Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы периодизации развития экономического анализа как науки




Тема 9. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопросы для самопроверки к теме 8

1. Дайте определение резервов и охарактеризуйте предпосылки их наличия.

2. Чем определяется интенсивный и экстенсивный путь развития организации?

3. Перечислите классификационные признаки для группировки резервов?

4. Какие пути повышения эффективности хозяйствования вы считаете наиболее предпочтительными в настоящее время и почему?

5. На основе каких принципов осуществляют в организациях поиск резервов роста выпуска продукции?

6. Какие показатели характеризуют отдачу ресурсов?

7. Какие показатели характеризуют емкость фактора (количественные показатели)?

8. Как определить долю прироста конечного результата за счет экстенсивного фактора способом абсолютных разниц, способом цепных подстановок?

9. Как определяется относительная экономия ресурсов?

10. Какими путями можно определить комплексную величину резервов роста эффективности хозяйствования?

11. Какая величина резервов понимается как текущий резерв?

12. Что необходимо для мобилизации перспективного резерва роста эффективности хозяйствования?

Общетеоретический экономический анализ как научный под­ход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, а анализ финансово-хозяйственной деятель­ности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравни­тельно недавно.

Становление экономического анализа обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний. Во-первых, это удовлетворение практической потребности, так как без комплек­сного всестороннего анализа невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения. Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вооб­ще. Как известно, с развитием любой науки происходит диффе­ренциация ее отраслей. Раньше функции экономического анали­за (когда они были не такими весомыми) рассматривались в рам­ках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рам­ках этих наук появились первые простейшие способы аналити­ческого исследования.

В дальнейшем возникла потребность во всестороннем комп­лексном исследовании деятельности предприятий. Появилась необходимость выделения анализа в самостоятельную отрасль зна­ний. Анализ стал важным средством планового управления эко­номикой предприятия, выявления резервов повышения эффектив­ности производства. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управ­ленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства,

оцениваются результаты деятельности предприятия, его подраз­делений и работников.

Освещая историю становления и развития анализа как науки, надо иметь в виду два обстоятельства: во-первых, разработку те­оретических вопросов науки и, во-вторых, их практическое ис­пользование.

Теория, методология, методика, способы и приемы экономи­ческого анализа складывались постепенно, проходя, как и в дру­гих науках, сложные, порой противоречивые этапы развития.

Аналитико-синтетический процесс, касающийся общественных явлений, процесса производства и обмена, социально-экономи­ческого устройства общества, касающийся множества фактов, наблюдений, привел человеческую мысль к тому, что само произ­водство, благосостояние людей подчинены каким-то могуществен­ным, но скрытым от их непосредственного взора общественным факторам, глубинным законам экономического развития. Для того чтобы выявить эти законы, недостаточно простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы.

Такой наукой стала политическая экономия (экономическая теория), а вместе с ней, или точнее в ее недрах, возник и эконо­мический анализ. История экономической науки уходит в древ­ние века (учение мыслителей Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима).

Некоторые ученые обоснованно связывают возникновение анализа со становлением бухгалтерского учета, с балансоведением. Ведение бухгалтерского учета порождает необходимость создания контрольных органов, осуществляющих контроль за пра­вильностью ведения бухгалтерского учета, составления отчетно­сти, а главное, для глубокого анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности. Эти контрольные функции выполняют­ся специальной аудиторской службой, аудит же можно трактовать как анализ финансово-хозяйственного состояния, как финансовый анализ.

Известным опытом организации экономического анализа как профессиональной деятельности, так и науки обладает, естествен­но, и наша страна. Историю развития экономического анализа у нас можно было бы периодизировать так: состояние анализа в царской России, его развитие в послереволюционный период, в период перехода к рыночным отношениям.

М.И. Баканов и А.Д. Шеремет, освещая историю развития экономического анализа, отмечают, что специальной литерату­ры, посвященной экономическому анализу, в дореволюционной России не издавалось.

Первые специальные книги по анализу появились в начале XX столетия. Они были посвящены анализу баланса и имели явно методическую направленность, что можно принять за точку от­счета развития экономического анализа. В 30-е годы курс анали­за был введен в программу вузов. Появились первые учебники и пособия по анализу. Их авторами были Н.Р. Вейцман, С.К. Та-тур, М.И. Баканов и др. Именно в 30-е годы произошло становле­ние экономического анализа как науки, и анализ стал широко при­меняться на практике для комплексного системного изучения эко­номики предприятий и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около трехсот книг и приблизительно 600 научных статей. Экономический анализ как отрасль знаний окон­чательно сложился в общеметодическом плане и получил доста­точно широкое развитие в отраслевом направлении.

Во время второй мировой войны шла перестройка учета и ана­лиза применительно к запросам военного времени.

Послевоенное время можно охарактеризовать как период ос­новательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ органически вписывается в практику управле­ния хозяйством на уровне, как предприятия, так и национальной экономики. Постепенно разрабатываются самостоятельные на­правления методологии экономического анализа: сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-математичес­кий, функционально-стоимостной и т.д.

Большой вклад в развитие методологии комплексного анали­за хозяйственной деятельности внесли такие ученые-экономисты, как М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц, В.Ф. Палий, И.И. Поклад, А.Ш. Маргулис, В.И. Стражев и многие другие.

Особая активность в разработке проблем экономического ана­лиза хозяйственной деятельности предприятий различных отрас­лей народного хозяйства проявилась в 1960-1990 гг. в моногра­фиях, учебниках, учебных и практических пособиях.

Особенность анализа в условиях рыночных отношений – су­щественное изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требо­вания как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совер­шенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной прак­тики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций, как коммерческой деятельности предприятия, так и его внеш­ней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает операционный или ситуационный коммерческий анализ. Особен­ность ситуационного анализа - его комплексность, позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятель­ности, своевременно сформулировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

Проведение ситуационного и оперативного анализа коммер­ческой деятельности предъявляет повышенные требования к ин­формационному обеспечению.

В новых условиях следует ожидать значительного сокраще­ния поступления отчетных данных с микроуровня на макроуро­вень и развития информационной базы анализа на микроуровне за счет увеличения внеучетных источников информации.

Экономический анализ на микроуровне за последние 80 лет находился в состоянии постоянного развития и совершенствова­ния. Сформировались теоретические основы экономического ана­лиза, осуществлены обстоятельные отраслевые разработки, осво­ены методы и приемы анализа.

Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведут­ся исследования в области более широкого применения матема­тических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управлен­ческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достиже­ний отечественной и зарубежной науки в практику.

Перспективы развития экономического анализа в теоретичес­ком направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в пер­вую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.

Что касается перспектив прикладного характера, то анализ постепенно занимает ведущее место в системе управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.