Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательный блок. 1. Приведите примеры распространенных бытовых социальных игр




Целевой блок

Психология личности

Деятельностный блок

Вопросы и задания

1. Приведите примеры распространенных бытовых социальных игр.

2. Какие социальные игры вызывают у вас тревогу.

3. Какие психологические игры навязывают вам члены семьи и сотрудники.

4. Составьте комментарий психологическим мыслям, которые представлены различными философскими и литературными источниками:

· порой обманчива бывает седина (М.Ю.Лермонтов);

· кто привык быть неискренним с другими, тот в конце концов перестает быть искренним с собой (Ф. Ларошфуко);

· хочешь поссориться окончательно, начни выяснять отношения (современная пословица);

· когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара (С. Цвейг);

· весь мир – театр, а люди в нем – в нем актеры (В. Шекспир);

· люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают (Г. Лихтенберг);

· у кого нет своего дела, тому дело до всего (К.Д. Ушинский);

· если осел орет на тебя, ты не ори на осла (английская пословица);

· у страха глаза велики (русская пословица)

Цели занятия

1. Определить понятийный словарь по теме.

2. Дать характеристику каждому компоненту структуры личности.

3. Детерминировать основные направленности личности.

4. Выявить основы задержки личностного развития.

5. Уяснить законы причинно-следственных связей в теории каузальной атрибуции.

1. Понятие личности в психологии.

2. Структура личности: системные компоненты

1. Понятие личности в психологии

Личность в психологии понимается как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. На заре становления психологии как науки личность человека характеризовалась как особая неизменная духовная сущность, как «целиком психическое существо». Глубинная психология трактовала личность как ансамбль бессознательных реакций, доминирующих над сознанием. Бихевиористы личность вообще не рассматривали и не определяли. Гуманистические направления определяли духовную личность как «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» (У. Джемс). Отечественный исследователь А.Н. Леонтьев в работе «Индивид и личность» определяет, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического раз­вития человека». А психолог Б.Г. Ананьев замечает очень важный факт развития: «Парадокс в том, что те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем одряхление организма от старости».

В современной психоло­гии нет единого понимания личности. Однако большинство исследовате­лей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индиви­дуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй его чувств и поведения. Личность человека является интегральной целостностью био­генных, социогенных и психогенных элементов. Ведущим компонентом структуры лич­ности является ее направленность.

Направленность – система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеа­лов, мировоззрения), определяющая поведение личности в изме­няющихся внешних условиях. Направленность личности характеризует­ся уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и дей­ственностью.

Специалисты выделяют три направления развития личности:

· просоциальная личность – личность социально устойчива, не нарушает нормы

общества, законы его;

· асоциальная личность – личность, проявляющая себя вопреки правилам общества,

нарушающая социальные нормы;

· антисоциальная личность – личность, часто нарушающая законы правовых

отношений.

2. Структура личности: системные компоненты

Структура (struktura (лат.) – строение) – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы. Принцип системности в психологии (systema (греч.) – соединение из частей) – методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. В процессе индивидуального развития системы проходят последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации личностной структуры. Единственным генетическим основанием, из которого развертываются психологические системы, является совместная (социальная) предметная деятельность, включающая процессы общения.

Структура личности – являет собой связь и взаимодействие относительно устойчивых компонен­тов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоции и мотивации.

Способности – индивидуально-психологические особенности лич­ности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности классифицируются по видам: природные (естественные) и специфические.

Специфические способности имеют деление на подвиды:

· общие (память, речь), специальные (математические, технические, литературные);

· теоретические (абстрактно-логическое мышление) и практические (конкретно-

практические действия);

· учебные, креативные, коммуникативные.

Уровни способностей:

1. Одаренность личности – соединение основных способностей с коммуникативными.

2. Талантливость – это высшая степень достижений в определенной деятельности.

3. Гениальность – это высшая степень творческих проявлений в нескольких видах деятельности.

Темперамент совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения челове­ка, его деятельность и общение.

Особенности темпа возбуждения и реакции торможения личности изучали Гиппократ, Гален, И. Кант, И.П. Павлов, Э. Кречмер, У. Шелдон и др.

Известный отечественный физиолог и психолог И.П.Павлов исследовал темп и реакцию на процесс возбуждения и торможения множества людей, выделил общие закономерности и определил в темпераменте четыре основных типа.

Холерик – сильный тип темперамента. Ему свойственны: подвижность, страстность, бурные эмоции, резкая смена настроения, неуравновешенность, высокий уровень психической активности.

Сангвиник – сильный тип темперамента. Ему свойственны: подвижность, разнообразие мимики, отзывчивость и общительность, уравновешенность, высокий уровень психической активности.

Флегматик – сильный тип темперамента. Ему свойственны: медлительность, инертность, устойчивость в стремлении и настроении, слабовыраженные эмоции, средний уровень психической активности.

Меланхолик – слабый тип темперамента. Ему свойственны: замедленность движений, сдержан­ность моторики и речи, легкая ранимость, преобладание отрицательных эмоций, низкий уровень психической активности.

Последующие ученые внесли свой вклад в изучение этих проблем. Экстравертивное и интровертивное поведение личности может наложить отпечаток на тип темперамента. Современные классификации могут содержать информацию о множестве различных видов темперамента. Тип темперамента необходимо учитывать в выборе профессии.

Характер (character (греч.) – печать, чеканка) – система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, клюдям, к выполненной работе, к досугу. Среди множества черт характера личности некоторые черты выступают как ведущие, а некоторые как второстепенные. Относительная устойчивость черт характера не исключает его пластичности.

Характерология – как учение о характере является одним их направлений немецкой психологии ХХ века. Это направление трактует человеческую индивидуальность как душевно-телесную целостность, первичную по отношению к миру и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами. Важнейшими проблемами характерологии являются: установление основных типов характера; «опознание» типа характера по его проявлениям в каждом отдельном случае.

Поэтому в мировой психологической науке нет единой типологии характеров, так как это чрезвычайно затруднительно из-за непрерывных процессов, происходящих в личности. Наиболее известны следующие:

1. Конституциональные теории появились у немецкого психопатолога Э. Кречмера, который рассматривал характер в связи со строением тела.

2. Теория бессознательного (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг) рассматривала образование отдельных черт и типов характера как результат напряженной работы человека по разрешению конфликтных ситуаций.

3. Акцентуальные теории разрабатывал К.Леонгард, рассматривая в характере чрезмерную выраженность отдельных черт и их сочетаний, т.е. крайние варианты психической нор­мы, пограничные с психопатией (шизоидный, истероидный, психопатический и т.п.).

4. Социальная типология характеров Э. Фромма выявляла отношения человека к жизни, обществу, моральные ценности, в основном, при гармонической связи человека с природой, с самим собой и с другими людьми.

От других черт личности характер отличается ранним формированием и устойчивостью. Современные авторы выделяют три периода в формировании черт характера личности.

1. Первые признаки формирования характера следует искать в возрасте с 2 до 10 лет. Под влиянием взрослых формируются как положительные, так и отрицательные черты характера (честность – лживость, правдивость – изворотливость, аккуратность – неряшливость).

2. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте с 10 до 16 лет (настойчивость – упрямство, решительность – нерешительность, ответственность – безответственность).

3. Базовые, нравственные и мировоззренческие черты характера формируются в ранней юности с16 до 21 года (альтруизм, гуманизм, конформизм, эгоизм, эгоцентризм).

Мотив (movere (лат.) – приводить в движение, толкать)– побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающая активность субъекта в выборе действий осознаваемых или не осознаваемых личностью.

Зарубежные психологи выделяли ряд особенностей природы и функций мотива. Природу мотива они видят в регуляции поведения человека, а функциями считают побудительные и направляющие реакции. Глубинные психологи считали, что неосознанные мотивы человека определяют поведение личности в обществе. Направление гуманистической психологии предложило иерархию мотивов (теория А. Маслоу). Отечественный психолог А.Н. Леонтьев рассматривал общий механизм возникновения мотивации как реализацию потребностей в ходе поисковой активности и превращения ее в «предметы потребностей». Выявлена центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Современные психологи считают мотивом личности совокупность множества компонентов, в которых доминирующие потребности, интересы, склонности, убеждения, идеа­лы, мировоззрение являются главными. Появление мотива рассматривается как причина, определяющая выбор направленности поведения в деятельности. Современные трактовки появления деятельности как раз и описывают модель последовательности появления психических реакций.

 

Я
Потребность --------------------------- --Мотив------------------------- Деятельность
- Потребности тела - От потребностей (хочу / не хочу) - Осознаваемая - Потребности души - От воли (должен, обязан, надо) - Неосознаваемая - Духовные потребности

 

Взаимосвязь мотивации и деятельности в психологии носит название теории «Каузаль­ной атрибуции» (causa (лат.) – причина), эта теория очень распространена как теория причинно-следственных связей. Восприятие причин, осознаваемых или неосознаваемых человеком является основой для формирования мотивов поведения личности и выбора деятельности.

Процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам. Человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними причинами, а удачные результаты – внут­ренними факторами.

 

Литература по теме

1. Белоус, В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуаль­ности / В.В.Белоус // Вопросы психологии. – 2001. – № 2. – С. 100–110.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии, 1995. – 352 с.

3. Иванова, Т.В. Остроумие и креативность / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–88.

4. Ивашкин, В.С. Об одной из форм предадаптивного поведения в филогенезе и онтогенезе / В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева // Вопросы психологии. – 2002. – № 2. –

С. 57–64.

5. Кодлярис, К.К. Взаимосвязь между показателями психосоциального здоровья и мотивации к учебе / К.К. Кодлярис, Э.Н. Эйдимтайте // Вопросы психологии. – 2006. –

№ 2. – С. 24–30.

6. Корнилова, Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений / Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 2001. – № 6. – С. 55–66.

7. Пастернак, Н.А. Внутренний план действия как показатель общего развития личности / Н.А. Пастернак // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 82–91.

8. Скрипкина, Т.П. Доверие к себе как условие развития личности / Т.П. Скрипкина // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 95–104.

9. Слабодчиков, В.И. Антропологический принцип в психологии развития /
В.И. Слабодчиков, Е.И. Исаев // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С. 3–18.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.