Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспорта




АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

10.1. Особенности деятельности предприятий транспорта и основные направления её анализа

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать.

Современный транспорт представляет собой единую (в социально-экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки.

Транспортной отрасли присущи определённые особенности, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

1. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка.

2. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и береговой полосы, являясь средством заполнения географических разрывов между производством и потребителем.

3. Единая транспортная система включает разные виды (железнодорожный, автомобильный (в том числе автобусный, таксомоторный), трамвайный, троллейбусный, авиационный, трубопроводный, морской и речной транспорт, метрополитены), каждый из которых выполняет определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

4. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.

5. Основными активными средствами труда являются транспортные средства; производство – фондоёмкое.

Цель анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций (АТО) состоит в выявлении и оценке социально-экономических результатов всех сторон деятельности организации, вскрытии резервов использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также в подготовке и повышении обоснованности стратегических и текущих управленческих решений.

Основные задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий нацелены на следующие моменты:

o объективная всесторонняя оценка результатов функционирования организации и её подразделений;

o выявление закономерностей и тенденций развития производства, возможностей совершенствования системы управления и определение эффективности принимаемых решений;

o оценка степени использования производственных ресурсов, состояния техники, технологии, организации производства, труда и управления с точки зрения их влияния на эффективность и качество работы АТО и её подразделений;

o выявление факторов, влияющих на конечные показатели деятельности АТО, классификация их по месту, продолжительности и характеру воздействия;

o прогнозирование ожидаемых результатов, подготовка материалов для принятия управленческих решений;

o разработка и контроль за осуществлением мероприятий, направленных на более эффективное использование ресурсов, распространение передового опыта, ликвидацию негативных явлений и причин плохой работы транспортного предприятия.

Методика анализа деятельности автотранспортных предприятий, разработанная А. А. Бачуриным [2], предполагает следующие направления работы:

1. Общее ознакомление с производственно-хозяйственной деятельностью и финансовым состоянием предприятия.

2. Анализ выполнения плана и динамики перевозок:

2.1 общий анализ выполнения плана и динамики перевозок грузов;

2.2 анализ технико-эксплуатационных показателей;

2.3 факторный анализ влияния технико-эксплуатационных показателей на выполнение плана по перевозке грузов;

2.4 анализ выполнения плана перевозок пассажиров автобусами (маршрутными такси);

2.5 оперативный анализ хода выполнения плана перевозок;

2.6 анализ качества перевозок.

3. Анализ выполнения плана технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) подвижного состава:

3.1 анализ выполнения плана технического обслуживания;

3.2 анализ выполнения плана по ремонту автомобилей;

3.3 оперативный анализ выполнения плана технического обслуживания и эксплуатационного ремонта.

4. Анализ технического развития и организации производства.

5. Анализ использования материальных ресурсов:

5.1 анализ расхода топлива и материалов на эксплуатацию подвижного состава;

5.2 анализ расхода материалов на ремонт автомобилей;

5.3 анализ выполнения плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива и материалов.

6. Анализ труда и заработной платы.

7. Анализ показателей повышения экономической эффективности производства.

8. Анализ себестоимости перевозок:

8.1 анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава;

8.2 анализ влияния на себестоимость изменения затрат и объёма выполненной работы;

8.3 анализ доли переменных, постоянных расходов и доли заработной платы водителей в себестоимости.

9. Анализ прибыли и рентабельности предприятия.

10. Анализ выполнения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов:

10.1 анализ охраны воздушного бассейна;

10.2 анализ охраны и рационального использования водных ресурсов.

11. Обобщение резервов и разработка путей их освоения.

Необходимо отметить, что при проведении анализа деятельности воздушного, железнодорожного, морского (речного) транспорта общая схема с некоторой долей условности может использоваться, однако необходимо учитывать специфику каждого вида перевозок.

Источниками информации являются план перевозок и отчёт о его выполнении, сведения о движении списочного состава автомобильного парка, плановые и отчётные данные об уровне технико-экс-плуатационных показателей, данные оперативного учёта и статистической отчётности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.