Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и специфика осуществления прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия




Прокурорский надзор за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия представляет собой самостоятельное направление прокурорской деятельности в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, заключающееся в наблюдении соответствующими прокурорами за законностью принимаемых следователями решений и соблюдением ими прав и законных интересов лиц, вовлеченных в предварительное следствие.

Федеральный закон № 214 от 24.07.2007 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» освободил прокурора от функции процессуального руководства деятельностью следователей, что повлекло за собой существенное изменение содержания прокурорского надзора в этой сфере.

Статья 37 УПК РФ устанавливает, что в ходе досудебного производства прокурор осуществляет функции уголовного преследования и прокурорского надзора. Учитывая, что реализация функции уголовного преследования на досудебном этапе в органах прокуратуры возложена на Следственный комитет, обладающий значительной административной автономией, прокурор в ходе предварительного следствия в настоящий момент фактически осуществляет лишь функцию надзора за законностью процессуальной деятельности следователей.

Анализ полномочий прокурора позволяет сделать вывод о том, что применительно к надзору за предварительным следствием законодатель реализовал концепцию так называемого «чистого» надзора.

Эти взгляды были сформулированы в 80-х годах прошлого столетия. Их суть заключается в том, что прокурор освобождается от распорядительных полномочий, позволяющих ему непосредственно вмешиваться в ход предварительного следствия и влиять на его производство. Он полностью лишается руководящей роли на предварительном следствии. Руководство предварительным следствием отграничивается от надзора и возлагается на руководителей соответствующих следственных органов и подразделений. За прокурором остаются лишь полномочия по утверждению обвинительного заключения.

Основная цель такого построения прокурорского надзора заключается в обеспечении большей самостоятельности следователей и повышении качества предварительного следствия. Прокурор, не отвечая за результаты предварительного следствия, не руководствуется ведомственным интересом при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд. Более того, по каждому поступившему делу он оценивает его качество с позиции дальнейшего поддержания обвинения в суде, поскольку именно прокурор несет персональную ответственность за успешную реализацию и состоятельность государственного обвинения. В этой связи он не заинтересован в направлении в суд некачественных уголовных дел. Кроме того, учитывая его право рассматривать жалобы на действия и решения следователя, у прокурора уже до поступления уголовного дела формируется представление о качестве проведенного предварительного следствия по конкретному уголовному делу, что позволяет принимать ему решение независимо от мнения следователя или руководителя следственного органа.

Фактическое отсутствие у прокурора властно-распорядительных полномочий и возможности непосредственно осуществлять уголовное преследование в ходе предварительного следствия исключают инициативный характер прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя.

Перед прокурорским надзором за законностью процессуальной деятельности следователя стоят те же задачи, что и перед отраслью в целом: соблюдение прав и свобод лиц, вовлеченных в предварительное следствие; защита интересов общества и государства в части исполнения требований законов о быстром и полном раскрытии преступлений; обеспечение правильного применения уголовного и уголовно-процессуального закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и не один не винновый не был привлечен к уголовной ответственности.

Между тем у этого направления существуют свои специальные, свойственные только ему цели и задачи. Основной целью прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности следователя является обеспечение соблюдения и исполнения требований уголовного и уголовно-процессуального закона при утверждении обвинительного заключения по уголовному делу. Эта цель достигается через решение следующих задач:

1) тщательное изучение при утверждении обвинительного заключения соответствия выводов предварительного следствия фактическим обстоятельствам дела;

2) соблюдение уголовно-процессуальных норм при выполнении следственных действий;

3) обеспечение законного и обоснованного привлечения к уголовной ответственности;

Таким образом, сущность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следователя заключается в обеспечении принятия законного и обоснованного решения о привлечении лица к уголовной ответственности, достижения качественных результатов предварительного следствия для успешного поддержания в суде государственного обвинения.

Правовой основой осуществления прокурорского надзора в данном направлении помимо Закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства выступают Приказ Генерального прокурора РФ № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; Приказ Генерального прокурора № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.