Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две души




ТЕЛО

ЧЕЛОВЕК И БОГ

Человек связан с Богом двояко. Во-первых, как часть мира и, во-вторых, как существо, состоящее с Богом в уникальных отношениях. Что это значит?

Весь мир – начиная от созвездий и кончая одуванчиком – несёт на себе печать Создателя. Разумеется, не лишён её и человек. Ведь по своей «природной» сути он, как и весь мир, – создание Божье. В то же время человек имеет особые, «привилегированные» отношения с Богом, «дыхание» и образ Которого только он один из всего созданного Богом мира носит в себе. «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его...» (Быт. 1.26–27). Этот текст Торы требует комментария.

Слово «сотворим» почему-то стоит во множественном числе. Существует несколько обяснений этой на первый взгляд непонятной грамматической формы. Одно из них уже приводилось. Оно состоит в том, что Бог обращается здесь к небесам, земле и воде. Согласно другому пониманию, Бог обращается к человеку («давай сотворим вместе»), Он приглашает человека к совместной работе по созданию самого человека! Бог специально оставляет человека незавершённым, давая ему самому возможность участвовать в процессе творчества. Образ Божий – это свобода и разум человека, его способность к творчеству.

Образ Божий даётся даром каждому человеку, даже глупому, ленивому и злому. Никакой грех не в состоянии лишить его образа Божьего. А вот с «подобием» всё обстоит совершенно иначе. Оно даром не даётся. Человек может и должен уподобиться Богу благодаря своим собственным усилиям. В Талмуде об этом сказано: «Бог милосерден – будь и ты милосерден; Он милостив – будь и ты милостив; Он праведен – будь и ты праведен». Вот жизненная задача человека. Он может посвятить её решению всё отпущенное ему время, однако Бог не принуждает его делать это, ибо человек, по замыслу Божьему наделённый таким важнейшим качеством, как свобода, волен отказаться от решения своей задачи и может прожить жизнь вообще не догадываясь, что она стоит перед ним. Так что разные люди в конце жизни оказываются в разной степени уподобленными Богу, а некоторые... что ж, некоторые оказываются «неуподобленными» совсем.

Тело человека создано из «праха земного», но это вовсе не означает, что оно плохо само по себе. Если о нём говорят как о «низком», то только для того, чтобы отличить от «высокого» – души. Тело создано Богом. Оно не темница души, а дар Божий. Поэтому человек не только не должен пренебрегать своим телом, он обязан о нём заботиться. В иудаизме много заповедей связано с телом и заботой о нём.

Существуют разные понимания, что такое «образ Божий». Некоторые убеждены, что он не имеет никакого отношения к человеческому телу. Однако мудрецы Талмуда полагали, что слова «образ Божий» определяют всего человека в неразделённой целостности его души и тела.

И с этой точки зрения забота о теле приобретает характер выполнения религиозного предписания. Об одном из мудрецов Талмуда рассказывают: собираясь в баню, он говорил, что идёт выполнять заповедь – воздавать почести образу Божьему.

С точки зрения иудаизма у человека 1 две души: животная и божественная. Первая, связанная с жизнью тела, является как бы его продолжением, она стремится «вниз», к «земле», из которой и создана. Вторая душа – божественная – обращена к Богу. Нередко такое различие направлений приводит человека к конфликту с самим собой.

Человеческое тело не содержит никакого зла, но зло может возникнуть, если человек позволит своей животной душе руководить жизнью, диктовать, что и как надо делать в том или ином случае. Животная душа не знает и знать не хочет о существовании в человеке высшего начала, она склонна вести себя так, как будто она в человеке одна. Если ей удаётся захватить главенство, то еда, отдых, стремление к власти, безопасности и половой инстинкт становятся главными ценностями человеческой жизни и подчиняют себе всё поведение человека.

Проблема, которую сознательно или бессознательно решает каждый, касается внутреннего «устройства» и соотношения двух душ и двух воль. Она иллюстрируется обычно образами коня и всадника.

Правильное соотношение двух душ такое, при котором всадник – душа божественная, а конь – душа животная. Такое подчинение не унижает животную душу, это не насилие над ней. В этом случае её устремления оказываются и добрыми, и осмысленными, и уместными, и оправданными: ведь в роли коня – благородного животного – она служит высшему началу (божественной душе), как ей и предначертано, и тогда действительно чувствует себя на своём месте.

Если в человеке главенствует животная душа, то он вынужден выполнять прихоти тела. Жизнь его становится бессмысленной, неправильной, искажённой. Его божественная душа страдает, попав во власть к подчинённому, её бесконечные возможности направлены на обслуживание конечного – телесной жизни. И тогда ни о каком подобии Богу говорить уже не приходится: человек – просто вещь, которую используют не по назначению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.