Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ш 5. Художественная «удьтура средневековья




монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного творчества, начинается подлинный расцвет империи и необык­новенная активность монастырских центров. Пери­ферийная культура (оггоновская, англосаксонская, ис­панская, итальянская) ассимилирует каролингскую традицию.

 

1 § 3. Классическое средневековье ___________

Классическое средневековье охватывает период XII—XIV веков. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия.

Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в кото­рых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов ч ристианской веры с учетом достижений современной пауки. В связи с этим важнейшей проблемой схоласти­ки был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). Ранняя схо­ластика (XI—XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Ио­анн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались ра­ционально аргументировать его существование. Зре­лая схоластика (XII—XIII вв.: Фома Аквинский, Аль­берт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (XIII—XIV вв.: Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. Отказав­шись от рационального объяснения христианских дог­матов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана — credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).

В ряду наиболее выдающихся представителей сред­невековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193—1280) и Фома Аквинский (1225— 1274). Альберт Великий начал перестройку и энцикло­педическую систематизацию христианского богосло-

Раздел I Мировая хржесшшш культура

вия с опорой на учение Аристотеля. В то время энцик­лопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по раз­личным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение ко­торого «Сумма теологии» обобщало основы средневе­кового мировоззрения. Утверждая, что природа завер­шается в благодати, а разум — в вере, он различал истины разума и недоступные разуму истины открове­ния. Им же были сформулированы пять доказательств существования Бога.

Появление университетов. Средневековая фило­софия занимала видное место в университетском об­разовании. В XI—XII веках в Европе открываются пер­вые университеты (от лат. universitas — объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 году на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В XII—XIII веках возникают уни­верситеты в других странах Западной Европы. В Анг­лии первым был университет в Оксфорде (1167), вто­рым— университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Па­рижском университете имелось четыре факультета: об­щеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богослов­ский, медицинский, юридический (старшие факульте­ты, куда принимались студенты, окончившие общеобра­зовательный факультет).

Университет делился на «землячества» — объеди­нения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. facultas— возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализа­ция университетов: крупным центром изучения рито­рики и канонического права являлся Болонский универ­ситет. Сорбоннский университет был признанном центром теологии. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и фи­лософию.

I лава 5. Художественная культура средневековья

С XII по XV век в Европе возникло 46 университе­тов, они приняли эстафету у монастырских школ пред­шествующего периода и подняли культуру образова­ния на еще большую высоту.

Романский стиль. В западноевропейском искусст-не раннего средневековья господствовал романский стиль (X—XII вв.). Его принято считать первым архи­тектурным каноном европейского средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византий­ского искусства, но представлял уже нечто новое. За­родившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распростра­нился по всей Италии. Термин «романский», как и многие другие научные понятия, описывающие про­шлое человеческой культуры, был введен французски­ми археологами только в XIX веке. Ученые увидели сходство тогдашних построек с древнеримской архи­тектурой (в латинском языке romanus — римский), с ее полукруглыми арками, элементами украшений и т. д. ('истекие постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, зна-чительной высотой башен, так как они выполняли функции фортификационных сооружений. Массивные романские строения символизировали не только по­литическую и культурную преемственность от Древ­него Рима, но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, о всемогуществе христианского Бога. Поэтому романские церкви назы­вают «замками Бога». Характерные особенности роман­ской архитектуры — полуциркульные арки, купольные конструкции и массивные западные порталы.

Наполовину храм Божий, наполовину крепость для обороны — так назвал Вальтер Скотт романские со­боры Англии. Часто крепость-дворец выполняла функ­цию резиденции архиепископа или монастыря. В эпо­ху раннего средневековья монахам приходилось быть не только духовными учителями, ко и воинами, в со­вершенстве владевшими искусством обороны. Исто­рия романского собора в Дареме (Англия) начинается в 995 году, когда монахи, жившие на острове Линдис-фарне в Северном море, из страха перед грозными викингами начали искать надежное укрытие для мо-

Раздел 2. Мировая кудажвЕтвенная культура

щей св. Кутберта. Наконец эти смельчаки по чудесно­му знамению нашли подходящее место у излучины реки и в начале XI века построили там церковь, а йотом крепость. Дарем стал епископской резиденци­ей с обширными земельными угодьями (что и полага­лось духовному центру).

Тяжеловесность массивных стен подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Высокие башни — главный элемент архи­тектурной композиции. Монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, становятся ведущим видом храмового декора. Таковы соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), в Клюни (Бургундия), в Каене (Нормандия), во Флорен­ции, Пизе и Милане (Италия).

Те же черты массивности характерны для хра­мовых сооружений, которые изнутри покрывали на­стенные росписи — фрески, а снаружи — ярко раскра­шенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь — основные виды романских соору­жений, дошедшие до нашего времени. Центральное место в живописи и скульптуре занимают темы, свя­занные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе. Для романской пластики типичны монументальная обобщенность форм, отклонения от реальных пропорций. При этом сохраняется напря­женная духовная выразительность.

В эпоху романского стиля расцветает книжная ми­ниатюра, а также декоративно-прикладное искусство: литье, чеканка, резьба по кости, художественное ткаче­ство, ювелирное искусство. Важную роль во всех видах романского искусства играет орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны.

Готика. На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурно­го центра из уединенных монастырей в шумные квар­талы средневекового города, духовным центром кото­рого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитекту­ры. На смену культуре монастырей приходит культу­ра соборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.