Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление признаков преступлений, проверочные действия, возбуждение уголовного дела




Признаки налогового преступления могут быть достаточно очевидны, носить явный характер, но могут и не выделяться на общем фоне право­мерной деятельности.

К числу явных признаков следует отнести:

а) полное несоответствие реальной хозяйственной деятельности ее до­
кументальному отражению;

б) несоответствие записей в бухгалтерских документах: первичных —
учетным, учетных — отчетным;


§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 753

в) наличие материальных подлогов в документах (дописки, исправле­
ния, подчистки, замена страниц и т. д.);

г) уничтожение бухгалтерских документов (первичных, учетных, отчет­
ных);

д) инсценировка несчастного случая (пожар, затопление) или банкрот­
ства.

К неявным признакам относятся всякого рода нарушения, которые мо­гут трактоваться как отсутствие профессионализма, небрежность. К их чис­лу относятся нарушения: правил ведения учета и отчетности, правил веде­ния кассовых операций, правил списания товаро-материальных ценностей, правил документооборота, технологической дисциплины.

Источниками первичной информации могут быть и лица определенной категории: продавцы, не участвующие в налоговом преступлении, не осоз­нающие факт его совершения; очевидцы каких-либо криминальных или финансовых операций, не отдающие себе отчет в их сути (секретари, шо­феры, работники охраны и др.); лица, замешанные в преступлении (контр­агенты, пособники, поставщики, потребители); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий, представители общественности и добро­вольные помощники органов дознания; налоговые инспекторы, представи­тели внебюджетных фондов, сотрудники органов внутренних дел1.

Практика свидетельствует о том, что наиболее частыми поводами к воз­буждению данной категории уголовных дел являются: непосредственное обнаружение налоговых преступлений органами внутренних дел, сообще­ния налоговых инспекторов; использование криминальной милицией ин­формации указанного выше рода, получаемой из различных источников.

Проверка материалов, свидетельствующих о наличии признаков налого­вых преступлений, осуществляется в основном подразделениями крими­нальной милиции по борьбе с экономическими и налоговыми преступле­ниями. В ходе таких проверок проводятся оперативно-розыскные меро­приятия по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в соответствии с законодательством РФ (Закон об ОРД, ст. 36 НК РФ).

Для этапа проверочных действий характерны две типичные ситуации: 1) первичная информация получена негласным путем; 2) первичные дан­ные поступили из открытых и официальных источников (документов нало­говых инспекций, заключений аудиторных служб, актов контрольно-реви­зионного управления (КРУ), от средств массовой информации).

1 Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствова­ния государственного управления в Российской Федерации» (п. 2, 3) с 1 июля 2003 г. упразднена налоговая полиция (ФСНП). Вместо этого в центральном аппа­рате МВД России бьша создана Федеральная служба экономических и налоговых преступлений (ФСЭНП), в состав которой входили два главных управления: управ­ление по борьбе с экономическими преступлениями (ГУБЭП) и управление по на­логовым преступлениям (ГУНП). В 2004 г. в связи с изменением структуры МВД России данные виды преступлений отошли к Департаменту экономической безопасности, в составе которого действуют оперативно-розыскные бюро по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями в разных сферах экономики (банковской, предпринимательской и т. д.). На региональном и местном уровнях действуют отделы, отделения, группы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, введенные в состав криминальной милиции постановлением Пра­вительства РФ от 24 июня 2003 г. № 302 «О подразделениях криминальной мили­ции».



Глава 49. Налоговые преступления


Для первой ситуации закономерна скрытая проверка: негласное наблю­дение за передвижением и сбытом товарно-материальных ценностей, сы­рья, продукции, за технологическими процессами производства; изучение документооборота, осмотр помещений, транспорта, беседы с работниками, возможными свидетелями. На этой же стадии осуществляются запросы в криминалистические учеты и банки данных (о личностях, об аналогичных способах совершения преступлений и т. д.).

При получении информации из официальных источников проверка но­сит комбинированный характер. Основное внимание уделяется открытым (гласным) действиям. Однако то, что не удается выявить таким путем, ста­раются установить негласно.

Гласными действиями по рассматриваемым преступлениям, осуществ­ляемыми до возбуждения уголовного дела, являются: ревизии, аудиторские проверки по заданию налоговой инспекции, криминальной милиции; за­просы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и докумен­тов сотрудниками криминальной милиции; получение образцов сырья, по­луфабрикатов и готовой продукции путем «контрольных закупок»; получе­ние объяснений от должностных и материально ответственных лиц.

Существенная роль в ходе выполнения как гласных, так и негласных проверочных действий отводится специалистам. Такие специалисты, как бухгалтер, ревизор, аудитор, могут дать консультацию по вопросам: опре­деления вида документа и его относимости к данному расследованию; ус­тановления того, кто из должностных лиц мог быть причастен к составле­нию конкретного документа; каким образом может быть истолкована соб­ранная информация; в чем выражались отступления (и какие) от существующих правил и т. п.

Если в качестве проверочного действия осуществляется ревизия, то ти­пичными вопросами являются: какова величина сокрытой части налогооб­лагаемой прибыли; какова сумма неуплаченного налога; каким образом скрывался налогооблагаемый доход; какова продолжительность выявлен­ных налоговых правонарушений; что способствовало их совершению.

В ходе любого из перечисленных выше проверочных действий должны приниматься меры, обеспечивающие: сохранность документов, в особен­ности тех, которые предстоит изъять; подбор свободных образцов (прежде всего подписей должностных лиц); поиск всевозможных черновых запи­сей; нейтрализацию противодействия следствию (проверке). Такое проти­водействие возможно в самых различных формах: уничтожение документов и вещественных доказательств, инсценировка несчастных случаев в отно­шении имущества или людей; утаивание партнеров по нелегальному бизне­су; прямые угрозы свидетелям, специалистам, инспекторам, сотрудникам криминальной милиции.

Информацию, собранную в ходе проверочных действий, оценивают с нескольких позиций:

а) ее относимость к целям и задачам расследования;

б) допустимость и целесообразность использования (в качестве доказа­
тельной, в качестве ориентирующей);

в) достаточность полученных данных для возбуждения уголовного дела
и принятия процессуальных решений;

г) перспективы расследования.

С учетом того, что значительное число уголовных дел возбуждают на основании материалов проверок, осуществляемых органами налоговой


§ 2. Выявление признаков преступлений, проверочные действия 755

службы, целесообразно подробнее остановиться на рассмотрении этих ма­териалов.

В соответствии со ст. 87—89 НК РФ сотрудники налоговых органов впра­ве проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Камеральные проводятся по месту нахождения налогового органа, выездные — по месту нахождения налогоплательщика (организации, предприятия, филиала и т. д.). Выездная проверка может продолжаться от одного до трех-четырех месяцев. В ходе таких проверок налоговый орган вправе проверять предос­тавленные налогоплательщиком документы, затребовать иные документы, получать объяснения налогоплательщика, собирать иные сведения, способ­ствующие правильному исчислению налога. При выездной налоговой про­верке уполномоченные лица вправе проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производ­ственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, исполь­зуемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объекта нало­гообложения, изымать документы и предметы (ч. 4 ст. 89, ст. 90—94 НК РФ).

По результатам проверки составляется акт, к которому прилагается на­логовая декларация и иные необходимые документы, а также объяснение налогоплательщика.

В результате проведенной налоговой проверки в структурные подразде­ления органов криминальной милиции по борьбе с экономическими и нало­говыми преступлениями должны быть направлены следующие документы:

а) письменное сообщение о фактах сокрытия доходов (прибыли или
иных объектов налогообложения) налогоплательщиком;

б) акт документальной проверки соблюдения налогового законодатель­
ства и решение по нему начальника Госналогинспекции (с приложением
подлинных бухгалтерских документов, деклараций, истребованных и изъя­
тых в ходе проверки документов (предметов));

в) документы о разъяснении налогоплательщику его прав, а также его
возражения и объяснения;

г) объяснения должностных лиц налогоплательщика, если они были да­
ны;

д) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за
финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;

е) протокол, постановление и иные документы о привлечении к адми­
нистративной ответственности за неуплату налогов (если это имело место
ранее).

Собранные в ходе первичной проверки и направляемые из налогового органа материалы несут информацию лишь об объективной стороне, т. е. о механизме совершения налогового преступления, не позволяя получить представление о субъективной стороне.

Для того чтобы избежать,необоснованного возбуждения уголовного де­ла, следствию необходимо:

тщательно изучить все материалы проверки, проведенной налоговым органом, обратив особое внимание на то, указаны ли в акте проверки ис­следованные бухгалтерские документы, приложены ли необходимые доку­менты к акту проверки;

изучить изъятые и представленные с актом проверки документы (вос­пользовавшись помощью специалиста: бухгалтера, аудитора, ревизора);



Глава 49. Налоговые преступления


ознакомиться с данными оперативно-розыскных действий, проведен­ных структурным подразделением по борьбе с экономическими и налого­выми преступлениями криминальной милиции;

получить объяснения у налогоплательщика (лиц, ответственных за фи­нансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта, и лиц, подписавших декларацию).

По результатам этих действий следователь принимает решение о возбу­ждении уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.