Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовку к трудоустройству необходимо улучшать




 

Проблема оценки качества высшего образования и его повыше­ния является одной из самых актуальных для всей образова­тельной сис­темы Рос­сийской Федерации, а по­нятие «ка­чество образования» не имеет общеприня­того определения, так как все участники образова­тель­ного про­цесса и заин­тересованные лица вкладывают в него свой смысл [361]. Причём в ус­ловиях современной экономики актуальны проблемы [362]: 1 - несоот­ветствия имеющихся профессий (специаль­ностей) и уровней квали­фика­ции выпускников требованиям работода­телей; 2 - дисба­ланса между спро­сом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Необходимо срочно разработать и внедрять новые методы улучшения обучения сту­ден­тов с учётом по­требностей рыночной эко­номики и их буду­щего трудоустройства, так как:

- Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты тру­доустройства выпускников вузов в первый год после полу­чения ими дипломов одним их аккредитационных показате­лей вузов (обращение выпускников в службу занятости очень сильно ухудшает показатели вузов и при большом количестве не нашедших работу выпускников их планируют закрывать), а также поставило пе­ред педагогическими ву­зами за­дачу сильно улучшить практическую подготовку студентов без увеличения времени их обу­чения, в том числе за счёт организации их оплачиваемой работы во время учёбы;

- выпускникам без стажа работы трудно найти хоро­шую работу.

Поскольку качество образования представляет собой ценность для конкретного по­требителя, то его оценивают ве­личиной челове­чес­кого ка­питала, получаемого при по­луче­нии обра­зования [363-366]. Фор­мирова­ние человеческого капитала связано с приобретением уме­ний и навыков, развитием способностей человека в тече­ние всей жизни [365].

Поэтому инновационно-ориентированное профессиональное обра­зование должно: быть согласовано с концепцией долгосрочного социаль­но-экономического развития РФ, страте­гиями соци­аль­но-экономического развития регионов; базироваться на интеграции науч­ной, образовательной и инновационной деятельности при реализа­ции ос­новных образовательных программ различных уровней и дополни­тельных профессиональ­ных образовательных про­грамм; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, фа­культетов), но и в ус­ловиях новых типов организационных струк­тур: на­учно-образова­тельных центров, базовых кафедр, инновационно-техноло­гических цен­тров, цент­ров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и других [367].

Это подтвердил и анализ анкет и двух видов резюме (в нас­тоя­щее время и же­ла­тель­ного к окончанию вуза), которые 2 года за­пол­няли студенты 3 и 4 курса пяти фа­культетов ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Обработка указанных анкет студентов показала, что:

- многие студен­ты, же­лающие работать в реальном сек­торе эко­номики (на предпри­ятиях, в ор­га­низациях, фирмах и т.д.), плохо пред­ставляют и не планируют свою бу­дущую работу и карьеру, а по­этому и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях;

- обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы в ре­аль­ном секторе экономике на период перед окончанием вуза или после него, а затем хотят ис­пользо­вать для поиска работы «счаст­ливый случай», любые возможности, знаком­ства, «связи» и т.д.;

- студенты не знают способов уменьшения своих за­трат и рис­ков при поиске работы;

- большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих полу­чить желательный для них уровень зар­платы в реальном секторе экономики, являются руко­водящими и тре­буют на­личия навыков и большого стажа работы на таких же должностях;

- многие хотят работать в офисах, но не знают, как и за счёт чего смогут зарабатывать;

- многие сту­денты хотят получать зарплаты, которые в не­сколько раз превышают ти­пичные для фирм регионов зарплаты на вы­бранных ими должностях, однако совсем не пред­ставляют, как они мо­гут заработать для фирмы хоть что-то. А это опасно, так как их резюме с такими за­про­сами по зарплате не заинтересуют работодателей, кото­рым действи­тельно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных их обмануть.

Анализ многих материалов на сайтах по трудоустройству www.hh.ru, www.Rabota.ru, www.Superjob.ru, www.Job.ru [14, 368-370] показал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют:

- отсутствие у них стажа и опыта работы на таких долж­ностях;

- неумение показать работодателям выгодные им преимущества своего образования;

- невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя инфор­мацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать.

Поэтому выпу­скникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя многие хозяйственные субъекты посто­янно имеют вакансии для опытных специалистов.

Традиционные для России методы потребуют для решения перечисленных проблем больших изменений учебных планов и прог­рамм, много времени и финансовых средств.

Поэтому одним из лучших способов повышения качества обу­чения сту­дентов очной формы обучения с учётом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окончания вуза с получением навыков, опыта и стажа работы.

Традиционными методами обеспечить это при рыночной эко­номике трудно, так как:

- многие работодатели в реальном секторе экономики исполь­зуют студентов как де­шёвую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства;

- высшим учебным заведениям трудно помогать своим студен­там очной формы обу­чения в поиске во время их обучения полезной для повышения их конкурентоспособности работы или подработки, которая не будет мешать учёбе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало, а связи с работода­телями недостаточны;

- работодателей обычно интересуют опытные работники, спо­собные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, по­этому студентам трудно получить хорошую работу;

- студентам трудно самим определить, какая работа будет по­лезна для их дальнейшей учёбы и для повышения конкурентоспособ­ности после вуза, а тем более - самостоятельно использовать её с мак­симумом пользы для подготовки хорошего ре­зюме, портфолио и т. д.

Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйствен­ных субъектов сами оп­ределяют распределение всех средства, в том числе свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, студентам и выпускникам необходимо понимать, что:

1 - для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством;

2 - в связи с этим и с наличием 1300 нормативных актов по охране труда, выполнение требований которых обходится дорого, работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал умение работать и приносить прибыль;

3 - для официального трудоустройства на привлекательные долж­ности с хорошими усло­виями труда и его охраны и с максимально воз­можной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в на­стоящее время, что вы­пускникам вузов дневной формы обучения тради­ционными методами обеспечить трудно;

4 - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беремен­ные женщины и имеющие детей хорошо защищены в случаях их официального тру­доустрой­ства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, по­этому студенткам надо лучше готовиться для получения ими хорошей офици­альной работы.

Облегчить решение этих проблем может созданная ТГПУ им. Л.Н. Толстого в соот­ветствии с Федеральным Законом № 217-ФЗ инновационная фирма - ООО Инновационно-внедренческое учебно-производствен-ное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизне­деятельности, экономия» (далее - ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»), которая подготовлена для массового предоставления заинтересованным сту­дентам учебно-трени-ровочной работы по самоокупаемым до­го­ворам (согласно требованиям Министер­ства образования и науки Российской Фе­де­рации к инновационным фирмам вузов могут выпол­няться по нап­равлению «Научные ис­сле­до­вания и разработки в об­ласти естест­венных и технических наук» с рек­ламой и внедре­нием продукции для обучения, безопасности жизнедея­тельности, экономии и комфорта, осо­бенно описанного в [23] мно­го­функ­ционального учебно-трениро­вочного модульного комп­лек­са для улучшения обуче­ния и помощи студентам, школьникам и их семьям, и по другой тематике), давая многим студентам любых курсов и специальностей дневной формы обучения возможность целенаправленно получать нужные им углуб­лённые знания, опыт и стаж работы без пропусков занятий [16-19, 52].

Для обеспечения этого разработан и подготовлен для исполь­зо­вания ор­ганизационно-экономический метод усиления мотивации сту­дентов изучать самые нужные им в буду­щем дисциплины и целе­на­правленно получать практические навыки, опыт и стаж работы с вы­полнением ими функций, которые повысят их конкурентоспособность при трудоустройстве и помогут целенаправленно вести планирование успешной карьеры с любого курса и реально готовиться к ней [17, 52].

Более подробно эти возможности описаны ниже и в пункте 1.2.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.