Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика оценки напряженности трудового процесса




 

Оценка напряженности труда профессиональной груп-пы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не ме-нее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), соз-дающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качествен-ную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональ-ные, монотонные, режимные (табл. 41).

 


 

Таблица 41. Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

 

        Классы условий труда    
Показатели Оптималь-   Допусти- Вредный  
ный   мый (напряженный труд)  
напряженности    
трудового (напряжен- (напряжен-      
ность труда   ность труда 1-ой 2-ой  
процесса    
легкой сте-   средней степени степени  
       
    пени)   степени)      
               
    1. Интеллектуальные нагрузки:    
1.1. Содержание Отсутству-   Решение Решение Эвристиче-  
работы ет необхо-   простых сложных за- ская (твор-  
    димость   задач по дач с выбо- ческая) дея-  
    принятия   инструкции ром по из- тельность,  
    решения     вестным ал- требующая  
          горитмам решения  
          (работа по алгоритма,  
          серии инст- единолич-  
          рукций) ное руково-  
            дство в  
            сложных  
            ситуациях  
1.2. Восприятие   Восприятие   Восприятие Восприятие Восприятие  
сигналов (ин-   сигналов, но   сигналов с сигналов с сигналов с  
формации) и их   не требуется   последую- последую- последую-  
оценка   коррекция   щей кор- щим сопос- щей ком-  
    действий   рекцией тавлением плексной  
        действий и фактических оценкой  
        операций значений па- связанных  
          раметров с их параметров.  
          номинальны- Комплекс-  
          ми значения- ная оценка  
          ми. Заключи- всей произ-  
          тельная водствен-  
          оценка фак- ной дея-  
          тических зна- тельности  
          чений пара-    
          метров    
1.3. Распределе-   Обработка и   Обработка, Обработка, Контроль и  
ние функций по   выполнение   выполне- проверка и предвари-  
степени сложно-   задания   ние зада- контроль за тельная ра-  
сти задания       ния и его выполнением бота по  
        проверка задания распреде-  
            лению за-  
            даний дру-  
            гим лицам  
             

 

 

Продолжение табл. 41

 

               
1.4. Характер вы- Работа по   Работа по Работа в ус- Работа в  
полняемой рабо- индивиду-   установ-   ловиях дефи- условиях  
ты альному   ленному с цита времени дефицита  
  плану   графику   времени и  
      возможной   информа-  
      его коррек-   ции с по-  
      цией по   вышенной  
      ходу дея-   ответствен-  
      тельности   ностью за  
            конечный  
            результат  
  2. Сенсорные нагрузки    
2.1. Длительность              
сосредоточенного До 25   26 – 50   51 – 75 Более 75  
наблюдения (%      
             
времени смены)              
2.2.Плотность              
сигналов (свето-              
вых, звуковых) и До 75   76 – 175 176 – 300 Более 300  
сообщений в    
             
среднем за 1 час              
работы              
2.3.Число произ-              
водственных объ- До 5   6 – 10   11 – 25 Более 25  
ектов одновре-      
менного наблю-              
дения              
2.4. Размер объ-              
екта различения     5 – 1,1 мм -      
(при расстоянии          
от глаз работаю-     более 50%; 1 – 0,3 мм -    
щего до объекта Более 5 мм   1 – 0,3 мм - менее 0,3  
  более 50%;  
различения не – 100%   до 50%; менее 0,3 мм мм - более  
более 0,5 м) в мм   менее 0,3 50%  
    - 26 – 50%  
при длительности     мм - до    
         
сосредоточенного     25%        
наблюдения (%              
времени смены)              
2.5. Работа с оп-              
тическими при-              
борами (микро-              
скопы, лупы и До 25   26 – 50   51 – 75 Более 75  
т.п.) при длитель-      
ности сосредото-              
ченного наблю-              
дения (% времени              
смены)              
             

 

 

                    Продолжение табл. 41  
                             
2.6. Наблюдение                              
за экранами ви-                              
деотерминалов                              
(часов в смену): до 2     до З   до 4   более 4  
- буквы:          
- графики до З     до 5   до 6   более 6  
2.7. Нагрузка на Разборчи-   Разборчи- Разборчи-   Разборчи-  
слуховой анали- вость слов   вость слов вость слов и вость слов и  
затор (при произ- и сигналов   и сигналов сигналов от сигналов <  
водственной не- 100 - 90%.     - 70%. 70 до 50%. 50%   Име-  
обходимости вос- Помехи   Имеются Имеются по- ются поме-  
приятия речи или отсутству-   помехи,   мехи, речь хи,   речь  
дифференциро- ют     речь слыш- слышна на слышна на  
ванных сигналов)       на на   рас- расстоянии расстоянии  
        стоянии до до 2 м     до 1,5 м    
        3,5 м                    
2.8. Нагрузка на                              
голосовой аппа- до 16     до 20 до 25   более 25  
рат (час в неде-        
                             
лю)                              
  3. Эмоциональные нагрузки              
3.1.Степень от- Ответст-   Ответст- Ответствен- Ответст- за  
ветственности за венность за   венность за ность   за венность  
результат собст- выполне-   функцио- функцио- ка- функцио-  
венной деятель- ние от-   нальное   нальное нальное ка-  
ности. Значи- дельных   качество чество   ос- чество   ко-  
мость ошибки элементов   вспомога- новной рабо- нечной   ра-  
  заданий.   тельных ты (задания). боты, зада-  
  Влечет за   работ   (за- Влечет   за ния. Влечет  
  собой до-   даний). за собой   ис- за собой  
  полнитель-   Влечет правления за поврежде-  
  ные усилия   собой   до- счет допол- ние обору-  
  в работе со   полнитель- нительных дования,    
  стороны   ные усилия усилий всего остановку  
  работника   со стороны коллектива технологи-  
        вышестоя- (группы, бри- ческого и  
        щего руко- гады и т.п.) процесса  
        водства         может воз-  
        (бригадира,       никнуть    
        мастера и       опасность  
        т.п.)           для жизни  
3.2. Степень рис- Исключена                 Вероятна  
ка для собствен-                  
ной жизни                              
3.3. Степень от-                              
ветственности за Исключена                 Возможна  
безопасность дру-                  
гих лиц                              
                             

 

 

              Окончание табл. 41  
                 
3.4. Количество            
конфликтных си-            
туаций, обуслов- Отсутст-   1 – 3 4 – 8 Более 8  
ленных профес-    
сиональной дея- вуют          
тельностью, за            
смену                
        4. Монотонность нагрузок    
4.1. Число прие-            
мов, необходимых            
для реализации Более 10   9 – 6 5 – 3 Менее 3  
простого задания    
или в многократ-            
но повторяющих-            
ся операциях            
4.2. Продолжи-            
тельность (сек)            
выполнения про- Более 100   100 – 25 24 – 10 Менее 10  
стых заданий или            
повторяющихся            
операций              
4.3. Время актив-            
ных действий (в            
% к продолжи-            
тельности сме- 20 и более   19 – 10 9 – 5 Менее 5  
ны). В остальное    
время наблюде-            
ние за ходом            
производственно-            
го процесса              
4.4. Монотон-            
ность (время пас- Менее 75   76–80 81–90 Более 90  
сивного наблю-    
дения в % от вре-            
мени смены)            
        5. Режим работы      
5.1. Фактическая            
продолжитель- 6 – 7 ч   8 – 9 ч 10 – 12 ч Более 12 ч  
ность рабочего    
           
дня                  
5.2. Сменность Односмен-   Двухсмен- Трехсменная Нерегуляр-  
работы     ная (без   ная (без (работа в ная, в т.ч. в  
        ночной   ночной ночную сме- ночное вре-  
        смены)   смены) ну) мя  
5.3. Наличие рег- Есть, 7 % и   Есть, от 3 Нет или ме- Нет ника-  
ламентированных более рабо-   до 7% ра- нее 3 % ра- ких  
перерывов и их чего вре-   бочего вре- бочего вре-    
продолжитель- мени   мени мени    
  ность              
                 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.