Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок ценных бумаг как объект маркетинга 3 страница






Рис. 40.2. Организационная структура маркетинга



Глава 40


Гибкая системна планирования (рис. 40.3) устраняет привязку к плановым периодам и может менять деятельность компании достаточно произвольно по мере возникновения изменений на рынке и в самой компании. Она по­зволяет гибко реагировать на рыночные колебания, но при этом лишает компанию четких, стабильных целевых установок в деятельности. Сочетание двух систем планирования позволяет совершенствовать разработку пятилет­них стратегических и годовых планов. При этом пятилетние планы опреде­ляют базовые целевые установки по направлениям деятельности фирмы, а годовые — конкретизируют цели по отдельным рынкам ОКС и типам объ­ектов. Непрерывный анализ поступающей информации в течение всего пе­риода (пяти лет) позволяет выявить изменения в условиях сбыта ОКС и выдвинуть предложения по корректировке стратегических установок, зало­женных в пятилетнем плане. Кроме того, могут быть внесены изменения и в годовые планы.

Рис. 40.3. Гибкая схема корректировки годовых и пятилетних планов

Практика маркетингового анализа показывает, что раз в пять лет необ­ходимо проводить глубокие маркетинговые исследования рынков ОКС и вы­рабатывать предложения по стратегии на следующие пять лет и на очередной год. Ежегодно на базе пятилетнего плана составляются годовые планы, в которых могут быть корректировки целевых установок. Иногда маркетинговый центр дает рекомендации по изменению основных стратеги­ческих установок, что может повлечь за собой изменение пятилетнего и го­дового планов. При выдвижении глобальных стратегических задач разрабатывают долгосрочные планы на 10 и более лет, которые содержат долгосрочные цели и основные способы их достижения. Разработка и реа­лизация стратегии маркетинга ОКС — непрерывный процесс, предполага­ющий не только постоянный пересмотр сделанных выводов, но и возможное


Маркетинг объектов капитального строительства



коренное изменение самих методов и подходов к анализу рынка, организации производства и сбыта.

Контрольные вопросы

1. В чем особенность маркетинга объектов капитального строительства?

2. Каково содержание анализа спроса на объекты капитального строи­
тельства?

3. В чем состоит анализ результатов сбытовой деятельности?

4. Расскажите о маркетинговых исследованиях рынков сбыта объектов
капитального строительства.

5. Назовите особенности выработки стратегии маркетинга.

6. Укажите принципы выбора вариантов стратегии маркетинга. «

7. Каково содержание организации и системы планирования маркетинга?



Глава 41


ГЛАВА 41. МАРКЕТИНГ НА РЫНКАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА

1. Интеллектуальная и промышленная собственность, их сущность

Интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара, требует осо­бого подхода при работе с ним. В связи с этим появляются особенности маркетинговой деятельности при работе с подобными товарами. К таким особенностям относятся:

необходимость создания адекватной правовой защиты интеллектуального продукта, предохраняющей его собственника (изобретателя, автора) от не­добросовестной конкуренции, незаконного копирования собственности;

наличие правовой защиты в виде патента, патентной лицензии, других средств создает собственнику интеллектуального продукта монопольное по­ложение на рынке в течение длительного времени (обычно 15 — 20 лет). Это позволяет собственнику проводить соответствующую производственную, сбытовую, ценовую, товарную политику, наращивать прибыль не только пу­тем собственного производства товара, но и за счет получения дохода от продажи лицензий на его выпуск другим производителям. При этом доход от продажи патентной лицензии не облагается налогом на добавленную стоимость;

защищенность товара патентами — дополнительная для инвестора га­рантия эффективности его капиталовложений.

Под интеллектуальной собственностью понимают результаты интел­лектуальной деятельности ученых, исследователей, других специалистов, об­ладающие определенной новизной и охраняемые изобретательским и авторским правом. Таким образом, интеллектуальная собственность охваты­вает права, относящиеся к литературным, художественным и научным изо­бретениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам, торговым знакам, фирменным наименованиям и т.п.

Составной частью интеллектуальной собственности является промышлен­ная собственность, связанная с интеллектуальной деятельностью в сфере материального производства и в смежных с ней областях. Согласно Париж­ской конвенции об охране промышленной собственности, принятой в 1883 г., такого рода собственность охватывает широкий круг объектов: изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места проис­хождения, а также право по пресечению недобросовестной конкуренции. В особо полной и всесторонней юридической защите нуждаются результаты деятельности в виде изобретений, т.е. такие результаты, которые обладают новизной и промышленно применимы.

Защита результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструктор­ских разработок (НИОКР) патентами — важнейшая задача любого предпри­ятия, поскольку без правовой защиты они легко могут стать жертвами конкуренции. При публикации сведений о новой разработке или выпуске про­дукта на рынок без патентной защиты конкурент получает возможность сэко­номить время и средства на НИОКР и за счет этого получить дополнительную


Маркетинг на рынках интеллектуального труда 461

прибыль, укрепить свои позиции на рынке. Не исключено патентование кон­курентом чужой незащищенной разработки, что ставит под угрозу выпуск продукции на предприятии, первоначально владеющем данной технологией.

Патент — документ, выдаваемый компетентным органом и удостоверя­ющий изобретение, авторство и исключительное право патентообладателя на изобретение. Такого рода право имеет особую значимость, поскольку при наличии его возникает возможность в пределах действия патента произво­дить и сбывать продукцию, воплощающую соответствующее изобретение, на монопольной основе, т.е. по монопольно высоким ценам. Тем самым исклю­чается доступ конкурентов к запатентованной новинке и обеспечиваются ус­ловия для получения дополнительной прибыли, пока новая техника и технология не станут достоянием многих предприятий соответствующей от­расли.

Патент действует на территории того государства, где он выдан. За вы­дачу патента и его действие в течение установленного срока патентообла­датель вносит определенную плату (пошлину). Срок действия патента, так же как и другие вопросы выдачи патента и пользования им, определяется национальным законодательством и составляет в среднем 15 — 20 (в России — 20) лет. Целесообразность патентования определяется в соответствии с методи­ками по определению целесообразности патентования изобретений в России, за границей и подсчету экономической эффективности патентования.

В соответствии с «Патентным законом Российской Федерации» 1SI92 г. любое лицо, не являющееся патентообладателем, в праве использовать изо­бретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом, лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).

Лицензия — это разрешение на использование другим лицом или орга­низацией изобретения, технологии, технических знаний и промышленного опыта, секретов производства, торговой марки, необходимой для производ­ства коммерческой или иной информации в течение определенного срока за обусловленное вознаграждение. По характеру и объему прав на использо­вание технологии, предоставляемой лицензиату, лицензии делятся на простые (неисключительные), исключительные и полные.

К «ноу-хау» (в переводе с англ. — «знать как») относят технические знания и практический опыт технического, коммерческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. «Ноу-хау» может включать в себя коммерческие секреты, незапа­тентованные технологические процессы и прочую информацию производст­венного и торгового характера, недоступную широкому кругу потенциальных пользователей. Эта информация может быть независимой по отношению к патентам или же необходимой для их использования. Элементами «ноу-хау» выступают всевозможные руководства к использованию, спецификации, до­кументация, схемы организации производства, характеристики производст­венного опыта и пр. Сюда также могут относиться знания и опыт в области маркетинга, оформления упаковки продукции, потребовавшие значительных капиталовложений, навыки в проведении лабораторных и других исследова­ний. Один из основных признаков «ноу-хау» — конфиденциальность, секрет­ность этого вида информации. Обычно «ноу-хау» со временем теряет коммерческую ценность и становится доступным многим.

Коммерциализация «ноу-хау» широко используется в международной практике, в частности, при заключении лицензионных соглашений, дого-



Глава 41


воров о всевозможных видах технического сотрудничества, обмена и передачи технологии, об инвестиционном сотрудничестве, оказании инженерно-консуль­тационных услуг. Включение в договоры и соглашения пунктов о передаче «ноу-хау» ведет к дополнительному увеличению доходов продавца, с одной стороны, и к ускорению освоения предметов соглашений покупателем — с другой, так как способствует быстрой и полной передаче накопленного тех­нического опыта, производственных секретов, участию специалистов продав­ца в пусконаладочных работах, обучение технического персонала покупателя. Особенно часто коммерческая передача «ноу-хау» имеет место во всевоз­можных видах лицензионных соглашений и контрактах на строительство и эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных и инфраструктурных объектов1.

Упомянутая Парижская конвенция — основополагающее международное соглашение в области охраны промышленной собственности, участниками которого являются более 100 государств. Страны-участницы образуют Союз для защиты промышленной собственности с постоянным Международным бюро в Берне (Швейцария). СССР присоединился к конвенции 1 июля 1965 г.. Конвенция не предусматривает создание международного патента, действу­ющего во всех странах-участницах. Цель конвенции — не унификация на­циональных законодательств об изобретениях и других объектах промышлен­ной собственности, а обеспечение льготных условий для приобретения прав на них иностранцами.

Следует выделить три ключевых положения Парижской конвенции. Во-первых, в ней для всех перечисленных объектов промышленной собственности закреплен принцип национального режима. Граждане и фирмы любой стра­ны-участницы (а следовательно, и России) пользуются такой же охраной их прав, какая предоставляется собственным гражданам и фирмам законода­тельством данной страны. Конвенция исходит из принципа взаимного пре­доставления национального режима. Поскольку национальное патентное законодательство продолжает действовать при подаче заявок на патент, дол­жны учитываться особые требования в каждой из стран, где испрашивается патент.

Во-вторых, конвенция установила право конвенционного приоритета за лицом, первым подавшим соответствующую заявку. С даты подачи заявки начинают исчисляться сроки конвенционного приоритета, установленные для патентов на изобретения и для полезных моделей в 12, а для промышленных образцов — б месяцев. Заявитель вправе на основании заявки в одной стране испрашивать охрану во всех других странах-участницах конвенции. Подобный принцип имеет заметное практическое значение, поскольку осво­бождает от необходимости одновременного патентования в ряде стран, что сопряжено со значительным объемом оформительской работы и денежных затрат.

В-третьих, конвенция определила ограничения исключительных прав па­тентообладателя в целях предотвращения злоупотреблений. В частности, если патентообладатель в течение конкретного срока не использует патент и пре­пятствует его использованию заинтересованными лицами, конвенция предус­матривает возможность выдачи принудительных лицензий.

Базисные положения Парижской конвенции нашли отражение в «Патен- тном закон е Российской Федерации», а также в других законодательных 1 Подробнее о «ноу-хау» см.: Штумпф Г. Договор о продаже ноу-хау. — М.:Прогресс,1976.


Маркетинг на рынках интеллектуального труда



актах России, связанных с регулированием промышленной и в целом интел­лектуальной собственности.

2. Рынок интеллектуальных продуктов и его особенности

Объекты промышленной и в целом интеллектуальной собственности вы­ступают на рынке в качестве специфических товаров.

Изобретения и усовершенствования, различные по своему назначению и масштабности, обладают тем не менее общим свойством — оказывать сти­мулирующее воздействие на научно-технический прогресс. Стремясь к уве­личению прибыли, капитал революционизирует технические процессы труда путем создания и использования новых методов и средств. Научно-техниче­ские достижения и опыт, в свою очередь, способны активно воздействовать на производство относительной прибавочной стоимости; как и другие товары, они приобретают способность оцениваться на рынке в зависимости от спроса и предложения.

Рассмотренные общие свойства объектов лицензий показывают, что они обладают специфическими характеристиками, отличающими их от обычных товаров. Именно эти свойства научно-технических достижений подлежат па­тентной защите или сохранению их в секрете иными способами. Другими словами, объекты лицензий не могут вовлекаться в сферу обмена наравне с обычными товарами.

Таким образом, анализ потребительной стоимости научно-технических до­стижений позволяет раскрыть две ее стороны. В сфере обмена, с одной стороны, проявляются конкретные индивидуальные свойства, по которым многочисленные изобретения чрезвычайно различаются и разделены на рын­ке. К этим свойствам относятся: внешняя форма, состав, назначение, техни­ко-экономические характеристики и т.д. С другой стороны, в той же сфере проявляются общие, наиболее существенные свойства изобретений, которые характеризуются новизной, способностью воплощать в себе революционизи­рующий элемент НТП. Общие свойства научно-технических достижений со­здают экономическую основу для их объединения в самостоятельный сектор мирового и национального рынков.

Что касается специфики стоимости объектов лицензий, то она состоит в следующем: эти объекты создаются в единственном числе в отличие от обыч­ных товаров; в то же время их стоимость должна сравниваться со стоимостью аналогов, в которых воплощен определенный общественно необходимый труд. В сфере обмена подобное сравнение может делаться с известными техниче­скими разработками, используемыми в тех же областях производства, что и новое изобретение. Все научно-технические разработки, как правило, ос­новываются на прежних достижениях, и даже при появлении принципиально новых изобретений всегда имеются аналоги (хотя, разумеется, и не полные) для такого сравнения.

В силу сказанного торговые операции с научно-техническими достижени­ями имеют ряд специфических черт, отличающих их от торговли обычными товарами. При лицензионной торговле эти черты состоят в следующем: на­ряду с материализованными предметами (приборы, машины, инструменты, вещества и т.д.) в сделках участвуют элементы интеллектуального труда («ноу-хау», технические знания, опыт), стимулирующие научно-технический прогресс в производстве у покупателя лицензии; передача товаров от про­давца к покупателю производится не в натуральной, вещественной, а в опосредованной форме (техдокументация, техпомощь); товары-лицензии по


464 Глава 41

своему назначению имеют сугубо индивидуальный характер и рассредото­чены по владельцам; для лицензионных сделок существенным является пра­вовая охрана изобретения от использования конкурентами, и они юридически оформляются как соглашения о передаче прав или разрешения на пользо­вание изобретениями.

Особенности коммерческого обмена научно-техническими достижениями, безусловно, придают определенную специфику новому сектору торговли, но не меняют экономической сути торговых операций с ними. В торговле обыч­ными товарами экономическая сущность, как известно, состоит в том, что происходит безвозвратная передача от продавца к покупателю потребитель­ных стоимостей товаров и окончательное использование их новыми владель­цами. Такое же экономическое содержание имеют и лицензионные сделки с научно-техническими достижениями. А используемый в технологическом об­мене лицензионный договор представляет собой сложную форму договора купли-продажи товаров с элементами других видов экономических связей (аренда, услуги, перемещение капитала), отражающего специфику научно-технических достижений как товаров.

Специфика торговли лицензиями состоит в том, что являясь новым звеном экономических связей и выполняя экономическую функцию, она вовлекает в товарообмен особый товар — научно-технические достижения — и осущест­вляет тем самым другую важную функцию — активно участвует в техно­логическом обмене.

Современные научно-технические связи, по каналам которых производится технологический обмен, делятся на две большие группы: некоммерческие и коммерческие, каждая из которых содержит различные формы передачи тех­нологии.

К некоммерческим формам технологического обмена относятся: научно-технические публикации, проведение выставок, ярмарок, симпозиумов, обмен делегациями и встречи ученых и инженеров, деятельность организаций по сотрудничеству в области науки и техники.

Коммерческие формы технологического обмена предусматривают: пере­дачу на условиях лицензионных соглашений права пользования изобретени­ями (патент, «ноу-хау», зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документацией; поставку машин и оборудования; ока­зание технической помощи, услуг типа «инжиниринг»; поставки комплектного оборудования; подготовку и стажировку специалистов; управленческие кон­такты; научно-техническое и производственное кооперирование.

Лицензионная форма технологического обмена охватывает не только про­дажу «чистых» лицензий, но и многие другие каналы передачи уникальных и прогрессивных технологий в виде так называемых «сопутствующих» ли­цензий. По этим каналам происходит передача передовой технологии при заключении сделок на наукоемкую машиностроительную продукцию, образ­цы, сооружение комплектных предприятий за рубежом, выполнение инжи­ниринговых работ, оказание технической помощи, обмен специалистами. При этом лицензионная часть таких сделок подлежит оформлению как для за­щищенных патентами разработок, так и для беспатентных («ноу-хау»).

Сейчас можно говорить о существовании единого, относительно обособ- ленного от д ругих, рынка лицензий, а в его границах — отраслевых рынков.

1 К «чистым» лицензиям следует относить продажу-покупку нововведений, имеющих целевое самостоятельное назначение. К «сопутствующим» лицензиям относятся такие технологии, пере­дача которых осуществляется в составе объектов и имеет зависимый, сопутствующий характер.


Маркетинг на рынках интеллектуального труда



В сфере обмена, помимо купли-продажи уникальных и прогрессивных тех­нологий, могут заключаться соглашения на передачу ставшей традиционной и даже морально устаревшей технологии. В этом смысле правомерно гово­рить о «рынке технологий», частью которого является рынок уникальных и прогрессивных технологий. Лишь на эту часть технологического обмена рас­пространяются лицензионная форма торговли и понятие «рынок лицензий». При всем многообразии и постоянном изменении новизны, значимости и условий применения имеющихся в мире технологий не всегда просто опре­делить границы между традиционной технологией, с одной стороны, и уни­кальной, а особенно прогрессивной, с другой. Однако для основной массы научно-технических достижений, в первую очередь, защищенных патентами и содержащих «ноу-хау», такой проблемы не существует. Принципиальные отличия потребительной стоимости уникальной и прогрессивной технологии от традиционной и морально устаревшей определили самостоятельную роль рынка лицензий в технологическом обмене на коммерческой основе, законо­мерности и тенденции его развития.

Аргументируя зарождение, существование и развитие самостоятельного рынка лицензий, следует исходить из того, что он обладает всеми основными чертами товарного рынка: однородностью его товаров — объектов лицензий, отраслевой и географической структурой, имеет свои правила и обычаи, определяющие характер взаимоотношений продавцов и покупателей в сфере обращения. Существуют свои формы рекламы, методика расчета цен, пра­вовые нормы, базисные разновидности лицензий.

Характерной особенностью товарного рынка лицензий является его уни­версальность, органическая связь со всеми отраслями производства. Причем, чем значительнее и больше в нем новизны или «пионерности», тем обширнее и универсальнее его связи с другими отраслями производства. Товарной массой рынка лицензий служит немалое и постоянно растущее число научно-технических достижений, рассредоточенных между многими владельцами изобретений. В сфере обслуживания возникла разветвленная сеть посреднических организаций, агентских фирм и брокеров, специализи­рующихся как на предоставлении информации о научно-технических дости­жениях, так и на продаже лицензий.

В настоящее время складываются условия, при которых реализация объ­ектов лицензий превращается в высокоэффективную форму достижений на­уки и техники как для продавцов, так и для покупателей лицензий. В ус­ловиях острой конкуренции становится неизбежным стремление к продаже собственных изобретений с целью укрепления своих позиций на рынке и получения дополнительной прибыли и одновременно к покупке «чужих» изо­бретений, позволяющих экономить время и средства на собственные разра­ботки. По мере роста спроса и предложения на изобретения, «ноу-хау», технические знания и опыт происходит насыщение этими специфическими товарами рынка лицензий.

3. Подготовка, оформление и использование лицензионных соглашений

До того, как приступить к подготовке лицензионного соглашения с парт­нером, продавцу (лицензиару) предстоит проделать значительный объем предварительной работы.

Во-первых, необходимо выявить целесообразность продажи технологии. Так, продажа ее на внешнем рынке может быть обусловлена следующими причинами:

30 Маркетинг



Глава 41


невозможностью или невыгодностью ее реализации на внутреннем рынке;

экономической, политической или иной невозможностью экспорта продук­ции, изготовляемой по данной технологии в потенциальных странах-импор­терах;

большим объемом внутреннего рынка и его слабой насыщенностью.

Во-вторых, следует найти потенциальных покупателей (лицензиатов) за рубежом после принятия местным лицензиаром решения о целесообразности патентования результатов научно-технических разработок и выяснения выгод от их продажи в виде патентной или беспатентной («ноу-хау») лицензии.

Объектом лицензии могут служить любая разработка конструктивного, технологического характера, состав материала или сплава, вещество, методы поиска и добычи полезных ископаемых, способ лечения, методы расчетов, сведения организационного, управленческого, финансового характера и т.д. как содержащие, так и йе содержащие изобретений, а также промышленные образцы, товарные знаки. Объект должен обладать достаточными технико-экономическими преимуществами по сравнению с имеющимися на рынке. Желательно, чтобы он был освоен до стадии, позволяющей гарантировать покупателю достижение определенных технико-экономических показателей. Практика подтверждает, что потенциальные покупатели зачастую отказыва­ются от приобретения технологий, не доведенных до стадии промышленного использования.

Рекламирование лицензий существенно отличается от рекламы товарной продукции прежде всего тем, что оно направлено на производителя, а не на потребителя. Важно начать рекламную работу тогда, когда созрели объ­ективные возможности для заключения соглашения и выполнения всех его условий. Преждевременный выход с рекламой может дискредитировать раз­работку, запоздалый — бесполезен.

Для выяснения намерений потенциальных покупателей и уточнения соб­ственных возможностей проводятся предварительные переговоры, встречи технических специалистов. На них детально обсуждаются все параметры объекта лицензии, объем передаваемых прав, объем и характер предлагае­мых услуг, объем и виды передаваемой информации, сроки командирования и стажировок, возможности поставок оборудования, комплектующих, полу­фабрикатов и другой продукции, необходимых для освоения производства продукции по лицензии, а также технические и патентно-правовые гарантии продавца.

Предварительные переговоры могут завершиться протоколом о намере­ниях или разработанными техническими приложениями к договору, завизи­рованными представителями обеих сторон. На переговорах могут быть обсуждены и сформулированы практически все вопросы, за исключением чисто коммерческих и юридических.

Цена на лицензию должна обеспечить покупателю, несмотря на его из­держки при приобретении, включая оплату лицензий, капитальные затраты на ее внедрение, трудовые, временные затраты и др., возможность в конеч­ном итоге получить прибыль, превышающую прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям, и достаточно стабильную в течение длительного периода. В России и за рубежом имеются методики расчета цены лицензии, основанные на мировом опыте лицензион­ной торговли. Цена лицензии, т.е. вознаграждение, выплачиваемое лицензи­ару за использование его технологии и потерю рынков, представляет собой часть прибыли, получаемой при использовании такой технологии. Исходя


Маркетинг на рынках интеллектуального труда 467

из практики доля продавца технологии в прибыли покупателя колеблется обычно в пределах 10 — 35 %. Формы выплаты лицензионного вознаграж­дения: роялти и паушальные платежи.

Роялти — лицензионное вознаграждение в виде периодических отчисле­ний (доли от прибыли или суммы продаж продукции, произведенной по лицензируемой технологии). В «чистом» виде или в сочетании с другими видами выплаты встречаются в подавляющем большинстве лицензионных соглашений. При долгосрочных соглашениях применяются дифференцирован­ные ставки, обычно уменьшающиеся с годами. Снижение ставок по мере роста продаж используется для стимулирования лицензиата к расширению производства.

Паушальный платеж — выплата твердо установленной суммы лицензи­онного вознаграждения единовременно (иногда в два-три приема). Это ре­дкая форма, применяемая обычно при продаже прав на патенты или при разработке технологии на уровне идеи.

Чаще используются комбинированные платежи, включающие первона­чальную сумму в виде паушального платежа (10-15% общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

Срок действия лицензионного соглашения зависит от:

патентной ситуации (срок действия патентов и их надежность в случае запатентованной технологии, степень новизны и вероятность раскрытия «ноу-хау»);

условий соглашений на аналогичную или близкую продукцию;

стремления разработчика получать от лицензиата данные об усовершен­ствовании объекта соглашения в период его действия;

времени, необходимого на освоение лицензии;

срока морального старения объекта соглашения;

условий платежа, в том числе заинтересованности лицензиата в продле­нии соглашения при комбинированных платежах.

В практике, как отмечалось, сложились три основных вида лицензионных соглашений.

По договору простой лицензии лицензиар разрешает на определенных условиях использовать изобретение или «ноу-хау», оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных по условиям лицензий другим заинтересованным лицам. На практике заключение дого­воров простой лицензии распространялось в тех областях, где предметы лицензий относятся к сфере массового производства и широкого потребления, где производимая продукция не поддается точному учету, а постоянная по­требность в ней весьма велика (медикаменты, пищевые продукты и т.п.).

По договору исключительной лицензии лицензиату представляются ис­ключительные права на использование изобретения или секрета производ­ства в пределах, оговоренных в соглашении. Лицензиар не вправе предостав­лять аналогичные по условиям лицензии другим лицам на территории, в пределах которой лицензиат использует свои исключительные права. Иск­лючительная лицензия является наиболее часто применяемым видом лицен­зионного соглашения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.