Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 79 Основные вопросы проверок исполнения зак-ва об образовании, типичные нарушения




Одним из важнейших направлений прокурорского надзора является защита права несовершеннолетних детей на образование. При этом в поле зрения органов прокуратуры должны находиться учреждения всех типов: дошкольные, общеобразовательные, специальные (коррекционные), учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования.

Особое внимание следует уделять надзору за соблюдением прав несовершеннолетних и их родителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности, нужно пресекать случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы.

Проверка исполнения требований законодательства об образовании в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) предваряется анализом жалоб и заявлений, поступивших от граждан в территориальный орган управления образованием, прокуратуру, по вопросам нарушения конституционных принципов общедоступности и бесплатности дошкольного образования. При этом нужно обратить внимание на жалобы в связи с нарушением первоочередного порядка комплектования ДОУ.

Проверку в соответствии с положениями ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» рекомендуется проводить с участием специалистов финансового отдела территориального управления административного района.

Из территориальных органов управления образованием должны быть истребованы сведения о количестве дошкольных образовательных учреждений, их наполняемости, устанавливается количество ДОУ, ликвидированных или реорганизованных, использующихся не по назначению, сдающих помещения в аренду.

Оценке подлежит состояние ведомственного контроля за деятельностью ДОУ (планирование и анализ работы по данному направлению, эффективность принимаемых мер, в том числе дисциплинарного воздействия, применяемого к руководителям образовательных учреждений, допустившим нарушения законодательства).

В ходе проверки ДОУ надлежит установить:

соответствуют ли требованиям законодательства об образовании уставы и локальные акты образовательного учреждения?

Необходимо истребовать и изучить уставы и локальные акты ДОУ, установить их соответствие закону РФ «Об образовании в РФ», «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, дошкольному образованию», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Закона РФ «Об образовании в РФ» между ДОУ и родителями (законными представителями) заключается договор, регулирующий взаимоотношения между ними.

В ходе проверки необходимо изучить договоры, проверить их соответствие требованиям федерального законодательства, установить, есть ли ущемляющие права родителей пункты об обязательной «спонсорской» или «благотворительной» помощи с их стороны. Нужно выяснить, как оформляется прием от родителей добровольных пожертвований, как они используются, осуществляется ли отчет перед благотворителями;

законность и обоснованность установления ежемесячной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание детей в ДОУ. Нужно обратить внимание на недопустимость ежемесячного внесения денежных средств родителями на нужды ДОУ, отчисления детей при наличии задолженностей;

имели ли место факты введения денежных сборов на образовательные услуги, оказываемые в рамках государственных образовательных стандартов. При этом нужно проверить, на законных ли основаниях предоставлялись платные образовательные услуги, не было ли допущено безальтернативное объединение платных услуг в комплекс, соблюдался ли принцип добровольности;

имеется ли лицензия на оказание конкретного вида платных услуг, получено ли согласие учредителя на оказание платных услуг, не включенных в уставную деятельность;

наличие договоров между образовательным учреждением и юридическими лицами, оказывающими в соответствии с имеющимися у них лицензиями платные услуги, наличие трехсторонних договоров о совместной деятельности между ДОУ, родителями и этими организациями, соответствие договоров требованиям закона, наличие трудовых соглашений или договоров подряда с работниками, оказывающими платные услуги;

соблюдается ли установленный законодательством норматив наполняемости групп воспитанников;

соблюдается ли ст. 51 Закона РФ «Об образовании в РФ», в соответствии с которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Необходимо установить количество несчастных случаев, происшедших с воспитанниками ДОУ в текущем году, соблюдались ли требования Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками системы образования от 01.10.1990 г. № 639, которое юридически не отменено и действует в части не противоречащей законодательству РФ;

соблюдаются ли требования законодательства при распоряжении имуществом, закрепленным за образовательным учреждением на праве оперативного управления, в том числе при сдаче в аренду основных фондов и имущества;

Необходимо проверить, отвечают ли заключенные договоры требованиям закона, при этом нужно обратить внимание на следующие аспекты:

Наличие согласия совета образовательного учреждения на сдачу в аренду закрепленных за учреждением объектов собственности;

Обязательность оформления договоров аренды (зданий, отдельных помещений, земельных участков) через соответствующий орган управления имуществом;

Предоставление в орган реестров договоров, предусматривающих почасовую аренду, перечисление в бюджет субъекта РФ процентных отчислений от суммы арендной платы и.т.д.

При проведении проверки в учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования следует иметь ввиду, что государством гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии со ст. 16 указанного Закона в части, не урегулированной настоящим Законом, учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения указанных видов, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, и закрепляет его в уставе образовательного учреждения.

Проверке также подлежит соблюдение социальных, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.