Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. Высшие психические функции: логика развития




Целевой блок

Высшие психические функции: логика развития

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Приведите примеры включения долговременной памяти у ребенка.

2. Дайте характеристику каждому из видов памяти на различных уровнях.

3. Приведите примеры, связанные с процессом реминисценции.

4. Дайте характеристику различным видам мышления.

5. Приведите примеры различных форм мыслительной деятельности.

6. Дайте характеристику на каждые форму и вид речевой активности.

7. Приведите примеры из наблюдений за людьми с различными формами нарушения мышления.

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Выявить теории развития высших психических функций.

3. Выявить теории развития эмоций.

4. Определить основные компоненты теории каузальной атрибуции.

5. Выявить появление, динамику и логику развития психических функций.

1. Эмоциональное развитие индивида.

2. Волевое развитие индивида.

3. Развитие воображения.

4. Развитие высших психических функций.

1. Эмоциональное развитие индивида

Эмоции (emoveo (лат.) – потрясаю, волную) – психическая функция, обеспечивающая отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций.

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшей формой эмоции является тон ощущений, который сопровождает вкусовые, температурные, комфортные, дискомфортные ощущения организма. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с ситуацией, возникает аффект эмоций. Уровень энергетической мобилизации организма, необходимый для осуществляемых эмоциональных функций, обеспечивается вегетативной нервной системой в ее взаимодействии со структурой головного мозга. При возникновении эмоций происходят изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Эмоции отвечают за процесс внутрен­ней регуляции поведения личности. Высший продукт развития эмоций человека – устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Сильное, доминирующее чувство называется страстью. Специфические эмоции могут вызывать настроения.

Главное свойство эмоций определяется:

  • в качественных знаковых характеристиках (положительные, отрицательные);
  • в модальности (удивление, негодование, тревога);
  • в динамике (длительность, интенсивность);
  • во внешнем выражении (мимике, речи, жестикуляции);
  • в осознании(сознательные, бессознательные).

Развитие эмоций как психической функции в онтогенезе личности находит свое выражение в дифференциации качеств эмоций. С годами развития усложняются объекты, вызывающие эмоциональный отклик, развиваются способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональный опыт развивается и обогащается под воздействием произведений искусства, общения с людьми и сопереживаний (симпатия, эмпатия).

Чисто психологических теорий эмоций не существует, но науке известны теории, содержащие информацию и о развитии эмоций в онтогенезе личности.

1. Эволюционная теория. Ч. Дарвин утверждает, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособительные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни. Ч. Дарвин доказывал, что эмоции появились в ходе эволюции человечества неслучайно. Отрицательные эмоции способствуют сохранению жизни при явной опасности, а положительные эмоции увеличивают жизненный потенциал в детородный период и способствуют сохранению человечества на Земле.

2. Гуманистическая концепция (Джемса-Ланге) трактует появление эмоций при физиологических процессах, включающих органические изменения. То, что эмоции меняют биохимический состав крови, науке было известно более ста лет назад, современные исследователи точно выявили конкретные компоненты органических изменений крови, и гормональное присутствие в крови доказывает влияние эмоций на соматическое состояние личности.

3. Инфор­мационная концепция современного российского исследователя
П.В. Симонова повествует о том, что эмоция определяется силой по­требности и способности ее удовлетворения. Концепция П.В. Симонова дает точное толкование об устойчивости отрицательных эмоций, их силе и протекании. Отрицательные эмоции исчезают без следа только при удовлетворении потребности. Возникшая отрицательная эмоция при взаимодействии не исчезает во времени, а соединяется с другими отрицательными эмоциями, снижая уровень самоуправления личности, приближая к порогу эмоционального срыва и формируя устойчивое отрицательное психическое состояние. Чтобы защитить человеческий организм от постоянного накопления отрицательных эмоций, существует биологический механизм защиты (слезы, смех, появление болевых ощущений, появление неврастении). Социальным механизмом защиты являются известные науке «факторы стрессоустойчивости личности»: повышение квалификации; повышение самооценки; истинная самореализация; социальная толерантность. Биологическая активность при положительных эмоциях увеличивает сопротивляемость организма, стимулирует работу всех психосоматических процессов, является основой для появления устойчивых положительных психических состояний.

2. Волевое развитие индивида

Воля – психическая функция, которая отвечает за сознательное регулирование человеком своего поведения в деятельности и общении, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий.

В качестве основных функциональных компонентов выделяют:

  • выбор мотивов и целей (регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или

избыточной их мотивации);

  • организацию психических процессов в деятельностную систему;
  • мобилизацию физических и психических возможностей преодоления препятствий

для достижения поставленной цели.

Понятие «воля» было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем «свободы воли». Одним из первых утвердил волю как главную духовную силу (взамен разуму и мышлению) Августин (354-430 г.н.э.), согласно его учению, воля управляет действиями души и тела, побуждает душу к самопознанию. Немецкие философы А.Шопенгауер и Э.Гартман наделяли волю «космической силой» (слепым бессознательным началом) и считали ее основой проявления всех психических процессов. Глубинная и аналитическая психология заявляли об иррациональной природе волевых влечений. У. Джемс предполагал, что решающая роль в поступке принадлежит ничем не обусловленному волевому решению. Многие исследователи ХХ века отстаивали позицию господства воли над остальными психическими функциями.

Воля как функция проявляется:

  • в возможности произвольной регуляции действия и психических процессов,

подчиняя их сознательным решениям;

  • в действиях и характере человека (настойчивость, решительность, выдержка,

смелость, целеустремленность, самоотверженность и др.).

Исследователи выделили основные виды ситуаций проявления волевых регуляций:

1) воля как стимулятор мотивации;

2) проявление воли при выборе деятельности;

3) воля как регулятор внешних и внутренних действий в психических процессах.

Науке известны теории, в которых воля рассматривается как первичная способность души (волюнтаризм). Современная трактовка свободы личности в психологическом плане – это, прежде всего, свобода волеизъявления, опираясь на которое человек вступает во взаимодействие с миром. Человек не свободен от социальных условий, но он свободен в выборе позиции по отношению к ним. Свобода – это лишь одна сторона в выборе средств деятельности, вторая – быть ответственным за них.

 

3. Развитие воображения

Воображение – психическая функция, отвечающая за процесс построения образа, в создании программ поведения, в замене деятельности и описании образа действия.

Важнейшее значение воображения в том, что оно помогает представить результат труда до его начала и тем самым ориентирует человека в процессе деятельности, но и пути решения задач не всегда определены точно (расплывчаты), а значит, не достаточно точны. В этом ограничении и состоит особенность воображения. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер (как мышление, память и восприятие). Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее создание новой ситуации.

Виды воображения:

  • пассивное – создание образов, которые не могут быть воплощены в жизнь

(преднамеренно или непреднамеренно);

  • активное – творческое воображение для создания образов, реализуемых в

оригинальных и ценных продуктах деятельности (техническое, художественное, литературное, музыкальное творчество).

 

4. Развитие высших психических функций

Мир субъективных психических явлений, лежащих в основе личностного развития в современной психологии, определен в 9 психических функциях, которые были перечислены выше. Каждая из этих функций дифференцируется из общего психического бытия в определенное время развития индивида, интегрируясь с другими психическими функциями, получает динамическое развитие, в этом синтезе и состоит работа высших психических функций, по определению Л.С.Выготского.

Автор разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знаки (знаки языка), по мнению исследователя, служат орудиями. Оперируя речью и языком, субъект имеет возможность воздействовать на другого человека и тем самым формировать собственный внутренний мир. Основными единицами этого мира являются значения, т.е. обобщения, или когнитивные компоненты сознания, и смыслы – мотивационные компоненты. Психические функции, данные природой (биогенные), преобразуются в функции высшего уровня развития (социопсихогенные). Примером тому может служить развитие механической памяти в ее логическую форму, а представление о предмете становится целенаправленным мышлением или творческим воображением, а непроизвольное внимание – произвольным.

Все эти внутренние процессы – продукт интериоризации (interior (лат.) – внутренний). Интериоризация понимается как процесс формирования внутренних структур психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Здесь Л.С.Выготский ставит знак равенства между психическими функциями и психическими процессами (processus (лат.) – движение): «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, – сперва социальном, потом – психологическом. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание».

Благодаря исследованию высших психических функций (1931) было выдвинуто автором положение о «зоне ближайшего развития» и понятие о «психологических системах», под которыми понимаются целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (между мышлением, памятью и речью). В 1934 г.
Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь» предложил гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга.

 

Литература по теме

1. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – № 2. – С. 96–105.

2. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 74–85.

3. Василюк, Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса /Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1996. – № 6. – С. 25–40.

4. Васюкова, Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. – 1998. – № 3. – С. 91–104.

5. Венгер, А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности /
А.Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–27.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.