Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование и самопрограммирование психики




 

Самосовершенствование личности связано и с совершенствованием психики.

Выделяют три вида формирования психики: стихийное, целенаправленное, самоформирование.

«Основная задача сводится здесь к тому, чтобы регулировать стихийное формирование психики различными общественными методами, обеспечивая ее развитие в нужном обществу направлении.

Целенаправленное формирование психики осуществляется с помощью повседневной учебной и воспитательной работы» (8, с. 303).

Педагог, формируя психику воспитанника, добьется положительного результата, т.е. разовьет у него способность к самоформированию психики, если укажет ему пути, средства и методы работы со своим самосознанием.

Ближайшие и отдалённые цели логически предопределяют конечную цель человеческого бытия.

Самопрограммирование психики начинается с формирования цели действия. Оно помогает решить задачи: приобретать новые знания, вырабатывать новые навыки и привычки, повышать уровень самосознания и его регулирующее влияние на поведение и деятельность.

Важным свойством нервной системы является способность легко формировать и закреплять привычки как нужные, так и вредные. А потому можно сказать, что, управляя привычками, мы управляем поведением. Смысл управления поведением заключается в том, чтобы вовремя заметить предпосылки к образованию вредной привычки и устранить их. Сознательно и целенаправленно совершенствовать стиль своего поведения — это значит формировать только полезные для здоровья и развития личности привычки. Поведение человека, его деятельность направляются на осуществление цели его жизни.

Одним из условий самопрограммирования психики, связанных с поведением человека, является формирование полезных привычек, искоренение вредных. Используются формы речевой саморегуляции: самоприказ, самопринуждение, самоподбадривание, самоосуждение, самонаказание. Роль психологии активности в том, чтобы воспитать в человеке носителя разумных потребностей.

Выдающийся психолог Л. П. Гримак пишет: «Психология активности призвана учить детей с детства, как пользоваться своим собственным мозгом, и прививать им навыки управления своим состоянием, самочувствием, мышлением. А для этого предстоит разработать методы тренировки памяти, внимания, развития наблюдательности, способности к сосредоточению и манипуляции образами. Необходимо учить человека использованию внутренних резервов психики, взаимосогласованной работе сознания и подсознания, целенаправленному воздействию на функции подсознания (8, с. 347).

Уместно вспомнить высказывание известного врача-психолога Норбекова: «Извне поменять человеческую природу невозможно. Она переплавляется изнутри, самим человеком, его желанием, стремлением и железной волей» (11, с. 57).

«По влиянию на человека, на всю его сущность, подсознание имеет огромнейшее превосходство над сознанием… Подсознание — гений и идиот, сила и бессилие, успех и поражение, здоровье и болезнь в одном лице. Ежедневные поступки, действия, привычки, входя в подсознание, попадают в хранилище так называемых бессознательных, т.е. автоматических действий» (там же, с. 85).

В мозгу «существует центр синхронизации мышц, настроения и мыслей. Проще говоря, эмоции передаются в мозг через кровь и влияют на наше состояние» (там же, с. 94).

«Мозг человека работает через посредников, роль которых выполняют слова… Ваше высказывание «Я хочу быть здоровым» организмом воспринимается как «моя твоя не понимает»» (11, с. 151—152). Когда приступаете к работе над развитием личностных качеств, поставьте ясную, чёткую и конкретную задачу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.