Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лава 10. Искусство древнерусского государства




государства — Золотой Орды. Власть русских князей н их землях сохранялась, но они вынуждены были каждый раз испрашивать согласие ордынского хана на право княжения. Страна вынуждена была платить за­воевателям огромную дань.

Первые 50 лет после вторжения русская культура переживала нечто вроде культурного шока: затихли культурные связи Руси с Византией и Западной Евро­пой, вместо каменного господствовало деревянное зод­чество, памятники которого выгорали после частых городских пожаров, были утрачены технические навы­ки по выделыванию перегородчатой эмали, черни, резьбы по камню, стеклоделия.

Важную роль духовного наставника и защитника поры в период татаро-монгольского ига играла Цер­ковь. От нее исходили не только просветительские, но и объединительные идеи. Православная Церковь не только утешала страждущих, но и призывала к борьбе за независимость.

Духовное сознание народа того времени можно на­зывать катастрофическим, иноземное вторжение и массовая резня воспринимались как наказание за гре­хи. Древнерусская литература повествует о чудовищ­ной катастрофе, обрушившейся на русский город, ко­гда все население физически уничтожалось, так что некому было оплакать убитых: «И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни пла­чущего, ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, по все вместе лежали мертвые»1.

Людей поначалу охватило уныние и безысходность. Христианство, признававшее уныние и безучастность к своей судьбе одним главных грехов, наставляло лю­дей на путь праведный. Постепенно культурный шок проходил, восстановилось мирное течение жизни, поя­вились люди, задумывавшиеся о милосердии и спасе­нии. Во второй четверти XIV века формируется новое подвижничество —пустынножителей. Большинство монахов уходит в лесные дали, создаются многочислен-


 

ныс скиты (вероятно, отгреч. Sketis — название обите­ли в Египте) — кельи отшельников в отдалении от мо­настырей или небольшие монастыри. Позже скитами стали называться общежития беглых старообрядцев в Поволжье и Сибири. Главой и учителем нового пустын-ножительного иночества был Сергий Радонежский (ок. 1321 —1391), один из наиболее известных духовных наставников русского народа. Будучи основателем и игуменом Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий стал инициатором введения общежитийного устава в русских монастырях. Он активно поддерживал объединительную и национально-освободительную по­литику московского князя Дмитрия Донского (1350— 1389), благословение которого на битву с Мамаем преподобным Сергием стало уже хрестоматийным сю­жетом.

Иконопись. Как и другие местные школы, москов­ская школа прославилась в области иконописи и зодче­ства. Расцвет московской иконописной школы прихо­дится на период с 1400 года по конец XVI века. Она дала миру великих мастеров — Андрея Рублева («Троица» которого, хранящаяся в Третьяковской галерее, пред­ставляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством) и Дионисия. Ее ранний период проходил под влиянием художников новгородской школы, прежде всего Феофана Грека, который около 1400 года переезжает в Москву. В жи­вопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Его лучшим учеником явился монахАндрейРублев (ок. 1360(1370] —ок. 1430), кото­рый, по существу, и стал основателем московской шко­лы живописи. А. Рублев не только усвоил от своего учи­теля манеру передавать в изображениях святых особую одухотворенность и грацию, но и превзошел его в этом мастерстве.

Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человеч­ность и возвышенная одухотворенность образов (ико­на «Троица»). В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, дета­ли иконы, усиливая значение и смысл композиции картины. Его манере подражали иконописцы после­дующих поколений, но добивались меньшего эффек-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.