Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: мышление




 

План:

I. Понятие о мышлении. Связь мышления с чувственным познанием.

II. Мышление и речь.

III. Физиологические основы мышления и речи.

IV. Мышление как деятельность.

V. Индивидуальные особенности мышления.

 

I. Вся жизнь человека ставит острые, неотложные дела и проблемы, "суета сует". Возникновение трудностей означает, что в мире много неизведанного. Следовательно, нужно более глубокое познание, нежели чувственное восприятие. Мышление поэтому и необходимо, что это процесс решения задач проблем. Но так как вселенная бесконечна, то и процесс познания бесконечен. Каждый человек, мыслящий самостоятельно, делает все новые и новые открытия /ценные для других, или хотя бы для себя/. Зачатки мышления есть и у животных /обезьяна сортирует предметы по цвету, достает банан с помощью палки и ящика/. Но нужно подчеркнуть ограниченность, примитивность мыслительных операций животного /обезьяна ставит большой кубик на маленький кубик, лестницу без опоры/. Почему же это происходит? Вот в этом нам и предстоит разобраться.

Любая познавательная деятельность и у человека, и у животного начинается с чувственного познания - ощущения и восприятия. Любая задача связана с окружающим миром. Мышление - это переработка информации. Правильность решения проверяется на практике. Но чувственная картина, хотя и' необходима, но недостаточна. Она не помогает разобраться в сложных связях и отношениях между предметами, например: тепловые явления мы воспринимаем только в сравнении с другими предметами, или ощущениями своего тела. Но чтобы жить и действовать, нужно знать объективные показатели, предметы сами по себе без сравнения. Это достигается с помощью опосредованного познания, т.е. через какой-нибудь предмет даются точные данные о свойствах и качествах другого предмета, явления /градусник- температура, барометр- давление, линейка-длина/. С другой стороны, некоторые явления вообще воспринять невозможно /движение атомов, звездное пространство, скорость/. О них можно только мыслить, и доказать эти явления можно лишь опосредованно.

Кроме этого, мышление - это обобщенное познание, т. е. выделение существенных свойств предмета и для всех подобных, например: дерево не тонет - любой деревянный предмет не тонет. Таким образом:

Мышление - это познавательный психический процесс опосредованного и обобщенного познания /отражения/ действительности. Начинается с практической деятельности и далеко выходит за ее пределы.

Но обобщение и опосредования возможны только, если мышление связано с речью. Поэтому у животного существует лишь элементарное мышление, и в том понимании мышления, о котором говорилось, принадлежит лишь человеку. Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно связанный с развитием психических процессов.

 

II. Животное может иметь дело только с непосредственно воспринимаемыми предметами. И только язык помогает решить задачи с помощью обобщения, знаков, понятий. В связи мышления и речи проявляется социальная природа мышления. Если у животного есть видовой и индивидуальный опыт, то у человека еще и общественно-социальный. Знания и орудия труда, способ их использования передаются через общение по средствам языка. Ребенок получает готовую систему знаний, понятий; но так как это ново для него, то ребенку нужно прилагать усилия для познания, а в последствии для развития человеческого мышления в зрелом возрасте.

III. Физиологическая основа мышления- это сложные системы временных нервных связей; а также учитывается влияние асимметрии головного мозга: левое полушарие отвечает за логическое мышление, правое полушарие- за образное мышление/ Речь с точки зрения физиологии- это работа нескольких нервных отделов: слухового центра /Вирнике/, двигательного центра /Брака/ и зрительного центра. Выключение любого из них ведет к аномалиям всей речевой деятельности.

 

IV. Мышление связано с решением проблем, задач, поэтому можно рассматривать мышление не только, как познавательный психический процесс, но и как деятельность /С.Л.Рубинштейн/.

Мышление - это деятельность, направленная на решение задач.

Как деятельность, мышление проходит три этапа:

  1. Мотивационно-ориентировочный. Целью этого этапа является решение задачи. Выделяется специфический /познавательный/ и неспецифический /статус, престиж/ мотив. В мотивах проявляется сочетание мышления и чувств, это приводит к более высоким результатам, повышает эффективность познавательной деятельности.
  2. Исполнительский этап - на этом этапе происходит решение задачи каким-либо способом /виды мышления/ и с помощью определенной мыслительной операции /см. мыслительные операции/.
  3. Контрольно-оценочный /итоговый/ этап. С одной стороны контроль и оценка осуществляется с помощью форм мышления и внимания; с другой стороны, результатом познавательной деятельности и являются формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Виды мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
  2. Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления, образы.
  3. Словесно-логическое мышление - вид мышления, при котором логические операции осуществляются с помощью знаков, понятий.

 

Виды мышления Постановка задачи Решение задачи Участие речи
Наглядно- действенное мышление Задача стоит наглядно, в виде реальных предметов С помощью практических действий с предметами Возможно без участие речи
Наглядно- образное мышление Задача стоит наглядно, в виде образов, впечатлений С помощью образов предметов, явлений Возможно с речью и без неё
Словесно- логическое мышление Задача стоит перед внутренним зрением С помощью действий со знаками Без речи не возможно

 

У детей эти виды мышления появляются в процессе развития их психики постепенно: от наглядно-действенного к наглядно-образному, а от него к словесно-логическому мышлению. В последствии наблюдается взаимосвязь между всеми 3-мя видами, их употребление, использование человеком зависит от характера задачи, которую необходимо тешить. Из видов мышления нам видно, что человек может действовать с предметами, их образами или знаками. Но какими же способами, действиями пользуется человек, чтобы возник продукт мышления? Для того чтобы понять скрытые причины, приводящие к познанию, необходимо рассмотреть мыслительные операции:

1. Анализ - мысленное расчленение объекта на составные части.

2. Синтез - мысленное соединение отдельных элементов в единое целое.

3. Сравнение - сопоставление предметов с целью найти сходство и различие по определенным категориям /форма, цвет, величина, материал и т.д./.

4. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам. Общие признаки раскрывают внешние связи между предметами и явлениями, и могут вести к логическим ошибкам /например общий признак- угол, значит треугольник, зрение, стол можно объединить в единую группу?/. Существенные признаки всегда включают связи, внутренние закономерности между предметами, например: хоть кит и плавает, но это не рыба, а млекопитающее/.

5. Конкретизация - мысленный переход от общего к единичному, который соответствует этому общему, например: поломки у машины - конкретно какие: в двигатели, на корпусе и т. д. /.

6. Абстракция - мысленное выделение существенных свойств предметов и явлений для более глубокого их изучения, например: машина, человек, молекулы движутся. Движение - абстрагируется и изучается.

Мысленные операции перерабатывают предметы, их образы, знаковую символику и приводят к результату мышления – формам мышления: понятиям, сужениям, умозаключениям.

1. Понятие - это мысль об объекте, в его существенных связях и отношениях. Например, понятие «личность» включает существенные признаки: человек, обладающий сознанием, развивающийся в социальной среде, занимающийся деятельностью.

Иногда происходит путаница между понятиями и представлениями. Проследим разницу между ними:

 

ПОНЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
А: это мысль; категория мышления Б: включает только существенные признаки предмета, явления В: характерна объективность Г: отсутствует наглядность А: это образ; категория памяти Б: включает как существенные, так и второстепенные признаки объекта В: характерна субъективность Г: наглядность присутствует
«ШКОЛА» КАК ПОНЯТИЕ «ШКОЛА» КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
А: школа Б: учебное заведение В: осуществляется процесс обучения, необходимый обществу Г: наглядность отсутствует, или только как «компьютерная программа» А: школа Б: парты, учителя, звонки В: «она мне нравится или не нравится, хорошо на переменах» Г: оживленная картина воспоминаний

 

Понятие всегда выражается в слове. Но одно слово может охватывать разные понятия/коса-девичья, в море, орудие труда/, а одно понятие выражаться разными словами /ластик, резинка, стёрка/.

2. Суждение - это связь между понятиями, это утверждение или отрицание какого-либо положений относительно предмета, явления или их свойств. Например, психология-это наука; этот день не праздничный.

Суждения могут быть:

- Общие - утверждается или отрицается относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием /все деревянные предметы плавают/.

- Частные - говорится очасти предметов или явлений, объединяющихся в понятие /некоторые студенты имеют актерские способности/.

- Единичные - речь идет об индивидуальном понятии. Например, «Ушинский - это наш действительно русский педагог, точно так же как Глинка - наш русский композитор, Суворов - наш русский полководец и Ломоносов - наш русский ученый».

Суждение выражается в предложении.

3. Умозаключение - это вывод из суждений, при их сопоставлении и анализе, Они бывают 3-х видов:

- Индуктивные - способ рассуждения от частного к общему /растения нужны, животные нужны - всё, что есть на Земле необходимо/.

- Дедуктивные - способ рассуждения от общего к частному /все металлы хорошие проводники; железо - металл, значит он хороший проводник/.

- Трансдуктивные /по аналогии/ - способ рассуждения от частного к частному, от общего к общему /все рыбы плавают, значит, всё что плавает - рыбы/.

 

V. Мышление, как и все психические процессы, отличается значительными индивидуальными различиями. Индивидуальные особенности мышления - это результат развития угла в процессе жизни, познания, обучения. Определенное значение в этом играет соотношение 1 -ой и 2-ой сигнальной системы, тип высшей нервной деятельности, задатки человека. Эти особенности проявляются в типах мышления, выделенных Юнгом по признакам эмоционального и логического в процессах мышления, работы правого и левого полушария головного мозга:

- Интуитивный тип: у человека эмоции преобладают над логикой: правое полушарие более рабочее, чем левое. Критерием истинности для индивида выступает ощущения и практика, он ориентируется наполезность.

- Мыслительный тип: человеку свойственна рациональность; преобладает работа левого, полушария головного мозга. Логика выше эмоций и чувств. Критерием правильности считает эксперимент, логическую безупречность вывода. Он интересуется знаниями как таковыми.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются и в качествах ума:

- Самостоятельность ума - это умение выдвигать новые задачи и находить нужные решения и ответы, не прибегая к помощи. Это не значит, что человек не пользуется знаниями, умениями, навыками и опытом других поколений, но он творчески их применяет. Человек, не обладающий самостоятельностью ума, опирается лишь на готовые шаблоны.

- Гибкость ума - выражается в свободе мысли, умение быстро менять свои действия при изменении обстановки.

- Быстрота ума - быстрое протекание мыслительной деятельности. Особенно важно людям, профессия которых требует быстрой реакции: водители, пожарные и... педагоги/ Находчивость и сообразительность - это быстрое решение проблемы Быстрота ума связана с подвижностью нервной системы. Быстроту ума необходимо отличать от торопливости ума - отсутствие привычки к длительной и упорной работе; и от поверхностности ума - выхватывается одна сторона проблемы и не до конца рассматривается. Противоположностью быстроты ума является медлительность ума - может быть вызвана ленью или общей флегматичностью, т.е. основательным обдумыванием.

- Критичность ума - это умение объективно оценить свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения.

 

 

контрольный тест.

1. Дайте характеристику мышлению как познавательному психическому процессу.

2. Дайте сравнительный анализ мышлению человека и животного.

3. Раскроете понятие мышления как деятельности.

4. Как связаны между собой мышление и речь.

5. Расскажите об операциях мышления.

6. Назовите и раскроете виды мышления.

7. Перечислите и охарактеризуйте нормы мышления.

8. В чем заключаются индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

2. Психология творческого мышления.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Средства развития мышления.

2. Диагностика развития мышления.

 

Дополнительная литература:

1. Агеева. Формирование элементов логического мышления. //Дошкольное воспитание, 1982. № 1.

2. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

3. Бондаренко С.М.. Воспитание самостоятельности мышления у детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. //Дошкольное воспитание, 1970. № 9.

4. Венгер Л.А.,Венгер А.Л. Домашняя школа мышления.- М.: Знание. 1982.

5. Венгер, Мухина. Развитие мышления дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1974. №7.

6. Давыдов В.В. Виды обобщения в Обучении.- М., 1972.

7. Домашенко. О некоторых приемах нормирования обобщений. //Дошкольное воспитание, 1986, № 4.

8. Зайчикова А. Занятия по развитию логики. //Дошкольное воспитание, 2001. № 10.

9. Илларионова. Загадки учат логически мыслить. //Дошкольное воспитание, 1974. № 6.

10. Кулагина. Учить логически мыслить. //Дошкольное воспитание, 1994. № 1.

11. Лурия Л. Язык и мышление.- М., 1979.

12. Павлова. От любопытства к любознательности. //Дошкольное воспитание, 1980. № 3.

13. Петухов В.В. Психология Мышления: Учебно-методическое пособие. - М., 1987.

14. Поддъяков Я.П. Мышление дошкольника, - М., 1977.

15. Тренируем мышление. Серия "Школа для дошколят". ООО 'Тосмэн-издат", 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.