Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ использования трудовых ресурсов и производительности труда




Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов

Анализ обеспечивающего производства (технической службы)

 

Эффективная и высококачественная работа АТО зависит не только от результатов перевозочной работы, но и от организации технической службы, обеспечивающей поддержание парка подвижного состава в работоспособном состоянии. Основой технической политики является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

Под техническим обслуживанием (ТО) понимают комплекс операций по поддержанию работоспособного состояния и надлежащего внешнего вида подвижного состава; обеспечению надёжности и экономичности работы, безопасности движения, охране окружающей среды; уменьшению интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждению отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения. Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава путём восстановления или замены его отдельных агрегатов, узлов и деталей, достигших предельно допустимого состояния. Капитальный ремонт (КР) автомобилей и агрегатов проводится с целью регламентированного восстановления их работоспособности и обеспечения последующего межремонтного пробега.

Возможность выполнения производственной программы по перевозке грузов и пассажиров в значительной степени зависит от того, в каком техническом состоянии находится подвижной состав АТО. Система профилактического технического обслуживания предусматривает несколько видов технического обслуживания: ежедневное – ЕД, первое – ТО-1 и второе – ТО-2. Они характеризуются определённой периодичностью, перечнем типичных операций, определяющих трудоёмкость того или иного вида технического обслуживания.

Цель анализа выполнения плана ТО – выявление причин, мешающих своевременно и качественно выполнять все виды обслуживания, и разработка конкретных мероприятий, направленных на устранение недостатков, повышение качества обслуживания, выявление резервов лучшего использования производственной базы и изыскание путей её совершенствования.

Предварительно производится анализ выполнения норм пробега до ТО-1 и ТО-2. Периодичность ТО устанавливается с учётом типа подвижного состава и категории условий эксплуатации. Соблюдение принятых в АТО норм пробега до ТО является залогом правильной организации профилактического обслуживания подвижного состава.

На следующем этапе анализируется выполнение количества ТО различных видов путём сравнения отчётного и планового количества ТО по всем группам автомобилей АТО в эксплуатации: грузовым, автобусам, легковым и автомобилям хозяйственного назначения.

Далее внимание уделяется выполнению текущего ремонта. Количество ТР планом не предусматривается. Поэтому при анализе необходимо определить количество поданных и выполненных заявок, приходящихся на один списочный автомобиль, выявить объём ТР, рассчитать затраты на 1000 или на 1 км пробега и сравнить их с плановыми, а также с аналогичными отчётными данными за предыдущий квартал, год или в динамике за ряд предыдущих лет (табл.73).

Таблица 73

Количество заявок на текущий ремонт (за первое полугодие)

Месяцы     Количество заявок
Общее На один среднесписочный автомобиль На 1000 км пробега
Предшест­вующий год Отчётный год % к предше­ствующему году Предшест­вующий год Отчётный год % к предше­ствующему году Предшест­вующий год Отчётный год % к предше­ствующему году
Январь     88,7 1,03 0,93 90,3 0,213 0,196 91,3
Февраль     104,3 0,89 0,96 107,9 0,202 0,213 105,3
Март     106,8 0,97 1,05 108,2 0,231 0,237 102,4
Апрель     110,5 1,11 1,25 112,6 0,247 0,286 115,7
Май     76,0 1,08 0,78 70,4 0,221 0,179 80,9
Июнь     122,5 0,85 1,08 127,1 0,183 0,208 113,6
ИТОГО     101,1 5,93 6,03 101,7 1,288 1,321 102,6

 

ТО и Р требуют больших трудовых затрат. Сложившуюся на практике среднюю трудоёмкость определённого вида технического воздействия (чел.-ч) ориентировочно можно рассчитать следующим образом:

 

,

где – средняя продолжительность рабочей смены, ч; nраб – число рабочих, занятых выполнением данного вида технического воздействия, чел.; Nm – количество технических воздействий того или иного вида, выполненных в среднем за сутки; kсм – число смен в сутки (коэффициент сменности).

Необходимо отметить, что анализ трудовых затрат на текущий ремонт проводить весьма сложно, так как большая часть таких ремонтов выполняется при ТО. Одним из главных условий, обеспечивающих повышение качества проведения работ ТО и позволяющих обеспечить ритмичность производства зон (цехов) профилактики, является строгая регламентация эксплуатационных ремонтов, выполняемых при ТО, особенно при ТО-2. Исходя из этого условия совместно с ТО целесообразно выполнять только те операции ТР, которые имеют малую трудоёмкость и технологически связаны с работами ТО.

На следующем этапе проводится анализ затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. В затраты, связанные с выполнением ТО и Р включают заработную плату рабочих, затраты на смазочные и обтирочные материалы, а также на те мелкие детали, замена которых предусмотрена при ТО (свечи зажигания, лампы, болты, гайки, шайбы, шплинты и т. п.).

Анализ выполняется по общей сумме затрат (ЗТОиТР) на единицу определённого вида обслуживания на 1000 км пробега с использованием следующей модели:

,

где Lсут – среднесуточный пробег на автомобили одной модели, км; Зн – норма затрат на ТО и ТР на 1000 км пробега, р.

Систематическому повышению качества ТО и ТР и своевременному их выполнению способствует оперативный анализ и контроль. Основными объективными показателями, характеризующими качество ТО и Р подвижного состава, являются вынужденные остановки на линии из-за технической неисправности; опоздания с выездом на работу из-за технической неподготовленности; преждевременный возврат в гараж вследствие технической неисправности.

Сокращение указанных потерь времени – одна из основных задач каждодневного и еженедельного анализа. Строгий учёт и анализ позволяют обеспечить контроль качества проведения ТО и Р автомобилей. Для повышения эффективности анализа учёт желательно проводить по каждому случаю заезда автомобиля на ремонт или обслуживание.

 

 

Важнейшим фактором, способствующим успешному выполнению производственной программы по перевозкам, ТО и Р подвижного состава, является своевременное и полное обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами (топливо, смазочные материалы, запасные части и другие материалы).

Целью анализа материально-технического снабжения является установление правильности определения потребности в материальных ресурсах, степени удовлетворения потребности в оборотных средствах и уровня использования средств.

Основными задачами при анализе материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов являются:

§ определение уровня обеспеченности АТО необходимыми ресурсами;

§ оценка своевременности и качества составления заявок на материально-технические ресурсы (МТР);

§ выявление степени выполнения плана снабжения и его влияния на выполнение плана перевозок грузов и пассажиров;

§ выявление сверхнормативных или дефицитных видов материальных ценностей;

§ определение уровня ритмичности поставок, их объёма и качества;

§ оценка резервов снижения затрат на МТР.

Объём материально-технических ресурсов, который должен быть в организации, диктуется её производственной программой и принятой системой материально-технического обеспечения. Количество оборотных средств и их стоимость устанавливаются путём нормирования расходов и запасов.

На автомобильном транспорте существуют нормы расхода топлива (в литрах) на 100 км, 100 т ·км, одну ездку; смазочные и обтирочные материалы рассчитываются на 100 л топлива; потребность в шинах определяется исходя из пробега и т. д.

Производственные запасы АТО состоят из текущего, страхового, технологического и сезонного запасов.

Общая норма запаса отдельного вида оборотных средств находится суммированием всех видов запасов. Норматив оборотных средств в денежном выражении определяется сложением нормативов для каждого вида оборотных средств.

Анализ обеспеченности оборотными материальными ценностями начинают с того, что определяют соответствие наличных запасов их потребному количеству и стоимости для каждого вида оборотных средств.

Далее анализируется выполнение планов поступления основных материальных ценностей за год, по кварталам, месяцам и неделям.

На следующем этапе анализа обеспеченности АТО оборотными средствами изучается состояние складских запасов.

После оценки обеспеченности производится анализ использования материальных ресурсов, причём особое внимание уделяется использованию топлива и смазочных материалов. Наиболее значимым с точки зрения анализа использования материальных ресурсов является показатель степени соблюдения норм расхода, который определяется посредством сопоставления фактического расхода данного материалов (чаще всего в натуральном выражении) с расходом по плановым нормам при фактическом объёме работ (т. е. с аналитической потребностью).

Аналитическая потребность в топливе (бензине) (Па) определяется следующим образом: ▲ для «сдельных» автомобилей при работе на линии ; ▲ для «почасовых» автомобилей, автобусов и такси ; ▲ для автомобилей-самосвалов ,

где Lобщ – общий пробег автомобиля за отчётный период; Rкм и R – плановые нормы расхода топлива на единицу пробега, л/км, и единицу транспортной работы, л/ (т км); P – грузооборот, т км, Е – число ездок по отчёту; R 1 – плановая норма расхода топлива на одну ездку.

Сведения о поступлении и использовании ресурсов изучают путём сравнения плановых и отчётных материальных балансов (табл.74).

Таблица 74

Материальный баланс (на примере бензина), тыс. р.

Наименование Наличие бензина Наименование Использование бензина
план отчёт план отчёт
Начальный остаток 40,0 87,0 Расход 3530,0 3440,0
Поступление 3560,0 3443,0 Конечный остаток 70,0 90,0
Баланс 3600,0 3530,0 Баланс 3600,0 3530,0

 

Полученные расчётные данные удобно сгруппировать в табл. 75.

Таблица 75

Баланс отклонений, тыс. р.

Причины Сумма Причины Сумма
Недопоставка 117,0 Превышение фактических запасов над плановыми 47,0
Увеличение фактических запасов по сравнению с планом на конец года 20,0 Экономия на производственные нужды 90,0
Баланс 137,0 Баланс 137,0

 

В результате проведённого анализа использования материалов рассчитывают абсолютную (сравнение фактического расхода с плановым) и относительную (сравнение фактического расхода с аналитической потребностью) экономию или перерасход материальных ценностей.

Завершать анализ материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов будет анализ эффективности использования оборотных средств (с расчётом прямых и обратных показателей оборачиваемости) и выявление резервов.

 

 

Выполнение производственной программы по перевозкам, ТО и Р подвижного состава, а также другим видам работ и услуг зависит от обеспеченности АТО рабочей силой и правильного её использования, постоянного повышения производительности труда.

Целью анализа трудовых ресурсов и производительности труда является установление возможностей увеличения объёмов перевозок и других транспортных услуг за счёт рационального использования персонала организации и рабочего времени, роста производительности труда, выявления и устранения непроизводительных выплат.

К основным задачам этого направления анализа можно отнести следующие:

§ изучение численности, состава и структуры рабочей силы, а также использования рабочего времени;

§ оценка изменения уровня производительности труда в АТО в целом и её отдельных подразделениях;

§ анализ факторов, влияющих на производительность труда, выявление резервов дальнейшего её повышения.

При решении первой задачи анализ производится по тем же направлениям, что и на промышленных предприятиях.

Показатели производительности труда АТО специфичны, поэтому заслуживают особого внимания. Услуги транспорта (а соответственно и производительность труда) измеряются количеством тоннокилометров, пассажирокилометров и платных километров пробега. На производительность труда в натуральных единицах влияет целый ряд факторов: структура автомобильного парка, номенклатура и структура объёма перевозок, расстояния перевозки – при перевозках грузов; структура автобусного парка, соотношение между объёмом перевозок пассажиров в городе, пригороде и междугородном сообщении, расстояние поездки пассажиров – при перевозке пассажиров автобусами; расстояние поездки пассажиров, удельные показатели перевозок по маршрутам, обслуживаемым автомобилями-такси – при таксомоторных перевозках. В результате этого показатели производительности в натуральном выражении трудно сравнивать не только по отдельным АТО, но и по отдельным группам работников. В настоящее время наиболее распространённым и принятым на автомобильном транспорте способом измерения производительности является стоимостной, хотя он несколько условный и обладающий некоторыми недостатками.

На изменение уровня производительности труда в стоимостном измерении в целом по АТО влияют две группы факторов: вызвавшие изменение доходов организации и отклонение среднесписочной численности персонала. Исходные данные для анализа могут быть сгруппированы в виде табл. 76.

Таблица 76

Исходные данные для анализа производительности труда

Показатели План Факт Отклонение Темп роста (снижения), %
         
Доходы (Д), тыс. р., всего в том числе: 6660,0 6740,2 80,2 101,2
От грузовых автомобилей: - «сдельных» 5747,5 5593,7 -153,8 97,3
- «почасовых» 259,8 378,7 118,9 145,8
От автобусов 167,2 132,3 -34,9 79,1
От автомобилей хозяйственного назначения 71,3 69,4 -1,9 97,3
От прочих услуг и работ 414,2 566,1 151,9 136,7
Численность персонала (Ч), чел., всего в том числе:     -3 95,8
водители     -2 95,5
ремонтные рабочие     -1 94,4
руководители, специалисты и служащие     - 100,0
Средняя ставка дохода, р. 1 т км 3,4 3,3 -0,1 97,1
1 пасс.-км 2,2 2,4 0,2 109,1
1 авточас 92,1 113,9 21,8 123,7
Продолжение табл.76
         
Грузооборот, тыс. т · км 1690,4 1659,1 -31,3 100,2
Пассажирооборот, тыс. пасс.-км 76,0 55,1 -20,9 72,5
Авточасы работы, тыс. 2,82 3,32 0,5 117,9
Производительность труда одного работника, (ПТ) р.       105,65

 

Изменение производительности труда под влиянием факторов первого порядка можно рассчитать следующим образом:

.

Для всесторонней и полной оценки уровня производительности труда после получения общих итогов анализа следует проанализировать её при различных видах перевозок. Численность персонала рекомендуется распределять по видам перевозок следующим образом:

а) водители распределяются пропорционально отработанным на линии авточасам;

б) ремонтный персонал – пропорционально общему пробегу парка, так как за исключением ежедневного обслуживания все виды ОТ и Р зависят от пробега;

в) весь прочий персонал может быть распределён по видам перевозок пропорционально списочному составу парка;

г) персонал, обслуживающий только один вид перевозок (кондукторы, работники автовокзалов и т. д.) учитываются по соответствующему виду перевозок.

При проведении анализа изучают влияние производительности труда на выполнение заданий по доходам и объёмам перевозок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.