Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературная норма. Виды норм




 

Литературный язык принято называть строго нормированной формой общенародного языка.

Литературная норма – это совокупность правил употребления слов, их произношения, правописания, образования, изменения, сочетания слов и построения предложений. Литературные нормы пронизывают все уровни языка и затрагивают все единицы языка (см. таблицу на с. 6), т. е. для литературных норм характерна системность и связь со структурой языка. Литературная нор-ма – это единообразное общепринятое употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.

Литературные нормы – явление историческое. Они выражают, с одной стороны, стремление языка к стабильности, универсальности, а с другой стороны, – стремление к изменению, нестабильности. Нормы складываются на протяжении определенных периодов развития языка примерно следующим образом: из одновременно существующих в языке вариантов (городы – города, поезды – поезда и под.) постепенно отбирается один, наиболее употребительный в речи образованного слоя населения, он поддерживается художественной литературой, признается обществом в качестве идеального для общения, охраняется государством и заносится в словари и справочники, становясь обязательным. Этот последний этап выработки норм называется кодификацией, поэтому литературные нормы – это кодифицированныенормы, т. е. занесенные в словари и справочники. Нормы не придумываются лингвистами, а создаются речевой практикой наиболее образованных слоев общества и проходят обработку «под пером» писателей, публицистов, политиков, ученых; в результате усилий ораторов, артистов, в текстах самого разнообразного содержания и назначения, в СМИ, в различных жанрах публичной и сценической речи. Таким образом, можно назвать следующие основные источники норм:

1) классическая художественная литература (от А.С. Пушкина до А.И. Сол-женицына), классический язык театра (в современных театральных постановках, к сожалению, нередко допускаются отступления от норм);

2) незасорённый вульгаризмами язык СМИ (в современных условиях это в основном язык информационных программ радио и телевидения, передач телеканала «Культура», язык информационных газетных жанров);

3) устная и письменная речь образованных людей, представителей интел-лигенции не в первом поколении;

4) данные анкетных опросов населения, научные исследования языковедов.

Литературная норма должна быть стабильной, но с течением времени она может измениться. Это качество литературной нормы принято называть отно-сительной устойчивостьюнормы. Норма двойственна: она и регулирует речевую практику, и из неё, собственно, извлекается. Изменению нормы обычно предшествует появление вариантов (см. выше), и происходит это изменение под воздействием следующих источников, которые можно назвать источниками изменения норм:



а) разговорной речи (например, формы множественного числа существи-тельных на – а: трактора, доктора, профессора, города, поезда и пр.);

б) местных говоров (например, были диалектными, а стали литературными слова заимка, квашня, пашня, пахать, сковородник, ухват и др.);

в) профессиональных жаргонов (кондуктора, крейсера, егеря и под.);

г) просторечия (например, в современных словарях допускается употребление слова кофе как существительного среднего рода);

д) других языков (например, нормой произношения слова алкоголь в начале ХХ в. было ударение на первом слоге под влиянием немецкого языка, в середине ХХ в. ударение в нем переместилось на последний слог под влиянием французского языка; нормой произношения слова колледж ещё во второй половине ХХ в. было ударение на последнем слоге и в словарях указывалось «не кОлледж», но на рубеже тысячелетий под влиянием английского языка нормативным стало и произношение «кОлледж»).

Процесс изменения норм может затрагивать не только отдельные единицы языка, но и целые языковые уровни. Так, в ХV в. в Москве было распространено окающее произношение, а к концу ХVI в. в результате большого притока южнорусского населения оканье сменилось аканьем. В Москве, ставшей столицей централизованного русского государства, постепенно сформировались общерусские нормы произношения, которые через демократическую художественную литературу и деловой язык распространились на всю остальную территорию. Вот почему в современном русском литературном языке при «окающей» (древнерусской) орфографии нормой произношения является умеренное аканье (на месте безударного /о/ произносится звук, средний между /о/ и /а/): д/\рога, к/\рова, м/\роз.

Важнейшая роль литературных норм заключается в том, что они «цементируют» речь всего общества и противостоят диалектному и индивидуальному многообразию. Норма – одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка.

Норма характеризуется: 1) относительной устойчивостью, 2) распространенностью по всей территории страны, 3) общеупотребительностью, 4) общеобязательностью, 5) соответствием возможностям языковой системы.

По степени нормативности принято различать следующие виды норм:

1. Строгая(обязательная) норма (норма 1-ой степени) – в этом случае в словарях приводится единственный правильный вариант: алфавИт, му/з`/Ей, пио/н`/Ер. Иногда имеются запретительные пометы «не», «не реком.», «неправ.», например: звонИт, неправ. *звОнит.

2. Нейтральная норма (норма 2-ой степени) предполагает наличие двух равноправныхвариантов, указанных без словарных помет: пЕтля – петлЯ, ржАветьржавЕть.

3. Подвижная норма (норма 3-ей степени) содержит два неравноправных варианта, первый из которых предпочтительнее, а второй может иметь пометы «разг.», «спец.», «проф.», «доп»: в отпуске – разг. в отпуску; кОмпас – спец., проф. компАс; кофе – муж. род, доп. ср. род. Это нормативно-стилистиче-ские варианты (различаются стилем). Первый вариант получил название «старшая норма», т. е. рекомендуемая, более строгая, единственно возможная в сценической и дикторской речи. Второй (сниженный) вариант называется «младшая норма», т. е. допустимая, более свободная, обычно характерная для разговорной речи. Помета «устар.» характеризует нормативно-хронологиче-ские варианты, которые различаются временем употребления: рАкурс – устар. ракУрс; грифели – устар. грифеля; сейчас – устар. ныне. Так как нормы 2-ой и 3-ей степени содержат варианты (равно- или неравноправные), они получили название вариантные нормы.

Таким образом, развитие литературного языка есть в сущности становление, развитие и совершенствование его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.

 

ГЛАВА 2. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

 

 

2.1 . Общая характеристика функциональных стилей

современного русского литературного языка

 

Слово «стиль» возникло из латинского stilus (остроконечная палочка для письма) и имеет много значений, наиболее употребительное из них – манера письма, совокупность приемов использования языковых средств (стиль Пушкина, стиль Гоголя, торжественный стиль, басенный стиль и под.). В понимании термина «функциональный стиль» большое значение имеет первое слово, оно подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

В самом общем виде принято рассматривать три функции языка:

- коммуникативную, т. е. функцию непосредственного общения;

- информативную, т. е. функцию хранения и передачи информации;

- воздействующую, т. е. функцию воздействия на адресат.

Различают следующие сферы общения (сферы применения языка): научную, публицистическую, официально-деловую, художественную и бытовую.

В соответствии с функциями языка и сферами общения в современном русском литературном языке выделилось пять функциональных стилей (см. рис. 2).

 

ж

и н

 

Публицистический стиль
Официально-деловой стиль

н ы


к е

                 
   
Нейтральные языковые средства
     
  Художественный стиль
 
  Научный стиль
 
 
 
   
   
 


Рис. 2. Строение литературного языка

Функциональный стиль – это разновидность языка, для которой характерен отбор и сочетание языковых средств в связи с функциями языка, в соответствии с задачами общения, в зависимости от содержания высказывания, ситуации (официальной или неофициальной) и сферы общения.

Различия между функциональными стилями связаны со следующими обстоятельствами.

Во-первых, с функциями языка: научный стиль обслуживает информативную функцию языка, разговорный стиль – коммуникативную, некоторые стили совмещают в себе разные функции, например, публицистический – функцию воздействия и сообщения информации, официально-деловой – те же функции, но с преобладанием информативной, а художественный (самый сложный) стиль выполняет кроме трех названных свои особые функции, например, эстетическую.

Во-вторых, функциональные стили используются в разных cферах общения, что порождает и различия в самом содержании общения, например, маловероятно научное общение по поводу житейских фактов или обиходное общение по поводу проблем космогонии или элементарных частиц. Наиболее зависит от содержания речи лексика, отсюда лексические различия в разных функциональных стилях, обозначенные словарными пометами «спец..», «мед.», «физ.», «тех.», «разг.», «поэт.», «бран.» и т.д.

В-третьих, различия связаны с формой речи, так разговорный стиль, по преимуществу реализующийся в устной форме, противопоставлен всем остальным (книжным), основной формой существования которых является письменная речь, отсюда непосредственность общения в разговорном стиле и опосредованность общения – в книжных.

В-четвертых, – с типами течи (монолог, диалог, полилог). Книжные стили – это монологическая речь, а разговорный стиль обычно проявляется в диалоге или полилоге.

В-пятых, – со степенью официальности и персональности общения:оби-ходное общение происходит внеофициальной обстановке и с обязательной персональностью, т. е. обращением к определенному собеседнику (разговорный стиль), для остальных стилей официальность обязательна (официально-деловой и публицистический стили) или вероятна (научный стиль). Персональность общения невозможна для публицистического стиля и маловероятна для научного и официально-делового стилей. Художественный стиль в этом отношении очень своеобразен и вариативен в зависимости от авторства и жанра.

Каждый функциональный стиль характеризуется совокупностью признаков, часть которых своеобразно повторяется в других стилях, но их определенное сочетание отличает один языковой стиль от другого.

Внутри каждого стиля можно выделить подстили (разновидности), например, внутри научного стиля выделяют строго научный (академический), научно-учебный, научно-популярный, научно-технический подстили, внутри офи-циально-делового – законодательный, дипломатический и административно-канцелярский подстили и т. д.

При всех своих индивидуальных особенностях функциональные стили не образуют замкнутых систем, они могут взаимодействовать, т. е. элементы одного стиля могут употребляться в другом стиле. Так, самым открытым для проникновения элементов других стилей является художественный стиль (язык художественной литературы), самым замкнутым, закрытым считается официально-деловой стиль, но и в нем возникают гибридные жанры, в которых официально-деловой стиль совмещается с публицистическим, например: програм-мные документы политических партий, новогодняя речь президента, нота протеста и под. Ещё показательнее публицистический стиль, так как в его информативных жанрах (колонка новостей в газете, информационные передачи радио и телевидения и пр.) проявляются приметы научного и официально-делового стилей, в жанре интервью – особенности разговорного стиля и жаргонно-слен-говой речи, в жанре фельетона, юморески – черты художественного стиля.

Владение функциональными стилями литературного языка – необходимый элемент культуры речи любого специалиста (руководителя предприятия, политика, адвоката и т. д.).

 

 





Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.084 сек.