Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы связей в организации




Типы организаций по взаимодействию подразделений

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лекция 5

Большинство организаций являются открытыми, сложными социо-техническими системами. Сложная система – система с разветвленной структурой и со значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), которые характеризуются различными целями, функциями, задачами, имеют разные по своему типу связи. Рассмотрим типы организаций, выделенные с точки зрения следующих взаимодействий [5]:

1) подразделение– подразделение;

2) организация– внешняя среда;

3) группа– группа, индивид– организация.


Разделение труда между различными сотрудниками и отделами неизбежно вызывает необходимость координации их деятельности, посредством устойчивых связей или взаимодействий в организации. В организации выделяются следующие основные типы пар связей:

· вертикальные и горизонтальные;

· линейные и функциональные;

· формальные и неформальные.

Вертикальные и горизонтальные связи

Вертикальные связисоединяют иерархические уровни в организации. Они формализуются в процессе проектирования организации и изображаются на всех возможных ее схемах, указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Вертикальное взаимодействие еще называют субординационным. Оно осуществляется, прежде всего, с помощью распорядительства, т.е. выдачи приказов, поручений, заданий исполнителям. Распорядительство основано на субординации – служебном подчинении младших старшим по рангу, обусловленном их односторонней юридической зависимостью. В соответствии с ней руководители имеют право отдавать распоряжения и требовать от подчиненных их неукоснительного выполнения. В отношении вертикальных связей еще используется понятие вертикальной координации, в процессе которой вышестоящее звено обеспечивает единство и согласованность во времени и пространстве действий группы нижестоящих звеньев.

Преимущества вертикальных связей:

- служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации;

- решают проблемы власти и влияния.

Проблемы вертикальных связей:

- «эффект испорченного телефона» – информация, используемая для решения, вынуждена проходить несколько уровней организационной иерархии, расположенных далеко друг от друга, что приводит к искажениям, излишним затратам;

- возможны излишняя централизация власти, потери времени на принятие решений, потери адаптивности организации, демотивация нижестоящего персонала и др.

Механизм субординации необходимо дополнять механизмомкоординации. Горизонтальные связи – это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями организации, но принадлежащими различным «ведомствам». Их главное предназначение – способствовать на иболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Горизонтальное взаимодействие еще называют координационным.



Плюсы горизонтальных связей:

- обеспечивают согласование самостоятельных действий частей организации в интересах достижения общей цели;

- экономят время и повышают качество взаимодействия;

- укрепляют вертикальные связи и делают организацию более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях;

- развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска.

В отличие от вертикальных, горизонтальные связи, за исключением матричной департаментизации, обычно не формализуются в ходе проектирования организации. Обычно в документах организации не указывается когда и как осуществлять связи равными по статусу частями организации. Поэтому важно изучать практические способы установления таких связей.

Способы формализации горизонтальных отношений:

· назначаются заместители, курирующие группу подразделений одного уровня, для осуществления двусторонних контактов между подразделениями, или же координаторыруководители проектов, программ, нацеленных на получение одного определенного результата;

· создание совещательных структур, целевых групп и команд,состоящих из представителей разных частей организации и предназначенных для решения задач на стыке подразделений или проблем;

· прямые личные контакты между менеджерами, например, в процессе взаимного консультирования, проведения совместно разработанных мероприятий, регулярных совещаний;

· неформальная координация, основанная на инициативной деятельности рядовых сотрудников;

· наиболее полное развитие горизонтальные отношения получают в рамках матричной департаментизации, когда создается формальная система двойного подчинения.

Линейные и функциональные связи

Линейные связи ‑ это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, это вертикальные связи, они выступают в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п.

Функциональные(штабные) связиимеют совещательную природу, и обеспечивают информационное обеспечение деятельности, выступают в форме совета, рекомендации, альтернативного решения и т.п.. Функциональные связи могут идти к директору, например, от отдела НИОКР, маркетинга или помощника директора

Соотношение линейных и функциональных связей с некоторыми аспектами деятельности организации показаны в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Соотношение линейных и функциональных связей

с аспектами деятельности организации

Формальные и неформальные связи

Формальные связи ‑ это связи субординации и координации, регулируемые установленными в организации целями, политикой и процедурами. Формальные связи определяются в структуре управления, прописываются в должностных инструкциях, особенно в части описания характера отношений между различными должностями, например, между директором завода и начальником цеха.

В основе неформальных отношений и связей лежат отношения между конкретными индивидами, а не между установленными должностями. Т.е. это не отношения между любым директором и любым начальником цеха, а отношения между конкретным человеком – директором, и конкретным человеком – начальником цеха. Неформальные связи существуют всегда, так как на формальных должностях работают конкретные личности, которые имеют свое мировоззрение, ценности, принципы, амбиции, черты характера, цели и т.д. Реальные люди могут строить свои отношения не так, как это предписано.

Неформальные связи являются основой формирования неформальных групп, появления неформальных лидеров и создания «параллельной» неформальной организации.





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2140; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.148.171
Генерация страницы за: 0.083 сек.