КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нагрузки интеллектуального характера
1.1. «Содержание работы» указывает на степень слож-ности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением слож-ных заданий при отсутствии алгоритма. Различия между классами 2 и 3.1: «решение простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1) и «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по се-рии инструкций» (класс 3.1). В случае применения оценоч-ного критерия «простота - сложность решаемых задач» ис-пользуют табл. 42.
Таблица 42. Некоторые признаки сложности решаемых задач интеллектуального характера
Пример. В задачу лаборанта химического анализа входят подзада-чи (операции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обра-ботка проб (с помощью химических реактивов, сжигания и пр.) и количе-ственное определение содержания анализируемых веществ в пробе. Каж-дая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательно-стью действий, т.е. по указанным выше признакам он решает простые за-
дачи (класс 2). Работа инженера-химика, например, носит совершенно иной характер. Вначале он должен определить качественный состав про-бы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планиро-вание задачи, выбор последовательности действий и анализ результатов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзада-чи. Затем на основе всей полученной информации инженер проводит окончательную оценку результатов, т. е. задача может быть решена толь-ко с помощью алгоритма как логической совокупности правил (класс
3.1). Применяя оценочный критерий «работа по инструкции − работа по серии инструкций», следует обратить внимание на то, что иногда число инструкций, характеризующих со-держание работы, не является достаточно надежной характе-ристикой интеллектуальных нагрузок.
Пример. Лаборант химического анализа может работать по не-скольким инструкциям, тогда как заведующий лабораторией работает по одной должностной инструкции. Поэтому здесь следует обращать вни-мание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единст-венной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оце-нивать деятельность как работу по серии инструкций.
Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «со-держание работы» (интеллектуальные нагрузки) заключают-ся лишь в одной характеристике − используются известные алгоритмы решения задачи (класс 3.1) или применяются эв-ристические приемы (класс 3.2). Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получения пра-вильного результата. Следовательно, классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения за-дачи заранее не известны. Дополнительным признаком клас-са 3.2 является «единоличное руководство в сложных ситуа-циях», которые могут возникнуть внезапно (как правило, это предаварийные или аварийные ситуации) и имеют чрезвы-чайный характер (возможность остановки процесса или по-ломки оборудования, возникновение опасности для жизни), а также, если руководство действиями других лиц в таких си-туациях обусловлено должностной инструкцией. Таким об-
разом, классом 3.1 необходимо оценивать такие работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (задачи диагностики или выбора), а классом 3.2 оценивать работу, когда решения принимают в условиях неполной или недос-таточной информации, алгоритм решения отсутствует. Имеет значение и постоянство решения таких задач.
Пример. Наиболее простые задачи решают лаборанты(класс1),адеятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором ин-струкции, характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфи-стов и т. п. (класс 2). Сложные задачи, решаемые по известному алгорит-му (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию ра-бота, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).
1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка».
Критериальной является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступаю-щей информации с номинальными значениями, необходи-мыми для успешного хода рабочего процесса.
К классу 2 относится работа, при которой восприятие сигналов предполагает последующую коррекцию действий13 или операций14. Эталоном при работах класса 3.1 служит со-вокупность информации, характеризующей наличное со-стояние объекта труда при работах, основой которых являет-ся интеллектуальная деятельность. Сравнение с эталоном и коррекция производится в этом случае по типу процесса опо-знавания, включая процессы декодирования, информацион-ного поиска и информационной подготовки решения на ос-
13 Действие − элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разла-гаемая на более простые, осознанная цель.
14 Операция − законченное действие (или сумма действий), в результате которого достига-ется элементарная технологическая цель.
нове мышления с обязательным использованием интеллекта, т. е. умственных способностей исполнителя.
Пример. К таким работам относится большинство профессий опе-раторского и диспетчерского типа, труд научных работников. Воспри-ятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями от-мечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов, телеграфистов и др. (класс 3.1).
Классом 3.2 оценивается работа, связанная с воспри-ятием сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации) (руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, водители транспортных средств, конструкторы, врачи, научные работ-ники). 1.3. «Распределение функций по степени сложно-
сти задания». Любая трудовая деятельность характеризуетсяраспределением функций между работниками. Соответст-венно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. По данно-му показателю класс 2 и класс 3 различаются по двум харак-теристикам - распределение заданий другим лицам и кон-троль выполнения другими лицами. Классом 3.1 характери-зуется работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания, поскольку контроль выполне-ния своих заданий должен оцениваться классом 2 (обработка, выполнение задания и его проверка).
Пример. Простые функции,направленные на обработку и выпол-нение конкретного задания, не приводят к значительной напряженности труда (класс 1) – работа лаборанта. Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой вы-полнения задания (класс 2) – медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работ-ником и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (инженеры по охране труда, инженеры производственно-технического отдела, мастера промышленных предприятий, телеграфи-сты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1).
Наиболее сложная функция – это предварительная под-готовительная работа с последующим распределением зада-ний другим лицам (класс 3.2) – руководители предприятий, учреждений, подразделений, авиадиспетчеры, научные ра-ботники, врачи. 1.4. «Характер выполняемой работы». Если работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напря-женности труда невысок (класс 1 – лаборанты), если по стро-го установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости – напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.), если в усло-виях постоянного дефицита времени при проведении техно-логических процессов в соответствии с технологическим регламентом – класс 3.1 (мастера промышленных предпри-ятий, научные работники, конструкторы), если в условиях дефицита времени, информации и высокой ответственности за конечный результат работы, а также здоровье и жизнь лю-дей – класс 3.2 (некоторые специальности врачей, руководи-тели предприятий, учреждений, авиадиспетчеры, водители транспортных средств, мастера, бригадиры).
Пример. Работа врачей скорой помощи,хирургов(оперирующих),травматологов, анестезиологов, реаниматоров может быть оценена клас-сом 3.2 (дефицит времени, информации и повышенная ответственность за конечный результат), тогда как работа, например, врачей поликлиники - терапевтов, окулистов и других таким критериям не соответствует.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |