Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С аналогичными органами зарубежных стран по уголовным делам 1 страница




 

§ 1. Направление органами предварительного расследования РФ

запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам

 

Международное сотрудничество, осуществляемое путем направления и исполнения запросов о правовой помощи, является одним из основных направлений деятельности государств в борьбе с преступностью. Такое взаимодействие способствует объединению усилий государств по оказанию друг другу содействия в раскрытии и расследовании преступлений, изобличении лиц, их совершивших, и вынесении в отношении их справедливого приговора, а также возмещении ущерба потерпевшим независимо от территориальных границ, различий национального законодательства и правоприменительной практики государств.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами. В 2006 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 2400 иностранных запросов о правовой помощи, в 2007 г. - около 3200, а в 2008 г. - более 2830 запросов.

Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. - более 2700, а в 2008 г. - почти 2300 <1>.

--------------------------------

<1> http://genproc.gov.ru/ms (по состоянию на 23 апреля 2010 г.).

 

Процесс оказания международного содействия по уголовным делам представляет собой совокупность протяженных во времени, последовательно сменяющих друг друга нескольких этапов. На каждом из них вступают во взаимодействие различные субъекты международного сотрудничества.

В литературе встречается мнение, что порядок направления запроса о правовой помощи по уголовным делам включает в себя следующие этапы: а) подготовка и направление запроса о производстве процессуальных действий в соответствующие центральные органы Российской Федерации, перечисленные в ч. 3 ст. 453 УПК РФ; б) передача центральными органами Российской Федерации запроса в соответствующие компетентные органы или должностным лицам иностранного государства; в) исполнение компетентными органами и должностными лицами иностранных государств запроса о правовой помощи по уголовному делу <1>.

--------------------------------

<1> См.: Калугин А.Г. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: вопросы теории и практики: Учебное пособие. 2-е изд. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России. 2008. С. 24.

 

Мы в целом разделяем точку зрения В.В. Щербакова, который в своем диссертационном исследовании выделил следующие этапы международного содействия по уголовным делам: 1) принятие решения о том, что для дальнейшего расследования уголовного дела требуется проведение действий вне пределов Российской Федерации; 2) оформление и направление Российской Федерацией международного поручения о проведении необходимых действий; 3) получение иностранным государством поручения и принятие решения о проведении действий, которые необходимы для выполнения поступившего поручения; 4) фактическое выполнение действий иностранными государственными органами <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 102 - 103.

 

Необходимо обозначить и пятый этап - получение Российской Федерацией исполненного запроса о правовой помощи (либо отказ в исполнении) от запрашиваемого государства и дача юридически значимой оценки содержащихся в нем доказательств, так как без оценки и приобщения материалов, полученных в результате оказания правовой помощи, направление запроса просто не будет иметь смысла.

Рассмотрим указанные этапы более подробно.

Первый этап. В соответствии с ч. 1 ст. 453 УПК РФ субъекты правоприменения наделены правом вносить запрос о производстве следственных и иных процессуальных действий компетентным органам или должностному лицу иностранного государства по уголовному делу, которое находится в его производстве. Необходимость в запросе о правовой помощи возникает на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, когда в рамках расследуемого уголовного дела не представляется возможным осуществить на территории Российской Федерации производство отдельного следственного или иного процессуального действия ввиду того что:

преступление совершено на территории нескольких государств (начато на территории одного, а закончено на территории другого государства);

часть эпизодов преступной деятельности совершена на территории других государств;

лица, являющиеся гражданами России, после совершения преступления скрываются на территории другого государства;

лица, не являющиеся гражданами России, но привлекаемые к уголовной ответственности правоохранительными органами РФ, скрываются на территории другого государства, в том числе и на территории государства, гражданами которого они являются;

отдельные участники процесса (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель и др.) являются гражданами различных государств либо проживают на территории разных государств;

вещественные доказательства находятся на территории иностранного государства.

Необходимость взаимодействия возникает также в случаях производства следственных действий на территории другого государства независимо от гражданства лиц, проходящих по делу, а также для получения оперативной, справочной и криминалистической информации об участниках процесса, проживающих или ранее проживавших на территории других государств <1>.

--------------------------------

<1> См.: Данилова Р.В. Взаимодействие органов внутренних дел России и государств - участников СНГ в расследовании организованной преступной деятельности: Лекция. М., 1996. С. 11 - 12.

 

Второй этап. Исходя из содержания международных договоров можно выделить четыре вида запросов, направляемых и исполняемых в ходе международного сотрудничества по уголовным делам: а) запросы на совершение действий, результаты которых должны стать доказательствами (в том числе запросы о вызове лиц, указанных в ст. 456 УПК РФ); б) запросы об осуществлении уголовного преследования; в) запросы с требованием о выдаче; г) запросы с требованием передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Рассмотрим более подробно особенности направления и исполнения запросов о правовой помощи, результаты которых будут служить доказательствами по расследуемому уголовному делу.

В целях получения содействия от компетентных органов и должностных лиц иностранного государства в производстве определенных процессуальных действий перед должностным лицом, осуществляющим производство по уголовному делу, возникает конкретная задача - направление запроса о правовой помощи по конкретному уголовному делу в соответствии со ст. 453 УПК РФ.

Направление и исполнение запроса осуществляется только по возбужденным, находящимся в производстве уголовным делам, при соблюдении процессуального срока, установленного для расследования преступлений. Запрос вносит полномочное должностное лицо ведомства, в производстве которого находится уголовное дело. Точность и срок исполнения запроса зависят от содержащейся в нем информации и прилагаемых к нему документах.

Запрос оформляется письменно со ссылкой на полное наименование и статью международного договора, предусматривающую объем (виды) правовой помощи. Из положения ч. 1 ст. 453 УПК РФ следует, что правовым основанием запроса является норма международного договора РФ с иностранным государством, предусматривающая оказание международной правовой помощи. Поэтому запрос не может содержать только ссылку на ст. 453 УПК РФ. При его внесении следует сослаться, прежде всего, на конкретную статью международного договора РФ, предусматривающую оказание запрашиваемой помощи. При этом международная помощь может запрашиваться только в том объеме, который предусмотрен договором.

При внесении запроса о правовой помощи органам иностранного государства, с которым Россия не имеет договоров и соглашений о правовой помощи по уголовным делам, правовым основанием запроса может являться ссылка на принцип взаимности.

Язык, на котором должны быть составлены запрос и прилагаемые к нему документы, в ст. 453 УПК РФ не указан, поскольку он всегда оговаривается в тексте международных договоров. В ряде соглашений оговаривается также язык, на котором исполняется поручение или оформляется ответ на запрос <1>.

--------------------------------

<1> Например, в соответствии со ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам просьбы и поручения составляются на языке не запрашиваемой, а запрашивающей стороны, если договором не предусмотрено иное.

 

Исправления, подчистки и сокращения текста запроса недопустимы. При этом почтовый адрес должен соответствовать форме написания, которая официально принята российской почтовой службой.

Соблюдение реквизитов, установленных международным договором РФ, при оформлении запроса обязательно. Если международным договором установлен иной язык, иные наименования (поручение, просьба и др.) и реквизиты оформляемых документов, чем те, что указаны в ст. ст. 453 и 454 УПК РФ, то при составлении запроса применяется соответствующая статья международного договора.

Запрос подписывается лицом, ведущим расследование. По делу, расследуемому следственной группой, запрос подписывается руководителем следственной группы, который принял дело к производству. Запрос скрепляется гербовой печатью запрашивающего учреждения.

Однако в отдельных случаях запросы могут иметь иной вид. Так, в соответствии со ст. 61 Минской конвенции 1993 г. до получения официального поручения возможно взятие под стражу и задержание лица, в отношении которого требуется выдача. Для этого иностранное государство направляет ходатайство, которое может быть передано по почте, телеграфу, телексу и телефаксу. В ч. 5 ст. 7 Кишиневской конвенции предусмотрено, что "в случаях, не терпящих отлагательства, поручение о правовой помощи, оформленное в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей, может быть направлено по факсимильной связи, а также с использованием иных средств коммуникации. Одновременно оригинал поручения должен быть направлен почтой или курьером".

Анализ многостороннего и двустороннего международного законодательства о правовой помощи показал, что в некоторых договорах могут содержаться дополнительные требования к содержанию и форме запроса. Например, в ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам, подписанного в г. Дели 21 декабря 1998 г. <1>, предусматривается включение в запрос цели, с которой он внесен, а при необходимости - подробностей любого отдельного процессуального действия или требований, соблюдение которых было бы желательно запрашивающей стороне, с указанием соответствующих причин.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 28. Ст. 2884.

 

В отношении отдельных процессуальных действий международными нормами могут быть закреплены дополнительные атрибуты при оформлении запроса. Так, если сотрудничество требует принятия принудительных мер, в запросе дополнительно указываются следующие сведения, не считая основных: "заявление о том, что запрашиваемая мера или мера, ведущая к аналогичным результатам, может быть принята на территории запрашивающей Стороны в соответствии с ее собственным законодательством; информация об имуществе, являющемся объектом запроса, его местонахождении, связи с соответствующим лицом или лицами, а также с преступлением и любые имеющиеся сведения о правах других лиц на это имущество; любая конкретная процедура, которую, запрашивающая Сторона хотела бы соблюдать" <1>.

--------------------------------

<1> Ст. 27 Конвенции Совета Европы об "отмывании", выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.: Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 77 - 83.

 

По смыслу ч. 1 ст. 453 УПК РФ субъекты правоприменения не вправе вносить запрос о производстве следственных и иных процессуальных действий, не предусмотренных уголовно-процессуальным законом <1>. Ранее нами указывалось, что отсутствие в УПК РФ законодательной регламентации некоторых видов (форм) международного сотрудничества является его недостатком, хотя многие из них уже признаны Российской Федерацией в силу подписания и ратификации международных договоров. В этой связи некоторое ограничение в УПК РФ пределов правового регулирования противоречит общемировым тенденциям. Полагаем, что внесение соответствующих норм в уголовно-процессуальное законодательство России способствовало бы повышению эффективности сотрудничества с другими странами в сфере борьбы с преступностью.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева В.Ш. Уголовно-процессуальный статус следственного аппарата - субъекта применения правовых норм о международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2003. N 12. С. 9 - 11.

 

Необходимость соблюдения требований международных договоров РФ в каждом конкретном случае продиктована тем, что их невыполнение может повлечь за собой отказ в оказании правовой помощи.

В связи с этим в научной литературе было высказано мнение о том, что в УПК РФ должны быть в полном объеме зафиксированы все необходимые реквизиты международного запроса и определены содержание и порядок его исполнения в соответствии с международным соглашениями РФ. Так, по мнению Е.В. Курушиной, "целесообразным видится перенесение в уголовно-процессуальный закон РФ (на основании положений международных договоров РФ) более правильной и юридически значимой формулировки относительно того, что следует указывать в запросе" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Курушина Е.В. Международно-правовые акты как источники уголовно-процессуального права Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 143 - 144.

 

Такое перенесение особенностей всех международных договоров РФ в УПК РФ при составлении запроса о правовой помощи нецелесообразно, поскольку сложно представить, какой будет объем нормы, устанавливающей содержание и форму такого запроса. Это связано с тем, что в каждом конкретном случае объем последних может существенно разниться. Поэтому следует иметь в виду, что при реализации своих прав и обязанностей в сфере международной правовой помощи по уголовным делам правоприменительные органы во всех случаях должны исходить из конституционного положения о приоритетности норм международного права перед внутренним законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Положение о приоритетности норм международных договоров закреплено также в ч. 3 ст. 1 УПК РФ.

Третий и четвертый этапы. Деятельность компетентных органов и должностных лиц иностранных государств при оказании международной правовой помощи по запросу Российской Федерации регулируется национальным законодательством этих государств, а также в соответствии с требованиями международных договоров.

При получении запроса об оказании содействия по уголовному делу со стороны Российской Федерации иностранный орган рассматривает и принимает решение о возможности его исполнения полностью или частично либо отказывает в его исполнении.

При необходимости полномочные представители сотрудничающих государств ведут переговоры по выработке взаимоприемлемого пути выполнения просьбы. В случае согласия на содействие по уголовному делу определяется исполняющий орган, время и место выполнения поручения. О принятом решении уведомляется российская сторона. Результаты исполнения запроса в согласованном между государствами порядке направляются запрашивающему российскому органу.

Пятый этап. Ст. 455 УПК РФ устанавливает, что доказательства, заверенные и переданные в установленном международными договорами РФ порядке, обладают одинаковой юридической силой с теми доказательствами, которые добыты компетентными российскими органами по правилам уголовно-процессуального закона.

Принцип равенства юридической силы доказательств является одним из главных принципов взаимодействия компетентных органов и должностных лиц, определяющих содержание и границы осуществления международного сотрудничества.

Вместе с тем, чтобы стать равными по юридической силе, доказательства, полученные компетентными органами или должностными лицами иностранного государства, должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны быть получены с применением тех законов иностранного государства, которые не противоречат Конституции РФ, запрещающей умаление человеческого достоинства, применение пыток, насилия, другого жестокого обращения (ст. 21). Во-вторых, при этом необходимо соблюдение условий запроса и согласие на его исполнение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (на примере стран СНГ): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 88 - 89.

 

Полученные российскими органами доказательства, которые были добыты компетентным органом или должностным лицом иностранного государства путем производства запрашиваемых следственных или иных процессуальных действий, должны быть приобщены к уголовному делу, с вынесением об этом постановления. При этом субъекты правоприменения не освобождаются от обязанности проверять и оценивать полученные доказательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева В.Ш. Уголовно-процессуальный статус следственного аппарата - субъекта применения правовых норм о международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. 2003. N 12. С. 9 - 11.

 

Следует иметь в виду, что такие доказательства подлежат оценке по общим правилам, установленным УПК РФ. В ходе оценки их допустимости субсидиарно учитывается не только соблюдение норм иностранного уголовно-процессуального права как такового, но и обеспечение во время собирания доказательств с использованием иностранного закона прав человека, закрепленных и охраняемых Конституцией РФ и УПК РФ, а также международными договорами РФ. Так как кроме обеспечения оптимальных форм достижения объективной истины по делу институт допустимости доказательств должен гарантировать соблюдение прав участников процесса, ибо допустимость доказательства есть гарантия специальных конституционных и процессуальных прав лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство <1>.

--------------------------------

<1> См.: Глумин М.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: Дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

 

Допустимость доказательств, полученных в процессе оказания правовой помощи, определяется точным соблюдением совокупности обязательных процедур и условий международных договоров; общепризнанных норм и правил международного права; нормативных актов Российской Федерации; соблюдением законодательства своей страны при исполнении поручения РФ, а также соблюдением установленного порядка направления и оформления следственных и судебных поручений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции. СПб., 1998. С. 21 - 25.

 

Таким образом, установленные сведения только тогда станут доказательствами, когда будут проверены, исследованы и оценены с точки зрения их относимости и допустимости.

Верховный Суд РФ в связи с этим указал субъектам, обладающим властными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, что сведения, содержащиеся в доказательствах, могут быть положены в основу выводов по делу только после их проверки и всестороннего исследования.

При этом следует отметить, что в уголовно-процессуальном законе России не указано, к какому виду доказательств, в соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ, должны быть отнесены материалы, полученные в ходе исполнения международного запроса российских органов в иностранном государстве. В связи с этим у практических работников отсутствует единый взгляд на данное обстоятельство. Так, 63% опрошенных считают, что материалы, полученные от иностранных государств, относятся к иным документам (п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ), 28% проводят аналогию таких материалов с российскими видами доказательств, указанных в ст. 74 УПК РФ, и 9% затруднились ответить на данный вопрос.

Среди ученых-процессуалистов также нет единого мнения по этому вопросу. Так, по мнению В.В. Щербакова, материалы, фиксирующие выполнение иностранным учреждением международного поручения по уголовным делам, переданные в Россию, могут образовывать один единственный вид доказательств - иной документ, поскольку деятельность иностранных учреждений следует оценивать не как совершение следственных (процессуальных) действий российскими органами предварительного расследования, а как деятельность иного учреждения (органа), совершаемую в пределах собственной компетенции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 172.

 

Представляется правильной точка зрения Н.Н. Мазаевой, которая считает возможным применение к доказательствам, полученным на территории иностранного государства, классификации, указанной в ч. 2 ст. 74 УПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 131 - 132.

 

Таким образом, если полученный от иностранного государства материал обладает всей совокупностью ярко выраженных признаков, позволяющих отнести их к тому или иному виду доказательств, предусмотренных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, было бы не совсем правильно рассматривать их в качестве иных документов.

 

§ 2. Исполнение органами предварительного расследования РФ

запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам

 

В соответствии с ч. 1 ст. 457 УПК РФ на российские органы правоприменения возлагается обязанность исполнять переданные в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий.

Процесс исполнения просьбы запрашивающего государства так же, как и при направлении запроса о правовой помощи российскими органами, проходит несколько последовательных этапов: 1) получение российскими государственными органами запроса иностранного государства и принятие решения о возможности и объеме проведения указанных в нем действий; 2) фактическое выполнение российскими государственными органами действий, необходимых для выполнения поступившего запроса; 3) направление результатов исполнения запроса в адрес компетентного органа иностранного государства.

Первый этап. При получении иностранного запроса компетентному органу РФ необходимо дать юридически значимую оценку тому, насколько запрос соответствует международному договору или другим достигнутым ранее международным договоренностям.

Общими требованиями, предъявляемыми законом при запросе о правовой помощи и его исполнении, являются: 1) установленный порядок направления запроса со стороны иностранного государства. Для этого, в частности, необходимо установить, направлен ли запрос надлежащим учреждением иностранного государства, выполнен ли порядок направления запроса; 2) обоснование необходимости запрашиваемой помощи; 3) официальное удостоверение запроса и прилагаемых к нему материалов дела компетентными органами иностранного государства; 4) официально удостоверенный перевод текста запроса и всех материалов на русский язык; 5) наличие необходимых прилагаемых документов, приложений.

Содержание запроса, исполняемого российскими органами, определяется обстоятельствами дела и базируется на многосторонних и двусторонних договорах России с иностранным государством о правовой помощи по уголовным делам, а также - на базе письменных соглашений России и данного иностранного государства, заключенных по принципу взаимности, где оба государства обязуются оказывать друг другу взаимную правовую помощь. Эта правовая база является общей как при исполнении Россией соответствующих запросов иностранного государства, так и при ее собственных запросах иностранному государству о правовой помощи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Михайленко К.Е. Межгосударственное регулирование оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (на примере стран СНГ): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 84 - 85.

 

В случае если российский государственный орган, в адрес которого поступил запрос об оказании правовой помощи, некомпетентен его исполнить, то он должен в пятидневный срок переслать этот запрос компетентному органу, который будет решать вопросы, связанные с возможностью исполнения данного запроса. О данном решении уведомляется запрашивающее государство (п. 2 ст. 8 Кишиневской конвенции).

После того как дана юридическая оценка поступившего запроса, необходимо выяснить наличие или отсутствие обстоятельств, влекущих отказ в его исполнении.

Следует обратить внимание на то, что в силу различных причин не все запросы, как направленные, так и полученные, исполняются.

При этом основными причинами неисполнения являются: некачественное оформление запроса и приложений к нему; неправильный перевод или его отсутствие; недостаток информации о лицах, с которыми необходимо провести следственные действия; отсутствие должных обоснований того, для каких доказательственных целей в данном конкретном уголовном деле необходимо производство тех или иных следственных действий; некачественное информационное обеспечение в части первоначальных сведений о лицах, которых следовало допросить; отсутствие точных данных, например о банковских реквизитах, юридических адресах и т.д.; недостаточно полное описание события преступления; отсутствие сведений о нормах российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, и т.п.

В ст. 2 Европейской конвенции 1959 г. перечислены основания отказа в исполнении запроса о правовой помощи:

а) если запрос касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим, или фискальным преступлением;

б) если запрашиваемая сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку и другим существенным интересам страны.

При этом комментируемая статья не требует указывать, в чем конкретно может заключаться такой ущерб <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. М.: Юристъ, 2003. С. 740.

 

Запрос может быть возвращен без исполнения вследствие нарушений требований ст. 7 Минской конвенции 1993 г., согласно которой поручение о правовой помощи должно быть оформлено надлежащим образом. В нем должны быть указаны необходимые реквизиты и оно должно скрепляться гербовой печатью запрашивающего учреждения. При оформлении поручений необходимо указывать имена и фамилии свидетелей, подозреваемых, подсудимых, осужденных или потерпевших, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, место и дату рождения, и, по возможности, фамилии и имена родителей.

В исполнении запроса может быть отказано, если он составлен с серьезными нарушениями процессуальных правил (например, запрос исходит от некомпетентного органа или должностного лица данного иностранного государства; Россия или данное иностранное государство не являются участниками определенного многостороннего соглашения о правовой помощи либо между ними нет соответствующего двустороннего соглашения или письменной договоренности о правовой помощи по принципу взаимности).

Россия вправе отказать в исполнении запроса, если: лицо, свидетельские показания которого поручается получить РФ, воспользовалось предоставленным ему УПК РФ правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному уголовному делу.

Поручения о правовой помощи из-за рубежа могут не соответствовать российскому законодательству по кругу лиц и характеру возможных ограничений некоторых их прав. Так, уголовно-процессуальное законодательство некоторых зарубежных стран называет среди участников уголовного процесса должника и кредитора, а также предусматривает возможность производства выемки земельного участка <1>.

--------------------------------

<1> См.: Александрова О.И. Уголовно-процессуальные и криминалистические особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 63.

 

Вместе с тем важно отметить, что в большинстве международно-правовых актов, а также национальном законодательстве не содержится четкого перечня оснований для отказа в исполнении запроса о правовой помощи. В связи с этим данные основания должны определяться исходя из конкретных негативных обстоятельств, которые могут последовать за выполнением иностранного поручения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.