Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как высшая ступень организации психики




Сознание как общенаучная и психологическая проблема.Соотношение сознания и психики.

Сознание как идеальное отражение.

Сознание – это фундаментальная философская категория, представления о которой появились еще в античности. Психология как наука началась с проблемы изучения сознания (психология сознания как направление психологической науки) и базировалась на методе интроспекции (В. Вундт, 1879)

На сегодняшний день существует несколько определений сознания. Вот два основных, которые дополняют друг друга:

Сознание – это высшая интегрирующая форма психики; результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем» опыте и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание изучается многими науками: философией, логикой, лингвистикой, нейрофизиологией, антропологией, социологией, этнографией.

Философия решает главным образом вопрос об отношении сознания к бытию

(гносеология). Признаны следующие положения:

- сознание - высшая форма отражения действительности,

- сознание присуще только человеку,

- бытие определяет сознание,

- сознание – общественный продукт.

В психологии сознание понимается как высшая из всех (по иерархии) система организации всех форм отражения. Понятие психики является более широким и включает в себя понятие сознания. Сознание - это не самостоятельная форма, а система организации психических процессов нового уровня. Она обладает определенными характеристиками.

Общую психологию интересуют законы развития индивидуального сознания человека.

Структура сознания (по В.П. Зинченко)

 

СОЗНАНИЕ
Бытийно-действенный уровень Рефлексивно-созерцательный уровень
Биодинамическая тень действия - внешняя форма движений, поступки, поведение, волевой контроль. Чувственная ткань образа - пространство, звуки, свет, фантазии, грезы: эмоции, восприятие, воображение, ощущение. Значения - человек – существо культурное: мир понятий, знаков, символов, речь, язык.   Смыслы - мир для человека не безразличен, он его оценивает: ценности, мотивы, потребности, переживания.
       

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ.

1. Активность

Происходит дифференциация психических образов для субъекта по степени их

значимости (мышление, эмоции).

2. Интенциональность

Сознание всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно

обладает интенцией.

Интенция – направленность сознания на предмет, усмотрение смысла этого предмета для сознания.

 

Функции сознания:

1. Интеграционная.

Сознание обеспечивает единство и целостность мира психических явлений человека. Следовательно, мир становится качественно определенным.

2. Целеполагающая

Позволяет формулировать цели, программы теоретической и практической деятельности, а также способы достижения этих целей.

3. Познавательная

Истинные знания о явлениях и процессах действительности.

4. Оценочная




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.