Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональные нагрузки




 

3.1. «Степень ответственности за результат собст-венной деятельности. Значимость ошибки» -указывает,в

 

какой мере работник может влиять на результат собственно-го труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается сте-пень ответственности, поскольку ошибочные действия при-водят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что приводит к увеличению эмоциональ-ного напряжения.

 

Пример. Для таких профессий,как руководители и мастера про-мышленных предприятий, авиадиспетчеры, врачи, водители транспорт-ных средств и т. п. характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуа-ций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкто-ры. Если степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вы-шестоящего руководства (бригадира, начальника смены и т. п.), то такой

 


 

труд характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального на-пряжения (класс 2): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значи-мость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответ-ственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (класс 1).

 

Таким образом, по данному показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной про-дукции.

 

Пример. Класс1 –ответственность за качество действий или опе-раций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе са-моконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно – неправильно» (все виды подсобных работ, санитарки, уборщицы, грузчи-ки). Класс 2 – ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом техпроцесса по отно-шению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руко-водителем по типу указаний «как необходимо сделать правильно» (рабо-чие строительных специальностей, ремонтный персонал). Класс 3.1 – от-ветственность за весь технологический процесс или деятельность, а ошибка исправляется всем коллективом, группой, бригадой (диспетчер-ский персонал, мастера, бригадиры, начальники цехов основного произ-водства), за исключением случаев, когда ошибка может привести к пере-численным ниже последствиям. Класс 3.2 – ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением, или по-вышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке доро-гостоящего или уникального оборудования, к возникновению опасности для жизни других людей (водители пассажирского транспорта, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов, капитаны судов, ру-ководители предприятий и организаций).

 

3.2. «Степень риска для собственной жизни» – вероят-

 

ность наступления нежелательного события, которую можно выявить из статистических данных производственного трав-матизма на данном предприятии и аналогичных предприяти-ях отрасли. На данном рабочем месте анализируют наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опас-ность для жизни работающих и определяют возможную зону

 


 

их влияния. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуют лишь те рабочие места, где существу-ет прямая опасность (взрыв, удар, самовозгорание) в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведе-нии работающего.

 

Пример. Профессии,работа в которых характеризуется повышен-ной степенью риска для собственной жизни: строительные специально-сти, в основном связанные с работой на высоте (плотники, монтажники лесов, монтажники металлоконструкций, машинисты кранов, каменщики, и ряд других); основным травмирующим фактором в этих профессиях является падение с высоты; водители всех видов транспортных средств: основной травмирующий фактор – нарушение правил дорожного движе-ния, неисправность транспортного средства; профессии, связанные с об-служиванием энергетического оборудования и систем (электромонтеры, электрослесари и др.): травмирующий фактор – поражение электриче-ским током; основные профессии горнодобывающей промышленности (проходчики, взрывники, скреперисты, рабочие очистного забоя, и др.): травмирующий фактор – взрывы, разрушения, обвалы, выбросы газа и т. п.; профессии металлургии и химического производства: травмирующий фактор – взрывы и выбросы расплавов, воспламенения в результате на-рушения технологического процесса.

 

Риск для собственной жизни связан и со спецификой трудовой деятельности в определенных социально-экономических условиях в стране: труд работников прокура-туры (прокуроры, помощники прокуроров, следователи) и других сотрудников правоохранительных органов.

 

3.3. «Ответственность за безопасность других лиц» –вменяемая должностной инструкцией прямая,а неопосредованная (последняя распределяется на всех руково-дителей).

Пример. Это руководители первичных трудовых коллективов–мастера, бригадиры, отвечающие за правильную организацию работы в потенциально опасных условиях и следящие за выполнением инструкций по охране труда и технике безопасности; работники, чья ответственность исходит из самого характера работы – врачи некоторых специальностей (хирурги, реаниматологи, травматологи), воспитатели детских дошколь-ных учреждений, авиадиспетчеры и лица, управляющие потенциально

 


 

опасными машинами и механизмами, например, водители транспортных средств, пилоты пассажирских самолетов, машинисты локомотивов.

 

3.4. «Количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в про-изводственной деятельности ряда профессий (сотрудники всех звеньев прокуратуры, системы МВД, преподаватели и др.) существенно увеличивают эмоциональную нагрузку и подлежат количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражных на-блюдений. Конфликтные ситуации у педагогов встречаются в виде непосредственного взаимоотношения между педаго-гом и учащимися, а также участие в разрешении конфликтов, возникающих между учениками. Кроме того, могут возни-кать конфликты внутри педагогического коллектива с колле-гами, руководством и в ряде случаев с родителями учащихся. У прокуроров и работников правоохранительных органов конфликты встречаются с клиентами в виде словесных угроз, угроз по телефону, письменно и при личном общении, а так-же оскорбления, угрозы насилия, физические атаки.

 

Пример. Наибольшее число конфликтных ситуаций в среднем зарабочую смену (более 8) отмечено у работников правоохранительных ор-ганов: (класс 3.2); меньшее количество (от 4 до 8) у преподавателей (класс 3.1); у помощников следователей прокуратуры от 1 до 3 (класс 2),

 

у работников канцелярии прокуратуры - отсутствуют (класс 1).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.