Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Только один Бог




Так ли уж важно, один ли Бог в мире? Быть может, это всего лишь абстрактная идея, бесконечно далёкая от жизни человека? Иудаизм возник в среде язычников, исповедовавших многобожие. Каждая природная стихия воплощалась в каком-нибудь боге. У каждой страны и у каждого народа существовал свой собственный бог. Получалось так, что мир был как бы разорван на отдельные, иногда враждебные друг другу части. Следствием такого понимания мира явилось отсутствие единого природного миропорядка. Единство Бога означает, помимо всего прочего, единство установленного Им миропорядка. А ведь эта идея по существу лежит в основе всей современной науки! Не менее важна идея единства Бога для понимания общества. Бог народа, бог страны покровительствовал только одному народу, только одной стране. Все прочие оказывались вне его покровительства, вне закона, установленного этим национальным богом. А это означало, что не существует единой нравственности по отношению к «нашим» и «ненашим». Утверждение единства Бога сделало возможным утверждение единства человечества, единой нравственности по отношению ко всем людям независимо от того, к какому народу и социальной группе они принадлежат. Слово «Бог» пишется с прописной буквы как имя собственное. Это полностью соответствует правилам русской грамматики в том случае, если Бог действительно один. Существует традиция написания с заглавной буквы всех местоимений, относящихся к Богу, и любых определений, прилагаемых к Нему. Например, Творец. Если это слово написано с прописной буквы, то речь идёт о Боге. Если же богов много, слово «бог» должно писаться со строчной буквы как имя нарицательное. Следует помнить, что в иврите вообще отсутствуют заглавные буквы. Критики Торы искали в её тексте следы политеизма. Вот два примера, считающиеся классическими. В первой фразе оригинала Торы «В начале сотворил Бог...» слово «Элоким» соответствует русскому слову «Бог». В иврите окончание «-им» указывает на форму множественного числа, Отсюда делался вывод, что мир сотворил не Бог, а боги. Вывод этот совершенно ошибочный: глагол «сотворил» стоит здесь в единственном числе. И не только здесь, но и решительно во всех случаях, когда словом «Элоким» именуется Бог Израиля, Бог, сотворивший небо и землю. Считается, что окончание множественного числа «им» в данном случае – грамматическая форма так называемого уважительного множественного числа. В русском и других языках при помощи местоимения «Вы» выражается уважительная форма обращения. Когда человек говорит: «Не могли бы Вы мне помочь?», то ясно, что он обращается к одной персоне. Между тем здесь не только местоимение, но и глагол употреблены во множественном числе. Второй пример мнимого многобожия – это слова Бога: «Сотворим человека...» (Быт. 1.26). По преданию, Моисей, который записывал эти слова, был встревожен использованием здесь множественного числа, • боялся, что форма «сотворим» может привести к совершенно ложному выводу о том, что Творцом человека был не Бог, но некие многие боги. Однако Бог успокоил Моисея: «Пиши! Тот, кто захочет ошибиться, – пусть ошибается!». Или по другой версии: «Тот, кто захочет ошибиться, – уже ошибся!». В этом предании интересно беспокойство Моисея – будет ли верно понят этот текст. Любопытно и то, что многие ошибки в понимании вызваны не просто недостаточной проницательностью, но желанием (возможно, и бессознательным) ошибиться. И вот с этим уже ничего поделать нельзя! После слов «Сотворим...» в Торе сказано: «И сотворил Бог человека...» (Быт. 1.27), т. е. употреблено единственное число, совершенно исключающее даже мысль о том, что творящих богов было много. Но, может быть, проблема единственности Бога имеет теперь чисто историческое значение и не так важна, как во времена язычников? Но язычество не ушло в прошлое – просто оно приобрело теперь новые формы. В современном мире, в том числе и в России, возникают неоязыческие обединения. По мнению многих историков, тайным язычником был Гитлер, следовательно, вся его человеконенавистническая политика и стремление уничтожить еврейский народ диктовались его верой. Поклонение человеку, сексу, физической и социальной силе, красоте, науке, государству, нации, успеху, истине, справедливости, добру – всё это с точки зрения иудаизма не что иное, как язычество. Казалось бы, истина, добро, красота – это так хорошо! Однако эти идеи могут превратиться в свою полную противоположность, если люди сознательно или слепо начнут поклоняться им. Позиция иудаизма здесь абсолютно однозначна: многое в мире может (и должно!) заслуживать восхищения, но поклонения заслуживает только Бог! БОГ – ТВОРЕЦ Первые слова Торы – это весть о Боге-Творце. Он – Создатель всего материального и духовного мира (неба и земли). Однако творение Им мира – не единичный акт. Оно продолжается в каждый момент времени. Бог постоянно поддерживает Своё творение, которое не могло бы существовать без этой поддержки. Эта мысль отражена в словах утренней молитвы: «По милости и доброте Своей Он постоянно, каждый день возобновляет сотворение мира».

БОГ – НЕ ОГРАНИЧЕННЫЙ НИЧЕМ ДУХ

Бог нематериален. Бог не имеет ника-кого образа, ибо Он невместим ни в какой образ. Этим обясняется, в частности, абсолютный запрет на изображение Бога. В силу Своей духовной природы Бог не имеет никаких материальных ограничений. Он вездесущ: пронизывает в один и тот же момент времени всё пространство. Он имеет власть над временем, т. е. прошлое, настоящее и будущее открыты перед Ним. Он всеведущ: скрывать от Него души и дела совершенно бессмысленно. Он всемогущ: не существует никаких преград для осуществления Его воли, кроме одной, установленной Им Самому Себе и называющейся нравственной волей человека. У внимательного читателя Торы должен возникнуть вопрос: если Бог не имеет никакого образа, почему же тогда Тора, повествуя о Нём, столь часто наделяет Его антропоморфными, т. е. свойственными людям, чертами? Нет ли здесь серьёзного противоречия? Может быть, всё же Бог Торы хотя бы в чём-то подобен греческим богам? Ответ на эти вопросы таков: все антропоморфизмы Торы – это всего лишь условность, позволяющая доступным обычному человеку (нефилософу) образом сказать о вещах, часто превышающих его познавательные возможности. Знаменитый еврейский мыслитель XII в. Рамбам, живший в Испании, писал: «Наши мудрецы... говорили: „В небесах нет ни сидения, ни стояния, ни нужды, ни печали». Пророк спрашивал: „Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис. 40.18). Если бы Он был телом, Он был бы подобен другим телам. Всякий раз, когда Писание рисует Его в телесных терминах, вроде ходьбы, стояния, сидения, говорения и тому подобного, оно выражается иносказательно. Поэтому наши мудрецы говорили: „Тора глаголет языком человеков». Этому основному принципу учит стих Писания: „...глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4.12)».

БОГ ИСТОРИИ – БОГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – БОГ ИЗРАИЛЯ

Бог не только постоянно обновляет Своё творение, точно так же Он присутствует в истории. Разумеется, она делается людьми, однако в её основе лежит божественный план. От людей и их совокупной свободной воли в каждый момент истории зависит, каким образом он будет воплощён: путём радостного творчества или неимоверных страданий. Однако люди могут влиять только на характер осуществления божественного плана, но не на сам план. Было бы неправильно считать, что, «составив» план истории, дав ей первый толчок, Бог совершенно от неё устранился. Бог Торы – Бог, активно вмешивающийся в историю человечества. Его попечительство распространяется на все народы, но особым образом Он связан с евреями, созданными Им для свидетельства о Себе на всём протяжении истории вплоть до её развязки. Первая из Десяти Заповедей начинается словами: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской...». Бог – это Бог, заключивший Союз с народом Израиля и давший ему заповеди. Утром и вечером еврей, выполняющий их, повторяет молитву Шма («Слушай»); традиция требует, чтобы он прочел её и перед смертью. Первый стих этой молитвы гласит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть...» (Втор. 6.4). В одной этой фразе заключено целое учение о Боге, но в данном случае важны только её обращенность к еврейскому народу («Слушай, Израиль») и интимность отношений Бога и Его народа, выраженная местоимением «наш». Слова «Бог наш» может произносить человек любой национальности, но в устах еврея они обретают дополнительный смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.