Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2: Особенности управления таможенных органов




 

1. В настоящее время нет единого мнения относительно определения понятия управления социально-экономической системой.

Однако, обобщая различные формулировки, с учетом признаков управления для федеральных органов государственной службы, можно дать следующее определение:

"Управление есть непрерывный информационный процесс воздействия на определенным образом организованные коллективы сотрудников, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия управленческих решений".

Рассматривая проблему управления применительно к таможенной службе, как одной из государственных структур федеральной исполнительной власти, необходимо исходить из наличия "системы управления", действующей в системе таможенных органов, т.к. сегодня системный подход рассматривается как один из наиболее эффективных научных методов решения теоретических и практических проблем.

Управление в системе федеральных органов государственной службы опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных.

Данная система управления состоит из следующих компонентов: механизм управления, структура управления, процесс управления и механизм совершенствования системы управления.

Механизм управления включает: принципы управления, цели, методы и функции управления.

Структура управления включает: органы управления, кадры, технические средства управления.

Процесс управления - это деятельность всех звеньев по достижению целей управления.

Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в системе в результате развития объекта управления.

Все социально-экономические системы являются сложными, динамично развивающимися, не случайно организованным соединением частей, а целостным образованием. Именно это соединение приводит к появлению нового качества, необходимого для достижения целей, ради которых создается социально-экономическая система. Отдельные же элементы, образующие эту систему, не имеют качеств, присущих системе в целом. Все это имеет самое прямое отношение к управлению в таможенных органах. Например, подразделения валютного контроля, будучи частью таможенной системы, не могут осуществлять замкнутый цикл таможенного контроля, который осуществляют большинство подразделений таможни.

Каждая социально-экономическая система состоит прежде всего из двух самостоятельных, но взаимосвязанных систем (подсистем): управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления).

К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы таможенных органов, обеспечивающие непосредственный процесс таможенного оформления и контроля.

К управляющей системе относятся все элементы и подсистемы таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей занятых в управляемой системе.

Таким образом, для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (Су), объекта управления (О у) и определенным образом организованных взаимосвязей между ними.

В совокупности эти три элемента - субъект управления, объект управления, взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом управления и объектом управления - образуют систему управления.

Субъектами управления являются руководители таможенных органов, их коллегиальные органы, стоящие выше по уровню управления.

В качестве объекта управления выступают исполнители управленческих решений, планов, мероприятий и операций.

Для уяснения вопроса о Су и Оу важно понять, что различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как Су и как Оу, а также что управление таможенной деятельностью носит ступенчатый, иерархический характер. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой Оу и Су.

Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между Су и Оу, которые строятся по законам обратной связи. Процесс управления происходит непрерывно. Управляющая система получает информацию о фактическом состоянии управляемой системы и окружающей ее внешней среды. Эта информация перерабатывается управляющей системой, в результате чего принимается решение, которое приобретает формы управленческого решения для передачи управляемой системе. Информация о выполнении этого решения так же, как и информация о новом состоянии управляемой системы, вновь поступает в управляющую систему. Непрерывный характер управления социально-экономической системой обусловлен постоянством и непрерывностью самих социально-экономических процессов.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить об его цикличности т.е. об определенной последовательности выполнения одних и тех же видов управленческих работ. Эти стадии подразделяются на более детальные, выполняемые различными звеньями или людьми и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, прогнозирования, выработки основных направлений развития социально-экономической системы. Цели могут принимать директивный, рекомендательный и другой характер.

Сложность управления в государственных органах, связана прежде всего с тем, что в зависимости от обстоятельств, мотивов, формы обращения и многих других причин различаются по своей психологической сущности четыре объекта управления: организация, коллектив, группа и личность.

Анализируя существующую на сегодняшний день систему управления таможенной службой мы исходим из рассмотрения ее как в статике, так и в динамике.

Завершая рассмотрение теории управления, необходимо подчеркнуть, что она выделяет следующие аспекты управления: политический, организационный, правовой, информационный, психологический, психолого-педагогический и нравственный.

Политический аспект - это сторона управления, которая характеризует общественно-политическую значимость совершаемых Су воздействий на процессы, события, явления реальной действительности. Руководитель таможенного органа всегда должен учитывать социально-политические последствия своего управленческого воздействия на Оу, среду, таможенную оперативно-служебную обстановку в целом.

В этой связи следует отметить приоритет, главенство политического аспекта над остальными.

Организационный аспект - это сторона управления, рассматриваемая с точки зрения совершения практических действий по созданию благоприятной ситуации, в которой объект управления действует согласно решению, принятому Су. Причем Оу выполняет волю Су, как правило, сознательно, будучи с ним согласным, считая правильным полученное указание, рассматривая волю Су как свою собственную.

Это достигается включением в практические организационные действия широкого комплекса мероприятий по тщательному и всестороннему изучению обстановки, выбору оптимального варианта решения, подбору надлежащих кадров для выполнения этого решения, их обучения и воспитания, стыковки целей и интересов таможенного органа или подразделения с целями и личными интересами должностных лиц и других исполнителей.

В этом смысле процесс организации сближается с процессом управления в целом.

Правовой аспект - это сторона управления, характеризуемая нормами, регулирующими отношения, возникающие между его участниками.

Нормами права определяются задачи, стоящие перед участниками отношений по управлению таможенной деятельностью, их обязанности (мера должностного поведения), права (мера возможного поведения) и ответственность за совершенные действия в процессе управления.

Правовыми нормами, принимаемыми в соответствии с нормами морали, закрепляются принципы управления.

В юридическую форму облекаются наиболее важные управленческие ' решения в сфере таможенной деятельности.

Информационный аспект - это сторона управления, характеризующая обеспечение управления достаточной и качественной информацией. Речь идет о комплексе вопросов, связанных со сбором управленческой информации, ее переработкой, анализом, хранением, использованием и т.д. Своевременное информирование участников управленческих отношений по вопросам, входящим в их компетенцию, обеспечивает постановку и решение актуальных задач, оперативность управления в целом.

В этих целях в таможенной системе создается единая система информационного обеспечения.

Психологический и психолого-педагогический аспекты управления характеризуют отношения между Су и Оу, устанавливающиеся с учетом личностных качеств участников этих отношений, их врожденных, наследственных или сформировавшихся в коллективе качеств.

Нравственный (моральный) аспект заключается в том, чтобы все действия, совершаемые в процессе управления, отвечали требованиям морали.

Кроме того, управление оперативно-служебной деятельностью в государственных органах управления, в том числе таможенных, состоит из двух, диалектически взаимосвязанных направлений: управления функциональной деятельностью и управления персоналом.

Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей.

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы. К ним относятся: закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов государственного управления до низших его звеньев; непрерывности, ритмичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; единстве функций и методов управления; единстве требований к сотрудникам аппарата управления

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управления является организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена социально-экономической системы центральным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности каждого звена системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

В управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между собой эти уровни. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, основные положения теории управления, группируются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, т.к. именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

В управлении государственными органами функции управлении занимают важнейшее место, т.к. они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Поэтому разработку организационных структур управления, применение методов и технических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функций управления.

Возникновение функций управления - результат разделения и специализации труда в сфере управления. Образование системы функций - необходимый процесс, порождаемый сложностью и разнообразием служебной деятельности и управления ею.

Концепция функционального разделения управления основывается на положении, что функции управления объективны и постоянны по отношению к их исполнителям.

Большинство авторов - специалистов по управлению под функцией управления понимают сложную деятельность, характеризующуюся определенной однородностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления, в результате которых осуществляется уравновешение данной системы со средой в процессе преобразования последней. Функция управления - это вид управленческой деятельности и обязанность.

Признаками функций управления, как правило, являются: объективность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторяемость, обособленность и самостоятельность, составная, специализированная часть управленческой деятельности, единство и однородность содержания, продукт процесса разделения и специализации управленческого труда.

Несмотря на наличие различных подходов к классификации функции управления, для управления в системе таможенных органов представляется более рациональным разделить их на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) по видам оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

Общие функции управления раскрывают сущность управления, они универсальны, т.к. характеризуют процесс управления любым объектом.

При определении состава общих функций управления следует учитывать их диалектическое единство, а также единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любое изменение состояния управляемой системы.

К общим функциям управления целесообразно отнести: анализ, планирование, организацию, регулирование, учет и контроль.

Такая классификация функций управления в государственных, некоммерческих системах управления, несколько отличается от функций менеджмента, который, как правило, отражает функции управления коммерческими организациями.

Большинство зарубежных авторов к функциям управления относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Таможенный менеджмент США относит к основным четыре функции: планирование, организацию, управление и контроль и, кроме того, три общих (непрерывных) функции: анализ проблемы, принятие решения и коммуникации.

Объективные возможности социально-экономической системы могут быть выявлены на основе анализа, как одной из важнейших функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ позволяет не только зафиксировать состояние компонентов системы, но и выяснить их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ в системе управления распространяется не только на нее в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла. Анализ использует результаты контроля.

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых это движение обеспечивается, определяются темп движения, материальные источники, обеспечивающие это движение.

Результатом планирования являются различные планы, которые в науке управления носят название организационных планов.

Планирование в системе управления решает следующие задачи: выработка цели, прогнозирование, моделирование и программирование. Перечисленные задачи решаются планированием на всех уровнях управления и соответствуют установившимися циклам функционирования системы и соответствуют стратегическому (перспективному) периоду, текущему (годовому, квартальному и месячному) периодам и оперативному (суточному) периоду.

Сам по себе, готовый и утвержденный план, еще не свидетельствует о том, что он будет выполнен. Для этого нужны соответствующие условия - их создает функция управления - организация. Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой, создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования организационных планов.

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством реализации которой возрастает эффективность деятельности подчиненных, или устраняются отклонения от параметров заданных при планировании.

Регулирование осуществляется на основании результатов обратной связи. Оно может осуществляться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов.

Сущность функции учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения.

Для того, чтобы определить правильно ли выполняются планы, каковы условия и результаты их выполнения существует контроль.

Контроль - это основанная функция управления, посредством реализации которой осуществляется сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени.

Главной задачей контроля является выявление положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности, стоящей цели, а уже второй задачей контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании и вскрытие причин их порождающих.

Для того, чтобы реализовать ту, или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд операций (управленческих работ). При этом под операцией (управленческой работой) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Если полная реализация основной функции управления, например “планирования”, приводит к тому, что какая-либо деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы, например “анализ исходных данных”, еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация каждой конкретно взятой основной функции управления осуществляется строго определенным количеством конкретных только для этой функции управленческих работ. Так, например функция “планирование” реализуется выполнением таких управленческих работ как: анализ исходных данных; определение цели управления; выявление проблемы, мешающей достижению цели; выработка и принятие решения на достижении поставленной цели; разработка организационного плана реализации принятого решения; согласование разработанного плана в вышестоящих инстанциях; утверждение плана старшим начальником.

Функция “организация” реализуется посредством выполнения следующих управленческих работ: постановка задач на выполнение разработанного плана; подготовка исполнителей, включающая их обучение, инструктажи, прием зачетов и др.; создание необходимых запасов материально-технических средств; подготовка техники и объектов.

Реализация функции “регулирование” напоминает реализацию других функций и включает исполнение таких управленческих работ как: анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решения в виде задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности регулирования.

Для реализации функции “контроль” требуется выполнить следующие управленческие работы: определение объектов, сроков, методов контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление контроля; обработка данных контроля.

Специфические (конкретные) функции управления. К этим функциям управления в таможенных органах относятся: функции управления таможенной, финансово-экономической, социальной и административно-хозяйственной деятельностью.

2. Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.

В практике управления государственными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы - это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность - ведущий принцип управления. По характеру взаимоотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны это система с жесткой детерминированностью и организация с устойчивостью, равновесностью и линейностью развития, что и определяет соответствующий характер управления.

С другой стороны - это система с обменом информацией с внешним миром, со случайным, вероятным характером процессов, выводящим случайность на определяющие позиции.

Смешанный тип системности управления в таможенных органах означает, что жесткий, директивный характер управления с признаками открытых систем, предполагающих невозможность редуцирования управленческой системы от высшего уровня до низшего, когда различные уровни управления образуют не просто вертикаль, а систему, в которой должны быть предусмотрены их особенности и прерогативы.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. Богатство обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС России, ГНИВЦ предпринимают энергичные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет принцип управления - принцип оптимальности.

Его реализация в таможенных органах возможна в связи с наличием необходимых органов управления функционально соответствующих управляемому объекту; принятием управленческих решений на основе "" информации, объективно отражающей состояние объекта управления; наличия отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается различными методами и средствами.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в разной степени реализации такие принципы управления - как принципы соподчиненности и ряд других.

Частные принципы управления. Частные принципы подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие место в таможенных органах, как государственной правоохранительной организации.

К ним необходимо отнести принципы: законности; централизации с предоставлением возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстановки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

С другой стороны, управление в государственных органах базируется и на такие частные принципы, как: принципы организации и действия государственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и воспитания и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей государственных органов.

К ним можно отнести принципы: единоначалие, сочетание центрального, регионального и местного управления, конкретности, разделения труда, склярный принцип, принципы иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалие". В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается:

- полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач;

- наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;

- кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;

- материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

- наличие государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

 

3. В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие – направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, а локальные - используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения - это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Выделяются две группы таможенных правоотношений - первичные и вторичные.

Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров транспортных средств через таможенную границу.

Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регулирования через таможенную границу опосредованно, т.е. отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, в связи с ликвидацией склада и др.

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некоторых других законодательств.

Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких функций управления как организация и регулирование - с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нормативных и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководителей таможенных органов его недооценивают, требования руководств и коллегии ФТС по этим вопросам, зачастую выполняются не полностью.

Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соотносительности и др.

Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе, поэтому более четкому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководителей всех рангов его более интенсивного внедрения.

Таким импульсом могло бы стать усиление контроля.

Инструктирование – всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия.

Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции.

Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным.

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения – их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.

В ФТС правом подписи приказов пользуются и заместители председателя комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.

Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной систем, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др.

Социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления. Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим - неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы.

Таким образом, совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управлении представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью.

Выводы

1. Функции управления, с одной стороны, есть продукт разделения и специализации труда в сфере управления; с другой стороны, они представляют собой элементы управленческого цикла.

2. Содержание функций управления должно определяться на основе полномочий таможенных органов, устанавливаемых законодательными (нормативными) актами, что обеспечивает функциям управления правовую обоснованность.

3. Методы управления представляют собой совокупность способов воздействия органа управления, руководителя на управляемый объект.

4. Методы управления ориентируются на потребности и интересы людей, оказывая воздействие на управленческие отношения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.