Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: воля




 

План:

I. Понятие «воля».

II. Физиологические основы волевого действия.

III. Волевые качества личности.

IV. Направления развития воли у человека.

 

I. Деятельность требует от человека приложения усилий. Но эти усилия могут быть различными. Если человек смотрит кинофильм, то даже порой не замечает, что вслушивается, запоминает, так как это ему интересно и совсем не трудно. Но в жизни существует множество препятствий, трудностей, которые приходиться преодолевать личности, прикладывать усилия. Именно такого рода усилия называются волевыми.

Волевое усилие - это форма эмоционального состояния, мобилизирующая внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение и т.д.) и создающие дополнительный мотив к действию.

Воля - это способность человека прилагать усилия для преодоления препятствий на пути к достижению цели.

Препятствия, трудности могут быть двух видов: внешние (не зависящие от человека: внешние помехи, природные явления, общественные катаклизмы и др.) и внутренние (зависящие от человека: самочувствие, личностные качества, настроения и т.д.).

Показателем воли является величина препятствия, которое способен преодолеть человек. Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций в реальном мире, а также в сложном противоречивом внутреннем мире.

Воля - это не только умение пожелать и добиться чего-либо, но и умение отказаться от чего-то. В соответствии с этим выделяют две функции воли:

1. побудительная - обеспечивает активность человека; это воля как стимул, как дополнительный мотив.

2. тормозная - проявляется в сдержанности от нежелательной активности.

Волевое действие может быть простым и сложным. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебания идет к намеченной цели, ему ясно, чего и какими путями он будет добиваться, то есть побуждение к действию и само действие происходит почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

- осознание цели и умение достичь ее;

- осознание ряда возможностей достижения цели;

- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

- борьба мотивов и выбор;

- принятие одной из возможностей за правильное решение;

- осуществление принятого решения;

- преодоление внешних препятствий, внутренних препятствий, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Волевое действие может рассматриваться как деятельность, в которой выделяются следующие этапы:

1. Подготовительный (аналитический): планирование - постановка цели, осознание мотива, выработка плана действия.

2. Исполнительный: преодоление внешних и внутренних препятствий, использование различных способов достижения цели, направленность волевого усилия, проявление волевого качества; наличие или отсутствие борьбы мотивов по ходу исполнения намеченного ранее дела.

3. Оценочный этап (контрольный): самооценка волевого действия (личная позиция); общественная значимость совершенного поступка.

II. Волевое действие, как и вся психическая деятельность, связана с функционированием головного мозга.

Волевое действие - это произвольное действие (сознательное). Но еще Сеченов указывал на рефлекторную природу всех произвольных действий, являющихся отражением внешнего мира, его влияния. Произвольное действие происходит на основе образования сложных систем нервных связей между клетками двигательной зоны (передняя часть головного мозга), зоны, осуществляющей связь с внешним миром (концы анализаторов в задней части головного мозга) и зоны организации двигательных актов, координации (передняя часть головного мозга).

Важную роль при осуществлении волевого действия выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой действия.

Повреждение лобных долей приводит к болезненному безволию, например:

1. Абулия - это возникшее на основе мозговой патологии, отсутствие побуждения к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение и исполнить его.

2. Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действия, вызываемое нарушением мозговых структур.

III. Волевое поведение имеет ряд качеств, характеризующих отдельные волевые проявления. Перечислим некоторые из них:

Целеустремленность - подчинение поведения определенной цели.

Самостоятельность - подчинение поведения своим взглядам и убеждениям.

Решительность - способность принять своевременно обоснованное решение и без задержек переходить к его выполнению.

Настойчивость - способность доводить решение до конца, до достижения цели.

Выдержка - способность постоянно контролировать свое поведение.

Мужество и смелость - готовность идти к достижению цели, несмотря на страдания и лишения.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

У человека проявляются не только волевые качества, но и слабоволие (не зависящее от патологий мозга, а связанное с качествами личности, воздействием неблагоприятной среды, недостатком воспитания, неправильной направленности субъективной активности).

Слабоволие проявляется в активной и пассивной форме. Активные формы слабоволия: импульсивность, упрямство, строптивость, негативизм. Пассивнаяформа слабоволия проявляется в таких психических явлениях и качествах, как внушаемость, несамостоятельность, апатия, нерешительность, трусость.

 

IV. Развитие воли у человека идет по трем направлениям:

1. преобразование непроизвольных действий в произвольные действия;

2. обретение контроля человеком за своим поведением;

3. выработка волевых качеств личности.

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Что такое воля?

2. Какие функции воли вы знаете?

3. Дайте анализ волевого акта. Приведите пример.

4. Охарактеризуйте основные волевые качества.

5. Каковы причины безволия, слабоволия?

6. Какие явления патологического безволия вы знаете?

7. Определите основное направления развития волевой сферы человека.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Недостатки воли, их причины.

2. Основные направления и пути развития воли.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Развитие волевой сферы человека.

Дополнительная литература:

1. Анищенко. Возможность формирования контроля у дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1979. № 11.

2. Венгер, Мухина. Развитие воли дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1974.№ 1.

3. Домашенко. 0 развитии самоконтроля. //Дошкольное воспитание, 1976.№ 8.

4. Ковалев А.Г.Воспитание ума, воли и чувств у детей. - Мн.: «Нарсвет», 1974.

5. Котырло В.К.Развитие волевого повеления у дошкольников. - Киев.1971.

6. Кравцов, Кожарин, Плашаева. Царевна Несмеяна и другие, или воспитание произвольности. //Дошкольное воспитание, 1991,.№ 11.

7. Муравьева Данилова. Воспитывать самостоятельность. //Дошкольное воспитание, 1978,.№ 7, 11.

8. 0рман. Вопросы для выяснения эмоциональных и волевых качеств ребенка. //Дошкольное воспитание, 1974.,№ 2..

9. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. 240с. /Азбука психологии/.

10. Рувинский Л.И., Дохлов С.И. Как воспитать волю и характер: Кн.для учащихся..- М.: Просвещение,1986. 144 с.

11. Смирнова. Пути формирования произвольного поведения. //Дошкольное воспитание, 1988,.№ 10.

12. Шербин.0 занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости детей. //Дошкольное воспитание, 1976,.№ 8.

13. Шибицкая.0 саморегуляции поведения старшего дошкольника. //Дошкольное воспитание, 1978. № 6.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.