Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод контрольных вопросов




Этот метод так же, как и метод фокальных объектов, относится к классу ассоциативных. Сущность метода контрольных вопросов состоит в том, чтобы с помощью наводящих вопросов подвести исследователя к решению задачи. При этом, естественно, преследуется цель разрушить инерционность мышления, подвести разработчика к постановке и решению нестандартных задач, натолкнуть на неожиданное эффективное и удачное решение технической задачи, развить творческую активность инженеров.

В целом психологическая активизация творческого мышления достигается конкретным алгоритмом последовательных действий (процедур), который обычно сформулирован в виде списка контрольных вопросов. Такие списки разрабатываются на основе накопленного опыта решения технических задач, в частности изобретательства. Известны списки различных авторов (ссылки на литературу заинтересованный читатель найдет, например, в [1]). Большинство из них относятся к изобретательскому творчеству. В качестве примера приведем один из них:

1. Перечислить все качества предполагаемого изобретения.

2. Сформулировать задачи ясно. Дать новые формулировки. Выделить главные из них.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические и другие аналогии..

5. Построить математическую, физическую, гидравлическую, электронную и другие модели.

6. Попробовать различные виды материалов.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых совершенно не осведомленных в этом деле людей.

9. Устроить групповое обсуждение методом мозгового штурма.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и т. д.

11. С проблемой: спать, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить (воду), играть в теннис и т. д.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалки лома, технических музеев, магазинов уцененных вещей, рынков, просматривать журналы, комиксы, странички юмора.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов, разных решений проблемы или отдельных ее частей, искать пробелы или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (быстрее или медленнее), размеров, форм, вязкости и т. д.

16. В воображении залезть внутрь системы, устройства.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые исключают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совершенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18. Чья это проблема? Почему моя, а не кого-то другого?

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы раньше имели место?

20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общепринятые граничные условия, причины их установления.

Приведенный список контрольных вопросов может быть дополнен перечнем приемов преодоления технических противоречий применительно к проектированию радиотехнических систем (подраздел 5.1). В каждом конкретном случае может оказаться, что никакая совокупность приемов данного списка (или другого) не позволит преодолеть возникающие технические противоречия. В таком случае необходим поиск новых творческих (эвристических) приемов. Выбор из списка наилучших приемов применительно к каждому конкретному случаю также требует творческого подхода. В любых списках контрольных вопросов последние сформулированы настолько одинаково, что требуется для конкретных технических задач выявить наиболее приемлемую форму вопроса (приема). Это возможно лишь на основе нестандартного творческого подхода к решению поставленной изобретательской либо разработческой проблемы. Естественно, что каждый проектировщик или изобретатель вооружается арсеналом наиболее удобных и отработанных приемов на базе накопленного практического опыта и анализа результативности метода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.