Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нагрузки интеллектуального характера




 

1.1. «Содержание работы» указывает на степень слож-ности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением слож-ных заданий при отсутствии алгоритма. Различия между классами 2 и 3.1: «решение простых» (класс 2) или «сложных задач с выбором по известным алгоритмам» (класс 3.1) и «решение задач по инструкции» (класс 2) или «работа по се-рии инструкций» (класс 3.1). В случае применения оценоч-ного критерия «простота - сложность решаемых задач» ис-пользуют табл. 42.

 

Таблица 42. Некоторые признаки сложности решаемых задач интеллектуального характера

 

  Простые задачи   Сложные задачи
1. Не требуют рассуждений 1. Требуют рассуждений
2. Имеют ясно сформулированную цель 2. Цель сформулирована только в об-
    щем (например, руководство работой
    бригады)
3. Отсутствует необходимость построе- 3. Необходимо построение внутрен-
ния внутренних представлений о внеш- них представлений о внешних собы-
них событиях тиях
4. План решения всей задачи содержится 4. Решение задачи необходимо плани-
в инструкции (инструкциях) ровать
5. Задача может включать несколько 5. Задача всегда включает решение
подзадач, не связанных между собой или связанных логически подзадач, а ин-
связанных только последовательностью формация, полученная при решении
действий. Информация, полученная при каждой подзадачи, анализируется и
решении подзадачи, не анализируется и учитывается при решении следующей
не используется при решении другой подзадачи
подзадачи    
6. Последовательность действий извест- 6. Последовательность действий вы-
на или не имеет значения бирается исполнителем и имеет зна-
    чение для решения задачи

 

Пример. В задачу лаборанта химического анализа входят подзада-чи (операции): отбор проб (как правило), приготовление реактивов, обра-ботка проб (с помощью химических реактивов, сжигания и пр.) и количе-ственное определение содержания анализируемых веществ в пробе. Каж-дая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательно-стью действий, т.е. по указанным выше признакам он решает простые за-

 


 

дачи (класс 2). Работа инженера-химика, например, носит совершенно иной характер. Вначале он должен определить качественный состав про-бы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планиро-вание задачи, выбор последовательности действий и анализ результатов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзада-чи. Затем на основе всей полученной информации инженер проводит окончательную оценку результатов, т. е. задача может быть решена толь-ко с помощью алгоритма как логической совокупности правил (класс

 

3.1).

Применяя оценочный критерий «работа по инструкции − работа по серии инструкций», следует обратить внимание на то, что иногда число инструкций, характеризующих со-держание работы, не является достаточно надежной характе-ристикой интеллектуальных нагрузок.

 

Пример. Лаборант химического анализа может работать по не-скольким инструкциям, тогда как заведующий лабораторией работает по одной должностной инструкции. Поэтому здесь следует обращать вни-мание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единст-венной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оце-нивать деятельность как работу по серии инструкций.

 

Различия между классами 3.1 и 3.2 по показателю «со-держание работы» (интеллектуальные нагрузки) заключают-ся лишь в одной характеристике − используются известные алгоритмы решения задачи (класс 3.1) или применяются эв-ристические приемы (класс 3.2). Они отличаются друг от друга наличием или отсутствием гарантии получения пра-вильного результата. Следовательно, классом 3.2 должна оцениваться такая работа, при которой способы решения за-дачи заранее не известны. Дополнительным признаком клас-са 3.2 является «единоличное руководство в сложных ситуа-циях», которые могут возникнуть внезапно (как правило, это предаварийные или аварийные ситуации) и имеют чрезвы-чайный характер (возможность остановки процесса или по-ломки оборудования, возникновение опасности для жизни), а также, если руководство действиями других лиц в таких си-туациях обусловлено должностной инструкцией. Таким об-

 


 

разом, классом 3.1 необходимо оценивать такие работы, где принятие решений происходит на основе необходимой и достаточной информации по известному алгоритму (задачи диагностики или выбора), а классом 3.2 оценивать работу, когда решения принимают в условиях неполной или недос-таточной информации, алгоритм решения отсутствует. Имеет значение и постоянство решения таких задач.

 

Пример. Наиболее простые задачи решают лаборанты(класс1),адеятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором ин-струкции, характерна для медицинских сестер, телефонистов, телеграфи-стов и т. п. (класс 2). Сложные задачи, решаемые по известному алгорит-му (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей, мастеров промышленных предприятий, водителей транспортных средств, авиадиспетчеров и др. (класс 3.1). Наиболее сложная по содержанию ра-бота, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, врачей разного профиля и др. (класс 3.2).

 

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка».

 

Критериальной является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступаю-щей информации с номинальными значениями, необходи-мыми для успешного хода рабочего процесса.

 

К классу 2 относится работа, при которой восприятие сигналов предполагает последующую коррекцию действий13 или операций14. Эталоном при работах класса 3.1 служит со-вокупность информации, характеризующей наличное со-стояние объекта труда при работах, основой которых являет-ся интеллектуальная деятельность. Сравнение с эталоном и коррекция производится в этом случае по типу процесса опо-знавания, включая процессы декодирования, информацион-ного поиска и информационной подготовки решения на ос-

 

 

13 Действие − элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разла-гаемая на более простые, осознанная цель.

14 Операция − законченное действие (или сумма действий), в результате которого достига-ется элементарная технологическая цель.


 

нове мышления с обязательным использованием интеллекта, т. е. умственных способностей исполнителя.

 

Пример. К таким работам относится большинство профессий опе-раторского и диспетчерского типа, труд научных работников. Воспри-ятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями от-мечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов, телеграфистов и др. (класс 3.1).

 

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с воспри-ятием сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации) (руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, водители транспортных средств, конструкторы, врачи, научные работ-ники).

1.3. «Распределение функций по степени сложно-

 

сти задания». Любая трудовая деятельность характеризуетсяраспределением функций между работниками. Соответст-венно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. По данно-му показателю класс 2 и класс 3 различаются по двум харак-теристикам - распределение заданий другим лицам и кон-троль выполнения другими лицами. Классом 3.1 характери-зуется работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания, поскольку контроль выполне-ния своих заданий должен оцениваться классом 2 (обработка, выполнение задания и его проверка).

 

Пример. Простые функции,направленные на обработку и выпол-нение конкретного задания, не приводят к значительной напряженности труда (класс 1) – работа лаборанта. Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой вы-полнения задания (класс 2) – медицинские сестры, телефонисты и т. п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работ-ником и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (инженеры по охране труда, инженеры производственно-технического отдела, мастера промышленных предприятий, телеграфи-сты, конструкторы, водители транспортных средств – класс 3.1).

 


 

Наиболее сложная функция – это предварительная под-готовительная работа с последующим распределением зада-ний другим лицам (класс 3.2) – руководители предприятий, учреждений, подразделений, авиадиспетчеры, научные ра-ботники, врачи.

1.4. «Характер выполняемой работы». Если работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напря-женности труда невысок (класс 1 – лаборанты), если по стро-го установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости – напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.), если в усло-виях постоянного дефицита времени при проведении техно-логических процессов в соответствии с технологическим регламентом – класс 3.1 (мастера промышленных предпри-ятий, научные работники, конструкторы), если в условиях дефицита времени, информации и высокой ответственности за конечный результат работы, а также здоровье и жизнь лю-дей – класс 3.2 (некоторые специальности врачей, руководи-тели предприятий, учреждений, авиадиспетчеры, водители транспортных средств, мастера, бригадиры).

 

Пример. Работа врачей скорой помощи,хирургов(оперирующих),травматологов, анестезиологов, реаниматоров может быть оценена клас-сом 3.2 (дефицит времени, информации и повышенная ответственность за конечный результат), тогда как работа, например, врачей поликлиники

- терапевтов, окулистов и других таким критериям не соответствует.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.