которые, по сути, содержат квинтэссенцию необходимых правовых инструментов для регулирования процесса оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам на основе общепризнанных международных стандартов в области прав человека и принципа суверенитета <1>.

--------------------------------

<1> Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 31.

 

На международном уровне Российской Федерацией заключены и ратифицированы договоры об оказании взаимной правовой помощи с Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г. <1>, Королевством Испания от 25 марта 1996 г. <2>, Республикой Индия от 21 декабря 1998 г. <3>, Республикой Корея от 28 мая 1999 г. <4>, Соединенными Штатами Америки от 17 июня 1999 г. <5> и др. Имеют место договоры комплексного характера, регулирующие порядок оказания правовой помощи как по уголовным, так и по гражданским делам. В частности, заключены и ратифицированы договоры между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г. <6>, Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. <7>, Азербайджанской Республикой от 22 декабря 1992 г. <8>, Эстонской Республикой от 26 января 1993 г. <9>, Латвийской Республикой от 3 февраля 1993 г. <10>, Республикой Молдова от 25 февраля 1993 г. <11>, Исламской Республикой Иран от 5 марта 1996 г. <12> и др.

--------------------------------

<1> См.: Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М.: Спарк, 1996. С. 272 - 279.

<2> См.: Федеральный закон от 8 октября 2000 г. N 127-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 41. Ст. 4039.

<3> См.: Федеральный закон от 8 апреля 2000 г. N 49-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 15. Ст. 1537.

<4> См.: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 41-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Корея об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 17. Ст. 1640.

<5> См.: Федеральный закон от 3 ноября 2000 г. N 133-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об оказании правовой помощи по уголовным делам" // Собрание законодательства РФ. 2000. N 45. Ст. 4401.

<6> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6. С. 34 - 54.

<7> Бюллетень международных договоров. 1995. N 3. С. 16 - 36.

<8> Бюллетень международных договоров. 1995. N 5. С. 37 - 58.

<9> Бюллетень международных договоров. 1998. N 3. С. 12 - 32.

<10> Бюллетень международных договоров. 1995. N 10. С. 45 - 67.

<11> Бюллетень международных договоров. 1995. N 7. С. 36 - 57.

<12> Бюллетень международных договоров. 2001. N 1. С. 55 - 74.

 

Следует отметить, что договоры о борьбе с отдельными видами (категориями) преступлений отличаются от договоров о правовой помощи по их значению для уголовно-процессуальной деятельности. Так, например, договоры о правовой помощи, в отличие от договоров о борьбе с отдельными видами (категориями) преступлений, прямо указывают на учреждения государства, правомочные подавать просьбы (поручения) о содействии по уголовному делу, а также в большей степени определяют сам порядок передачи такой просьбы. Однако этот факт не несет в себе дополнительного международного запрета на сотрудничество по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 26.

 

Кроме того, в рассматриваемых международных договорах содержится ряд положений по вопросам юрисдикции и сотрудничества в расследовании уголовных дел (правовой помощи). Анализ их содержания позволяет утверждать, что эти договоры имеют такую же "степень близости, относимости" к уголовно-процессуальной деятельности, как и договоры Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам. Отличие же в том, что последняя описанная группа договоров ограничивает "круг" уголовных дел, по которым возможно взаимодействие компетентных органов разных государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 28 - 29.

 

Многие вопросы взаимодействия в борьбе с преступностью, прежде всего вопросы полицейского сотрудничества, регламентируются на уровне межправительственных договоров. Как правило, такие договоры (двусторонние или многосторонние) посвящены борьбе с отдельными видами преступлений. Например, в настоящее время у России имеется более 20 подписанных двусторонних межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и злоупотребления ими (заключено в г. Алма-Ате 12 октября 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. 2004. N 6. С. 44 - 48; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления ими и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (заключено в г. Москве 13 мая 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 1999. N 8. С. 77 - 80.

 

Сравнительно новым в договорной практике России является заключение межправительственных соглашений (рамочного характера) о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют все правоохранительные органы России со всеми правоохранительными органами государств-партнеров <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики в области борьбы с преступностью (заключено в г. Москве 29 мая 2000 г.) // Бюллетень международных договоров. 2002. N 3. С. 76 - 78; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области борьбы с преступностью (заключено в г. Москве 6 октября 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 1998. N 2. С. 55 - 58.

 

Однако эти соглашения не регулируют отношения государств в сфере оказания правовой помощи. В них указаны виды преступлений, в борьбе с которыми (в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии) требуется взаимодействие компетентных органов обоих государств; указаны компетентные органы, через которые осуществляется взаимодействие; определена сфера сотрудничества, которая охватывает обмен информацией, розыск и опознание лиц, получение доказательств, а также обмен опытом и знаниями, предоставления друг другу правовой информации, а также данных о состоянии преступности и тенденциях ее развития в своих государствах.

В межправительственных соглашениях о сотрудничестве в борьбе с преступностью, как правило, содержится оговорка о том, что они не затрагивают вопросов оказания правовой помощи по уголовным делам или выдачи.

Межправительственные соглашения о сотрудничестве в борьбе с отдельными видами преступлений представляют интерес в большей степени для криминалистики и оперативно-розыскной деятельности.

Правительством РФ 29 июня 1995 года было принято Постановление N 653 "О заключении соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств" <1>. Этим нормативным документом был утвержден Типовой проект Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел (компетентным ведомством) иностранного государства, в соответствии с которым стали активно заключаться межведомственные договоры.

--------------------------------

<1> Российская газета. N 137. 1995.

 

Так, в период с 1992 по 1998 гг. по линии МВД России было заключено 15 многосторонних и 20 двусторонних межведомственных соглашений с партнерами из бывших республик СССР о сотрудничестве в целом или по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, а также в приграничных регионах. Кроме того, было заключено 23 межведомственных соглашения о взаимодействии с партнерами из 21 зарубежного государства <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Албания от 13 февраля 1995 г.; Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики от 19 апреля 1996 г.; Соглашение о сотрудничестве между Главным полицейским управлением Швеции и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 2 мая 1995 г. и др.

 

Межведомственные соглашения заключаются в пределах компетенции МВД России и не должны противоречить действующему законодательству и международным договорам Российской Федерации и, как правило, содержат положения, регламентирующие традиционные формы полицейского сотрудничества (обмен информацией и опытом работы, исполнение запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и т.д.).

Наряду с этим Министерством внутренних дел России заключен ряд многосторонних межведомственных соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Так, 24 апреля 1992 г. в Алма-Ате было подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью <1>. В нем министерства внутренних дел независимых государств обязались оказывать содействие друг другу в исполнении запросов и просьб, а также в проведении процессуальных действий по уголовным делам и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.