КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение контроля качества пищевых продуктов
Контроль качества пищевых продуктов должен осуществляться на различных уровнях - производственном, ведомственном, государственном, общественном. Производственный контроль — за соблюдением стандартов, медико-биологических требований и санитарных норм на всех этапах производства: использование сырья, технологическая обработка, хранение и реализация готовой продукции. Важное место в производственном контроле отводится испытательной лаборатории, которая должна быть аттестована, отвечать современным требованиям аналитического и бактериологического контроля качества пищевых продуктов. Производственный контроль так или иначе связан с сертификациейпродукции, производства или систем менеджмента качества. Об этой стороне деятельности предприятия изложено в шестой главе учебника. Ведомственный и государственный контроль складывается, с одной стороны, из ведомственных традиций, с другой — обусловлен развитием системы контроля качества пищевой продукции в Российской Федерации и за рубежом. Основное место в этой системе занимают: - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; - Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии; - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; - Федеральная таможенная служба; - Министерство внутренних дел РФ; - Торгово-промышленная палата. Каждая из этих организаций имеет свои ведомственные документы, определяющие правила и порядок контроля качества пищевой продукции. Важно отметить, что такая работа должна осуществляться в пределах конкретных полномочий и компетенции данных организаций. В большинстве случаев между контролирующими организациями заключены соглашения по взаимодействию. Координирующая роль отводится федеральной антимонопольной службе.
Общественный контроль является действенным рычагом влияния потребителя на качество продукции, помогает осуществлять практическую схему взаимоотношений потребителя, изготовителя, продавца и исполнителя. Принятие Закона РФ «О защите прав потребителей» (1993 г.) обеспечило возможность создания широкой сети организаций по защите прав потребителей. В настоящее время такие организации успешно функционируют на уровне краевых, областных и местных администраций. В этом Россия приближается к мировому опыту участия такого рода организаций в контроле качества продукции, обеспечивается возможность борьбы потребителя за свои права. Маркировка пищевых продуктов является, в определенной степени, средством обеспечения контроля их качества, используется контролирующими организациями (третьей стороной) для идентификации и экспертизы. В зависимости от вида тары и упаковки маркировки подразделяют на транспортные и маркировки потребительской упаковки. Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке страны-изготовителя, в случае направления продукции на экспорт — на языке той страны, куда предназначен продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора. Помимо текста маркировка потребительской упаковки имеет художественное оформление и содержит условные обозначения. Условные обозначения касаются главным образом консервной продукции. На крышки жестяных банок наносится методом выдавливания или несмываемой краской информация в последовательности. 1. Ассортиментные номера и знаки. Имеют важное значение при идентификации пищевых продуктов. Применяются в основном как элемент маркировки консервной продукции. Выштампованный на крышке номер позволяет без вскрытия банки определить вид рыбных, мясных, молочных и других консервов.
2. Маркировка пищевой и энергетической ценности — основная характеристика пищевых продуктов. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 №401-ст утвержден ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребления. Общие требования». При разработке этого документа учтены основные принципы рационального питания, требования в области культуры питания и здорового образа жизни. 3. Знак соответствия — подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям стандарта, других нормативных документов. Разрешение или лицензия на пользование знака соответствия выдается органом по сертификации в установленном порядке. 4. Товарный знак — специальное обозначение, по которому можно отличить товары и услуги одних фирм от однородных товаров и услуг других фирм. Разработка, утверждение и применение товарного знака регулируется Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.). 5. Кодирование продовольственных товаров — распространенный элемент маркировки. В качестве кода могут использоваться различные знаки: цифры, черточки, квадраты и др., которые несут в себе конкретную информацию о товаре 6. Наиболее известны следующие кодовые системы: - европейская EAN (European Article Numbering); - германская BAN (Bundeseinheitliche Artikelnurnmer); - американская URC (Universal Product Code); - японская (Carla Code). В настоящее время просматривается тенденция к унификации различных систем, что вызвано необходимостью выработки единых форм торговых операций. В этом плане заслуживает внимание штриховой код EAN, получивший наибольшее распространение на международном потребительском рынке. Код EAN разработан Международной ассоциацией товарной нумерации, находящейся в Брюсселе. Официальным представителем ассоциации в России является UNIScan — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Эта организация имеет право выдавать официальные регистрационные свидетельства пользования системой EAN. Такие свидетельства имеются также и у российских предприятий России.
Код EAN — это 13- или 8-разрядный цифровой код, состоящий из сочетаний штрихов и пробелов. Каждая цифра кода представляет сочетание двух штрихов и двух пробелов. 13-разрядный код включает: - код страны, где произведен товар; - код предприятия-изготовителя; - код самого товара; - контрольное число для считывания (сканирования) информации. 8-разрядный код включает: - код страны; - код изготовителя; - контрольное число.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |