Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По уголовным делам 3 страница




 

Термин "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства" впервые появился в уголовно-процессуальном законодательстве России в виде названия самостоятельной части 5 УПК РФ. Законодатель не раскрывает сущность этого понятия, а лишь определяет основные направления данного сотрудничества: взаимодействие в рамках запросов об оказании правовой помощи (ст. ст. 453 - 457 УПК РФ); осуществление уголовного преследования (ст. ст. 458 - 459 УПК РФ); выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (ст. ст. 460 - 468 УПК РФ); передача лиц для отбывания наказания (ст. ст. 469 - 472 УПК РФ).

На сегодняшний день нет ни одного международного договора РФ, в название которого входила бы формулировка "международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства", и ни одного национального правового акта, раскрывающего данное понятие. В теории уголовного процесса этот вопрос также недостаточно изучен. Это связано, прежде всего, с тем, что среди ученых процессуалистов нет единого подхода относительно определения содержания международного сотрудничества по уголовным делам.

Одним из первых определение международного сотрудничества в сфере уголовного процесса дал А.Г. Волеводз. Он определил его как "деятельность, осуществляемую органом дознания, следователем, прокурором и судом в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство, согласованную с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями по получению и оказанию помощи в досудебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел. Непосредственное содержание международного сотрудничества в сфере уголовного процесса составляет получение и оказание помощи в досудебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел" <1>.

--------------------------------

<1> Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 65.

 

Данное определение не в полной мере раскрывает содержание международного сотрудничества по уголовным делам, поскольку, с одной стороны, А.Г. Волеводз частично указывает его составляющие, говоря о получении и оказании помощи в досудебном разбирательстве, а с другой стороны, использует весьма расплывчатую формулировку, упоминая о "принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел". При этом автор умалчивает о том, что следует понимать под этими мерами.

Н.Н. Мазаева рассматривает международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства как составную часть международного сотрудничества в борьбе с преступностью, ограниченного рамками уголовного процесса и представляющего собой взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями в целях реализации назначения уголовного судопроизводства, осуществляемого на основе международного договора, принципа взаимности и национального уголовно-процессуального законодательства <1>. Однако, указанная трактовка представляется также недостаточно удачной, поскольку по большей части данное определение носит декларативный характер.

--------------------------------

<1> См.: Мазаева Н.Н. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства Российской Федерации в стадии предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 65.

 

В научной литературе встречается мнение, что "международное сотрудничество при расследовании преступлений представляет собой деятельность, осуществляемую специально уполномоченными государственными органами (прокурором, следователем, органом дознания и судом) по согласованию с компетентными органами иностранных государств, направленную на оказание помощи правоохранительным органам в досудебном производстве" <1>. С данной трактовкой сложно согласиться. Автор сводит международное сотрудничество только к оказанию правовой помощи в досудебном производстве, не упоминая о других самостоятельных направлениях взаимодействия государств в рассматриваемой области.

--------------------------------

<1> См.: Перепелкина Ю.Г. Проблемы международного сотрудничества при расследовании преступлений // Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник трудов науч.-практ. конф. Саратов: СЮИ МВД России, 2009. С. 185 - 186.

 

Е.В. Карасева при осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам выделяет следующие его направления: 1) взаимное соблюдение установленных международным правом правил об иммунитете; 2) разработка и соблюдение международных стандартов гарантий прав и свобод человека, который в том или ином качестве оказывается вовлеченным в производство по уголовным делам; 3) правовая помощь (выполнение оперативно-розыскных и процессуальных действий по взаимным просьбам и др.); 4) выдача лиц (экстрадиция); 5) передача лиц для отбывания наказания или принудительного лечения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 24.

 

Р.С. Тамаев дает характеристику международному сотрудничеству при производстве по уголовным делам в виде: 1) взаимного обмена информацией по правовым вопросам; 2) участия в решении вопросов о выдаче (экстрадиции); 3) подготовки материалов и их направления в зарубежные страны о выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступления на территории России; 4) подготовки материалов и направления международных следственных поручений о производстве следственных действий на территории зарубежных стран; 5) выполнения международных следственных поручений о производстве следственных действий на территории РФ, поступающих от правоохранительных органов других государств; 6) проведения совместных следственных действий с правоохранительными органами зарубежных стран как на территории России, так и на территории стран ближнего и дальнего зарубежья; 7) осуществления уголовного преследования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тамаев Р.С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 52 - 53.

 

В.И. Михайлов разграничивает международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства на правовую помощь, выдачу и сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. СПб., 2002. С. 286.

 

По мнению В.В. Щербакова, в международном сотрудничестве по уголовным делам возможно выделить такие самостоятельные направления деятельности как: правовая помощь, осуществление уголовного преследования и выдача (экстрадиция) лиц <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 54.

 

Помимо этого среди ученых-процессуалистов возобладал такой подход, согласно которому "правовая помощь по уголовным делам" охватывает все связанные с уголовным судопроизводством виды международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

Изначально в юридической литературе и международных нормативных правовых актах понятие "правовая помощь по уголовным делам" трактовалось весьма неоднозначно.

Так, например, В.П. Шупилов относил к правовой помощи: выдачу разрешения на допрос свидетелей, находящихся под стражей; передачу вещей, приобретенных путем преступления (либо возмещение их стоимости), а также отдельно выделял выдачу преступников <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шупилов В.П. Международно-правовая помощь по уголовным делам // Советское государство и право. 1974. N 3. С. 85 - 86.

 

Аналогичной позиции придерживались Р.М. Валеев <1> и В.Г. Киселев <2>.

--------------------------------

<1> См.: Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве (некоторые вопросы теории и практики). Казань, 1976.

<2> См.: Киселев В.Г. Правовая помощь по уголовным делам в договорах СССР с другими социалистическими странами: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ленинград, 1978. С. 16.

 

Несколько расширенную трактовку понятия "правовой помощи" предложил А.Г. Волеводз. По его мнению, последняя включает в себя производство отдельных следственных и процессуальных действий, экстрадицию, осуществление уголовного преследования, передачу предметов, предоставление документов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 12.

 

Иной подход к освещению этой проблемы предложила Н.И. Марышева. По ее мнению, к правовой помощи относится: а) выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий; б) предоставление информации о действующем законодательстве запрашиваемого государства; в) передача компетенции (т.е. передача уголовного преследования; г) выдача (экстрадиция); д) признание и исполнение приговоров <1>.

--------------------------------

<1> См.: Марышева Н.И. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам: Дис.... д-ра юрид. наук в форме научного доклада. М., 1996. С. 29 - 40.

 

Похожую классификацию можно встретить и у В.М. Волженкиной. Она отнесла к правовой помощи: 1) производство процессуально-следственных действий (выполнение и направление отдельных поручений, вручение документов, обмен информацией, в том числе законодательной); 2) выдача преступников; 3) уголовное преследование; 4) передача предметов; 5) передача осужденных иностранными судами лиц в страну своего гражданства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 128.

 

Другая часть ученых-процессуалистов разделяет понятия "правовая помощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам".

Так, например, по мнению В.В. Милинчук, включение в понятие правовой помощи всех видов сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства (экстрадиции, передачи уголовного преследования) приводит к расширительному толкованию оснований для отказа в оказании правовой помощи, а также к пробелам при разработке самих договоров о взаимодействии по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Милинчук В.В. Институт взаимной правовой помощи по уголовным делам. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 214 - 216.

 

Л. Гардоцкий сделал вывод, что "различие между определениями "взаимопомощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам" не является чисто терминологическим", поскольку сотрудничество, по его мнению, подразумевает под собой определенные действия, выражающиеся в участии в общей деятельности. Оказание же помощи "может быть только в случае, когда речь идет о деле, затрагивающем исключительно интересы государства, которое обращается за помощью" <1>.

--------------------------------

<1> Гардоцкий Л. Международное сотрудничество по уголовным делам // Социалистическая законность. 1979. N 6. С. 61.

 

По мнению А.И. Бастыркина, "правовая помощь предполагает выполнение отдельных действий... Сотрудничество же означает целенаправленную и постоянную, совместную и согласованную, широкую по масштабам и разнообразную по формам и направлениям деятельность,...направленную на достижение единых целей в борьбе с преступностью". Исходя из этого делается вывод, что "правовое сотрудничество можно рассматривать как более высокую, по сравнению с правовой помощью, ступень совместной деятельности двух государств в сфере международной борьбы с преступностью" <1>.

--------------------------------

<1> Бастыркин А.И. Взаимодействие советского уголовно-процессуального и международного права. Л., 1986. С. 25 - 26.

 

Наиболее удачной является позиция П.Н. Бирюкова, который считает, что понятия "правовая помощь по уголовным делам" и "сотрудничество по уголовным делам" нетождественны. По его мнению, "правовая помощь по уголовным делам" включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств. Юридическим обоснованием правовой помощи являются поручения иностранных учреждений юстиции. Правовая помощь включает в себя целый комплекс элементов (порядок взаимодействия правоохранительных органов, реквизиты поручения, процедуру исполнения поручения и т.д.), регламентированных международными и внутригосударственными нормами. "Сотрудничество" охватывает оперативно-розыскные действия, а также процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Бирюков П.Н. Международное уголовно-процессуальное право и правовая система Российской Федерации: теоретические проблемы: Дис.... д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001. С. 129.

 

Таким образом, наиболее общей категорией международных отношений является "сотрудничество по уголовным делам", которое включает в себя "правовую помощь".

Правовая помощь, в отличие от международного сотрудничества по уголовным делам, носит эпизодический характер и основанием для ее реализации должна выступать просьба запрашивающего государства. Однако такая помощь не должна ограничиваться только процессуальными действиями. Она должна включать в себя и оперативно-розыскные мероприятия <1>. Аналогичной точки зрения придерживаются и В.В. Милинчук <2>, М.И. Смирнов <3>, Е.В. Карасева <4> и др.

--------------------------------

<1> Различные формы международного взаимодействия по линии оперативно-розыскной деятельности ни в УПК РФ, ни в законодательстве об ОРД вообще не конкретизированы. Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (ред. от 26 декабря 2008 г., с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2010 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 7) предусматривается, что основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правительственных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

<2> См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития). Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.

<3> См.: Смирнов М.И. Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам // Правоведение. 2004. N 5. С. 164.

<4> См.: Карасева Е.В. Процессуальные аспекты международного сотрудничества органов предварительного следствия при МВД Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 24.

 

Следует отметить, что в соответствии с УПК РФ, правовая помощь по уголовным делам осуществляется путем направления, исполнения запроса о проведении: допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий (ч. 1 ст. 453). Статья 456 УПК РФ предусматривает вызов свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории России для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Международными договорами в совокупности предусмотрены следующие виды взаимной правовой помощи:

1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);

2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований <1>;

--------------------------------

<1> В данном случае речь идет о так называемой "выдаче на время". Следует отличать "выдачу на время" от "экстрадиции", так как лицо при выдаче (экстрадиции) уже привлечено к уголовной ответственности и содержится под стражей в другом государстве. Государство, которое принимает такое лицо, для оказания правовой помощи, не привлекает его к уголовной ответственности. Обязательным условием выдачи на время является возвращение лица выдавшему государству.

 

3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;

4) производство обысков и выемок;

5) производство осмотров, в том числе судебных;

6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;

7) установление личности и местонахождения лиц;

8) производство экспертиз;

9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;

10) оказание любой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства;

11) использование технологий видеоконференцсвязи при расследовании и рассмотрении уголовных дел;

12) проведение трансграничных обысков и изъятия информации, передаваемой по телекоммуникационным сетям;

13) принятие мер по установлению местонахождения, идентификации, наложению ареста, изъятию и конфискации средств, предназначенных для целей терроризма и др.

Как видно, не все вышеперечисленные виды правовой помощи по уголовным делам входят в круг следственных и иных процессуальных действий, определяемых УПК РФ, хотя большинство из них признается законодательством значительного числа стран мира. В этой связи некоторое ограничение в УПК РФ пределов правового регулирования международного сотрудничества по уголовным делам не соответствует общемировым тенденциям.

В связи с вышеизложенным предлагается следующая формулировка международного сотрудничества по уголовным делам: это осуществляемая на основе действующих норм международного и внутригосударственного законодательства или в соответствии с принципом взаимности согласованная деятельность двух или более государств в лице своих компетентных органов и должностных лиц, а также международных организаций, реализуемая путем получения и оказания правовой помощи, осуществления уголовного преследования, выдачи (экстрадиции) лиц, а также путем передачи лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в целях раскрытия и расследования преступлений и достижения назначения уголовного судопроизводства.

Из данного определения следует, что международная правовая помощь, осуществление уголовного преследования, выдача лиц (экстрадиция), передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания есть явления одного порядка, входящие в сотрудничество по уголовным делам. Их объединяет то, что по сути это отношения между государствами, в ходе которых они разграничивают сферы действия национального права каждого из договаривающихся государств, "распределяют" между собой юрисдикцию по вопросам, возникающим в ходе производства по уголовным делам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Щербаков В.В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 63.

 

Рассмотрим более подробно основные направления международного сотрудничества по уголовным делам.

С учетом анализа международно-правовых норм можно сделать вывод о том, что взаимодействие государств по вопросам оказания правовой помощи происходит:

путем частичной передачи компетенции;

при совместном расследовании по уголовным делам (участие представителя иностранного государства при исполнении запроса, либо создание совместных следственно-оперативных групп).

Передача компетенции характерна для оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, что и отличает ее от других видов международного сотрудничества: уголовного преследования на территории другого государства и выдачи лица для уголовного преследования.

Осуществление органами предварительного расследования уголовно-процессуальной деятельности по вопросам получения доказательств, находящихся на территории иностранного государства, имеет существенные особенности, связанные не только с требованиями соблюдения законодательства и международных договоров Российской Федерации, но и с необходимостью уважения суверенитета иностранного государства, признания верховенства его юрисдикции, что значительно ограничивает самостоятельную деятельность этих органов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Латыпов У.А. Межгосударственное сотрудничество по расследованию преступлений и сбору доказательств по уголовным делам // Российская юстиция. 2009. N 9. С. 56.

 

Так, например, при необходимости производства следственных действий за рубежом, собирания доказательств и т.п. по российскому запросу о правовой помощи данные действия осуществляются компетентными органами иностранного государства в соответствии со своим внутренним законодательством <1>. Такая деятельность прямо не является составной частью уголовного судопроизводства на территории РФ. Однако она входит в область регулируемых им отношений, так как осуществляется путем частичной передачи компетенции другому государству по получению доказательств, выполнению процессуальных действий и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий по собственному уголовному делу.

--------------------------------

<1> Роль и значение уголовно-процессуального законодательства с точки зрения влияния на исполнение российских поручений за границей минимальны. Единственная возможность воздействия российского уголовно-процессуального закона на исполнение поручения за рубежом - это случаи, когда иностранное государство по конкретному запросу о содействии по уголовному делу сочтет возможным применить положения российского законодательства.

 

Исполнение запросов о правовой помощи, поступивших от иностранных государств, также выходит за пределы уголовного судопроизводства, ограниченного в РФ досудебным и судебным производством по уголовному делу. В этом случае иностранное государство также передает часть компетенции по своему уголовному делу, поскольку исполнение запроса касается уголовного дела, расследуемого в пределах иностранного процесса <1>.

--------------------------------

<1> См.: Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис.... д-ра юрид. наук. М., 2002. С. 63.

 

Передача компетенции заключается в допущении государством возможности получения доказательств по собственному уголовному делу компетентными органами иностранного государства. Ими же принимается решение о наиболее целесообразном плане действий для установления необходимых другой стороне фактов и получения требуемых ею доказательств. Доказательства, полученные на основании зарубежного уголовно-процессуального законодательства признаются допустимыми и отвечающими требованиям национального законодательства запрашивающего государства <1>, если иное не предусмотрено соответствующими международными договорами.

--------------------------------

<1> См.: Милинчук В.В. Взаимная правовая помощь по уголовным делам: общие условия оказания и формы (действующая практика и перспективы развития): Дис.... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 24 - 25.

 

При этом можно согласиться с М.И. Смирновым, по мнению которого реальной передачи компетенции при оказании правовой помощи не происходит. "Поскольку "передача полномочий" одним государством предполагает обязательное "принятие полномочий" другим. В международном сотрудничестве такой безусловной передачи не происходит. Запрашиваемое государство, отвечая на просьбу о помощи, прежде дает согласие на оказание помощи, а затем обеспечивает ее в рамках своего законодательства. Запрашивающее государство может и не воспользоваться плодами этой помощи (например, полученные доказательства противоречат собственному законодательству)" <1>.

--------------------------------

<1> Смирнов М.И. Понятие и современное состояние института взаимной правовой помощи по уголовным делам // Правоведение. 2004. N 5. С. 163 - 164.

 

В случаях же уголовного преследования на территории другого государства или выдачи лица для уголовного преследования никакой передачи компетенции по уголовному делу не происходит. Так, при возбуждении уголовного преследования на территории другого государства все процессуальные действия и решения зависят исключительно от усмотрения государства, непосредственно осуществляющего данное преследование. При выдаче лица для уголовного преследования запрашиваемое государство лишь принимает решение о возможности или невозможности выдачи конкретного лица, сам факт которого по существу не влияет на позицию органов расследования относительно обстоятельств совершенного преступления.

В последнее время совершается все больше преступлений, которые затрагивают интересы нескольких государств. Они требуют нового уровня сотрудничества - не просто на основе передачи компетенции запрашиваемому государству, а при совместном ее осуществлении.

Так, при исполнении запроса иностранного государства, если это предусмотрено международным договором или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности, могут присутствовать представители этого государства.

Просьбы о присутствии таких должностных или заинтересованных лиц не должны отклоняться, если есть вероятность, что такое присутствие послужит нуждам запрашивающего государства в качестве выполнения запросов о правовой помощи и тем самым поможет избежать дополнительных обращений за помощью.

По просьбе учреждения юстиции запрашивающего государства учреждение юстиции запрашиваемого государства своевременно сообщает ему о времени и месте исполнения запроса с тем, чтобы уполномоченные им представители могли с согласия учреждения юстиции запрашиваемого государства и в соответствии с его законодательством присутствовать при исполнении запроса, а также, если это не противоречит законодательству запрашиваемого государства, принимать участие при производстве процессуальных действий и розыскных мероприятий. В этом случае сведения о представителе иностранного государства, присутствующем при производстве процессуального действия, вносятся в протокол.

В российском законодательстве положение об участии при исполнении запроса представителей иностранного государства закреплено в ч. 3 ст. 457 УПК РФ. Однако не указан порядок оформления их участия в совершении процессуальных действий. Отсутствует регламентация прав и обязанностей указанных лиц. В связи с чем, на наш взгляд, представляется необходимым изложить статус представителей иностранных государств более детально, с тем чтобы максимально гарантировать их права <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в параграфе 3 данной главы.

 

Для обеспечения присутствия представителей иностранных государств и в целях повышения оперативности при производстве следственных и иных процессуальных действий по материалам и уголовным делам, поступившим из другого государства, целесообразно упростить порядок пересечения границ государств - участников СНГ работниками компетентных органов в служебных целях, участниками уголовного судопроизводства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Табалдиева Ч.С. Досудебное производство по материалам и уголовным делам, поступившим из других государств (по материалам Кыргызской Республики и Российской Федерации): Автореферат дис.... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21.

 

Одной из новых форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью является проведение расследований совместными (международными) следственными или следственно-оперативными группами.

По нашему мнению, при наличии оснований для совместного расследования компетентными органами одного государства выносится предложение <1> о создании совместной следственно-оперативной группы компетентным органам другого государства. Основание создания следственно-оперативных групп - быстрое и всестороннее расследование преступлений, совершенных одним или несколькими лицами на территориях двух и более договаривающихся государств либо затрагивающих их интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.