Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода




Содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью и виды дистанций многоборья.

В 90-х годах прошлого века желание проводить очные туристские соревнования по единому принципу и с едиными Правилами соревнований, наконец, было реализовано. В Республике Беларусь «родился» новый вид спорта – туристско-прикладное многоборье. Заслуга в его появлении, прежде всего, принадлежит мастеру спорта по горному и лыжному туризму, неоднократному победителю и призеру Всесоюзных соревнований по спортивному туризму Владимиру Ильичу Ганопольскому, который является автором-разработчиком ныне действующих Правил соревнований по ТПМ.

Каково содержание соревнований по туристско-прикладному многоборью? Соревнования по ТПМ, в технике различных видов туризма, заключаются в преодолении дистанций, требующих владения туристами всеми компонентами туристской техники, а так же решения комплекса тактических задач в данных компонентах. При этом под компонентами туристской техники подразумеваются уже известные Вам разновидности туристской техники: техника передвижения и страховки на естественных препятствиях; техника ориентирования на местности, техника бивака и поисково-спасательных работ. Определения ключевых понятий туристских соревнований «дистанция» и «технический этап» нами было представлено ранее (в лекции «Учебно-контрольные соревнования по туристской технике: содержание соревнований и принципы планирования дистанции»). Они в равной степени относятся и к соревнованиям по ТПМ. Итак, дистанция ТПМ – это спланированный на местности и оборудованный для проведения соревнований по ТПМ маршрут или система маршрутов движения команд и участников с установленными техническими этапами или участками. Данный маршрут (система маршрутов) для движения команд и участников обозначен на локальных препятствиях (естественном рельефе, искусственных сооружениях) или нанесен в том или ином объеме на карте местности. Технический этап основной элемент дистанции, на котором соревнующиеся участники выполняют определенное условиями соревнований технико-тактическое задание.

Состав дистанций туристско-прикладного многоборья одинаков для соревнований по технике всех четырех видов туризма. В соревнованиях по ТПМ командами преодолеваются три вида дистанций: длинная дистанция, короткая дистанция и дистанция поисково-спасательных работ (ТПСР). В зависимости от масштаба соревнований ТПМ, команды преодолевают разный набор дистанций. На соревнованиях класса мастеров (уровня чемпионата Беларуси) команды выступают на всех трех дистанциях. На соревнованиях класса высших разрядов (уровня чемпионата города, области) команды выступают на двух дистанциях (длинной и короткой). Наконец, на соревнованиях класса новичков команды преодолевают одну дистанцию промежуточную по протяженности и числу технических этапов между длинной и короткой дистанциями.

Все соревнования по ТПМ проводятся как лично-командные. Начиная с четвертой группы соревнований, (см. ниже) кроме командных дистанций, участники преодолевают две личные дистанции – длинную и короткую. По результатам, показанных участниками на данных личных дистанциях определяются победители соревнований в личном первенстве. Кроме того, результаты, показанные участниками команды на личных дистанциях (средний балл) учитываются при определении места команды в общекомандном зачете. Соревнования V группы (класса «новичков») проводятся на одной лично-командной дистанции. Победители личного первенства определяются по результатам преодоления участниками отдельных личных технических этапов такой объединенной дистанции.

Что представляет собою длинная дистанция туристско-прикладного многоборья? Длинная дистанция ТПМ – это пешеходнотуристский, лыжнотуристский, воднотуристский или велотуристский протяженные маршруты (до 12км на местности в соревнованиях по технике горно-пешеходного и лыжного туризма), содержащие набор технических этапов. Длинная дистанция является своеобразной моделью маршрута похода, а ее технические этапы моделируют, в свою очередь, естественные препятствия, характерные для данного вида спортивного похода. На этой дистанции оценивается уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· В технике и тактике ориентирования на местности;

· В технике и тактике передвижения по элементам естественного рельефа местности и по выделенным в виде технических этапов естественным препятствиям;

· В технике и тактике организации командной страховки и самостраховки при преодолении естественных препятствий;

· В технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа.

· В технике туристского бивака.

В соответствие с оцениваемыми компонентами техники на длинной дистанции устанавливают ряд технических этапов. Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма являются следующие этапы: преодоление склона со страховкой (подъем, траверс, спуск); переправы через реку с организацией страховки (переправа вброд, по клади, навесная), ориентирование на местности (по азимуту, в заданном направлении, по заданной линии), транспортировка «пострадавшего» по различным элементам рельефа и различными средствами (на вязаных носилках, по склону с сопровождающим и т.д.) и ряд других.

В соревнованиях по ТПМ в технике лыжного туризма вышеперечисленные технические этапы преодоления склона, переправ, транспортировки «пострадавшего» так же присутствуют в том или ином объеме. Характерным этапом для оценки техники ориентирования на местности в зимних условиях является этап ориентирования на маркированной трассе. Разумеется, что для соревнований в лыжнотуристской технике характерны и технические этапы передвижения на лыжах: различные виды техники подъема и спуска на лыжах со склона, преодоление на лыжах участков труднопроходимого леса, «тропление» лыжни в глубоком снегу и пр. С сущностью вышеуказанных технических этапов Вы должны познакомится на практических занятиях по предмету «Туризм» и «Спортивно-педагогическое совершенствование». Представление о применяемой на данных технических этапах технике туризма дано так же в материалах методических занятий «Техника преодоления естественных препятствий», «Технические приемы ориентирования на местности».

Что представляет собою короткая дистанция туристско-прикладного многоборья? Короткая дистанция – это дистанция пешеходнотуристской, лыжнотуристской и пр. техники. Она не подразумевает движения команды и участников по сколько-нибудь протяженному маршруту на местности, а заключается в преодолении характерных для каждого вида туризма естественных локальных препятствий с выполнением командами заданных условиями соревнований технико-тактических действий. В соревнованиях по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма короткая дистанция – это, прежде всего, преодоление командами и участниками локальных участков склонов различной сложности и с разным характером покрытия: глинистых, скальных, снежных и пр. Соответственно, короткая дистанция не разбивается на отдельные технические этапы (с отдельной оценкой за их преодоление) а является единой.

На короткой дистанции ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма акцент делается на оценку двух компонентов туристской техники: техники передвижения по естественным препятствиям; техники организации страховки. Характерная короткая дистанция на соревнованиях в технике горно-пешеходного туризма заключается в преодолении склонов (подъем-траверс-спуск) с организацией страховки. На соревнованиях по технике лыжного туризма та же дистанция подъем-траверс-спуск преодолевается частично в технике пешего передвижения и частично на лыжах (но вновь с организацией страховки на указанных условиями соревнований участках). Кроме того, на соревнованиях ТПМ класса высших разрядов и мастеров, на коротких дистанциях может оцениваться и техника транспортировки «пострадавшего» по склону (на вязаных носилках, на сопровождающем участнике и пр.).

Что представляет собою дистанция поисково-спасательных работ? Дистанция ТПСР имеет определенную протяженность на местности (обычно меньшую, чем протяженность длинной дистанции) и разбивается на отдельные технические этапы. Выделенные технические этапы дистанции ТПСР призваны оценить уровень мастерства спортсменов, прежде всего, в следующих компонентах туристской техники и тактики:

· Технике и тактике поисковых работ (технике ориентирования на местности, включая ночное ориентирование).

· Технике оказания первой (доврачебной) помощи «пострадавшему».

· Технике и тактике транспортировки «пострадавшего» на различных элементах рельефа местности, по естественным препятствиям (склонам, переправам через водные препятствия).

Характерными для соревнований по ТПМ в технике горно-пешеходного и лыжного туризма являются следующие этапы дистанции ТПСР: ночное ориентирование в заданном направлении, диагностика травмы «пострадавшего» и оказание ему первой помощи, этапы разнообразной техники транспортировки «пострадавшего».

Как в туристско-прикладных многоборьях указывается уровень (масштаб) соревнований? Масштаб соревнований по ТПМ указывает т.н. группа соревнований. Соревнования по ТПМ проводятся по пяти группам: V группа – соревнования «класса новичков»; IVБ группа – соревнования класса массовых разрядов; IVА группа – соревнования класса высших разрядов; III группа – соревнования класса мастеров (чемпионаты, кубки Республики Беларусь); II и I группы – международные соревнования с участием команд из различного числа государств. Соревнования V группы проводятся на одной лично-командной дистанции. Соревнования IV группы проводятся в рамках двоеборья – на короткой и длинной дистанциях, причем устанавливаются обе личные и командные дистанции. Начиная с III группы (уровень чемпионата Республики Беларусь), соревнования проводятся в рамках троеборья: на короткой и длинной дистанции (личной и командной) и на дистанции ТПСР (командной).

  1. Понятие технической сложности дистанций и этапов туристско-прикладного многоборья.

Как мы указывали выше – соревнования по ТПМ это, прежде всего, соревнования в мастерстве владения техникой и тактикой туризма. Чем больше масштаб соревнований, тем более сложные дистанции преодолевают спортсмены. На соревнованиях по ТПМ I, II, III группы устанавливаются наиболее сложные дистанции (в отношении технико-тактической и физической сложности их преодоления); на соревнованиях V группы – наименее сложные. При этом уровень сложности дистанций (этапов) ТПМ определяется понятием «класс дистанции (этапа)».

Какие характеристики дистанций и этапов определяют их класс? Всего правилами ТПМ установлено пять классов сложности дистанций. Дистанция V класса – наименее сложная; дистанция I класса – наиболее сложная. В свою очередь класс дистанций определяется, во-первых, естественной сложностью преодолеваемых командами и участниками естественных препятствий на местности. Например, он зависит от крутизны преодолеваемого склона и сложности лазания на этапе «преодоления склона»; от скорости течения, глубины, ширины преодолеваемых рек на этапе «переправа через водное препятствие»; от наличия или отсутствия очевидных ориентиров, уточняющих местоположение контрольного пункта («привязок») на этапе «ориентирование в заданном направлении» и т.д. Во-вторых, класс дистанций определяется сложностью поставленных перед участниками соревнований технико-тактических задач. Например, один и тот же склон, по условиям соревнований команды могут преодолевать с использованием разных по назначению и сложности технико-тактических приемов и средств: преодолевать склон с самостраховкой; с командной страховкой; с командной страховкой и транспортировкой «пострадавшего» и пр. Подчеркнем, что в основном класс дистанции в целом определяется классом (читай, сложностью) установленных на ней технических этапов (участков), образующих логичную комбинацию.

Каким количественным показателем оценивается сложность (класс) дистанций и этапов ТПМ? Принципы количественной оценки технико-тактической и физической сложности дистанций и этапов разного класса более подробно указаны нами в материалах методического занятия «Особенности планирования и классифицирования технических этапов и дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью». Здесь мы только отметим, что количественная оценка сложности дистанций и этапов определяется так называемым суммарным показателем сложности (СПС), выраженным в баллах. Правилами ТПМ установлено, что основой для балльной оценки дистанций (этапов) различных классов сложности является шкала, выраженная в числах последовательности Фибоначчи: 5, 8, 13, 21, 34 (соответственно для классов дистанции (этапа) V, IV, III, II, I). Эти балльные оценки принимаются за исходные для классифицирования дистанции (этапа) судьями экспертами, причем каждая из них обладает своим, возрастающим диапазоном варьирования, позволяющим дать окончательную оценку в виде:

5 ± 1 (V класс); 8 ± 2 (IV класс); 13 ± 3 (III класс); 21 ± 5 (II класс); 34 ± 8 (I класс).

Можно сказать, что сами числа Фибоначчи определяют оценки стандартных (эталонных) дистанций и этапов соответствующих классов сложности. Это исходные оценки, на которые ориентируются судьи эксперты при планировании дистанции и технических этапов. Используя установленный диапазон их варьирования, они дают их окончательные оценки выше или ниже эталонных, в зависимости от конкретных характеристик препятствий, метеоусловий и предложенных участникам технико-тактических действий.

Какой сложности дистанции и технические этапы устанавливаются на соревнованиях по ТПМ различных групп? Правилами проведения соревнований по ТПМ предписывается, что в соревнованиях III группы (класс мастеров) минимум две дистанции должны быть не ниже II класса; допускается, что одна из трех дистанций может быть III класса и (или) одна дистанция – I класса сложности. В соревнованиях IV группы для подгруппы «А» обе дистанции должны быть не ниже III класса сложности (одна может быть II класса). Для подгруппы «Б» обе дистанции – IV класса. Соревнования V группы (класс новичков) проводятся на одной дистанции V класса.

Для иллюстрации вышеприведенных положений об уровне сложности дистанций в зависимости от группы соревнований приведем конкретные примеры (содержание) дистанций ТПМ V и IV класса в технике горно-пешеходного туризма. Так, протяженность дистанции V группы, поставленной на первенстве Белорусского государственного университета физической культуры (2005г.), составила 6км. Участники команд преодолевали следующие этапы в индивидуальной технике: «Переправа через сухой каньон по веревке с перилами (параллельные перила)», «Преодоление склона (подъем-траверс-спуск) с самостраховкой на перилах», «азимутальное ориентирование». При этом на двух первых этапах у участников оценивалась индивидуальная техника передвижения по естественным препятствиям и техника самостраховки на вертикальных и горизонтальных перилах (перила наведены судьями соревнований). На третьем этапе оценивалась индивидуальная техника движения по азимуту. В дистанцию входили так же следующие этапы командной техники: «Навесная переправа через ручей» (по наведенным судейским веревкам, с командной организацией страховки для первого участника, переходящего ручей вброд и организацией сопровождения основной веревкой переправляющихся по перилам участников); «транспортировка «пострадавшего» на вязаных носилках», «ориентирование по заданной линии». Техническая сложность указанных этапов не выходила за рамки начальной туристской подготовки студентов, полученной ими в процессе изучения курса «Туризм».

В качестве примера дистанции IV А класса приведем некоторые параметры командной длинной дистанции на Чемпионате г.Минска по ТПМ в технике горно-пешеходного туризма 2007г. (начальник дистанции – мастер спорта Челядинский Р.Н.). Протяженность дистанции составила порядка 10км. На дистанции были установлены следующие этапы в технике переправ: «Навесная переправа через сухой каньон», «Навесная переправа через сухой каньон с транспортировкой пострадавшего на вязанных носилках», «Переправа через водное препятствие по бревну», «Преодоление заболоченного участка местности по гати». Кроме того дистанция включала этапы ориентирования в заданном направлении и ориентирования по указанной линии, а так же этап транспортировки пострадавшего на вязанных носилках по пересеченной местности. Все действия по наведению веревочных перил и организации страховки на этапах, вязка носилок для пострадавшего и т.д., выполнялись силами самих преодолевающих дистанцию команд ими же определялась и тактика преодоления дистанции. В данном случае содержание дистанции требовало уже достаточно высокого уровня квалификации спортсменов (соревнования класса высших разрядов).

Как определяется ранг соревнований по ТПМ? Квалификация спортсменов определяется присвоенными им разрядами и спортивными званиями. Причем разряды и звания присваиваются по результатам выступления на соревнованиях и выполнения разрядных требований, установленных в Единой спортивной классификации Республики Беларусь (ЕСК РБ). Ключевое понятие для выполнения разрядных требований – это квалификационный ранг соревнований.

Квалификационный ранг соревнований по ТПМ определяется в баллах (не путать с баллами результатов соревнований!) и напрямую зависит от спортивной квалификации участников соревнований. Так ранг командных соревнований определяется, как средняя величина суммы квалификационных баллов участников команд, занявших три первых места. Квалификационный ранг личных соревнований определяется как средняя величина квалификационных баллов участников, занявших первые 10 мест, умноженная на шесть (в пересчете на стандартную команду ТПМ в шесть человек). При этом квалификационные баллы участников следующие:

 

Звания и разряды: МСРБ КМС I р. II р. III р.(I юн. р.) без разряда

Квалификационные баллы 100 40 20 5 2 0.5

 

Разряды и звания в ТПМ присваиваются в соответствие с действующей ЕСК РБ, исходя из результатов командного и личного первенства в конкретных соревнованиях. При этом ЕСК определяет, в зависимости от ранга соревнований, необходимый для присвоения того или иного разряда результат (в баллах). Например, в приложении к соревнованиям V группы, необходимые результаты участников для присвоения им третьего, второго разрядов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Требования к выполнению массовых разрядов в личном первенстве соревнований по ТПМ.

Ранг соревнований (баллы) Результаты участников необходимые для выполнения спортивного разряда. (% от значений СПС* дистанции)
II разряд III разряд
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

* – СПС – суммарный показатель сложности дистанции.

 

 

Литература по теме лекции.

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

  1. Кодыш Э.М. Туристские слеты и соревнования.- М., Профиздат, 1984.-111.
  2. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм, М.: ФиС 1990 г. – 175 с.
  3. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. – 228с.
  4. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
  5. Единая спортивная классификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2001. – 333с.

 

Лекция 15. Учебные туристские походы.

 

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

 

  1. Понятие учебно-туристских походов и их цели.
  2. Особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода.
  3. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.

 

1. Понятие учебно-туристских походов и их цели.

Если мы будем рассматривать спортивный туризм, то можно, не рискуя ошибиться, утверждать, что фактически любой поход, от 1-й до 6-й категории сложности является для его участников в той или иной степени учебным. Действительно, каждый новый пройденный поход уникален, с точки зрения преодолеваемых препятствий, примененной на маршруте техники, условий жизнеобеспечения и т.д. Следовательно с каждым новым пройденным маршрутом туристы приобретают новый опыт участника, либо руководителя похода. При этом, однако, не корректно определять спортивные походы, как учебно-спортивные (учебно-туристские) походы. Почему? Спортивные походы не планируются изначально как учебные. Их основная цель иная – пройти маршрут эффективно и безопасно, выполнить необходимые нормативы для присвоения спортивных разрядов и званий. В рамках осуществления спортивного похода нет места целенаправленному учебному процессу (сжатые сроки похода и напряженный график движения не позволяют его осуществлять). Квалификация руководителя похода и его участников (их сумма туристских знаний, умений и навыков) должна изначально (до выхода на маршрут) отвечать сложности заявленного для преодоления маршрута. Такая квалификация приобретается туристами либо в результате их самообразования и самоподготовки, либо в результате специального обучения.

В нашем курсе лекций мы рассматриваем не спонтанный, а научно и методически обоснованный процесс обучения спортивно-туристской и рекреационно-туристской деятельности в рамках подготовки общественных и профессиональных туристских кадров. В частности в Белорусском университете физической культуры такое обучение проводится на специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность» по направлениям 1-89 02 01-01 «Спортивный и рекреационный туризм» и
1-89 02 01-02 «Менеджмент в туризме». Интегральная подготовка – совершенствование умений и навыков владения туристской техникой, приобретение необходимого туристского опыта учащихся непосредственно в условиях туристского похода или на туристских соревнованиях является непременным компонентом обучения на данных направлениях специальности (Рис. 1). В данном случае процесс обучения в походных условиях (в условиях туристских соревнований) специально планируется и такие мероприятия носят определение «учебно-спортивные туристские мероприятия» (УСТМ).

Как определить понятие «учебно-туристский поход»? Учебно-туристский поход – это важнейшее мероприятие интегральной подготовки туристских кадров, где процесс обучения туризму планируется и осуществляется непосредственно в походных условиях. В данном случае поход изначально планируется не как спортивный или рекреационный, а как учебно-спортивный или учебно-рекреационный. Цель туристского обучения участников (формирование у них специальных знаний, умений и навыков в технике и тактике туризма, проведении экскурсионной работы, бесконфликтном руководстве малыми группами туристов) в данном случае не менее важна, чем собственно преодоление маршрута похода.Данная цель и задачи диктуют особенности организации и проведения учебного похода. Рассмотрим эти особенности, на примере проведения учебно-спортивного похода, начиная с определения района проведения похода и разработки его маршрута.

 

 

По каким критериям выбирают район проведения учебно-спортивного похода? Район проведения учебно-спортивного похода для студентов вуза выбирает преподаватель туризма. Все ранее рассмотренные критерии выбора района проведения спортивных и рекреационных походов естественно применимы и в данном случае (смотрите методическое занятие «Разработка маршрута туристского похода и составление плана похода»). В лекции мы лишь акцентируем внимание на специфических критериях выбора, важных для достижения цели обучения спортивному туризму. Итак, критерии выбора учебно-спортивного похода с учащимися района следующие.

· Соответствие района в целом (по технической, физической сложности возможных маршрутов, климатогеографическим характеристикам, степени автономности) этапу туристской подготовки учащихся.

· Адекватная спортивно-техническая характеристика района похода (наличие характерных для данного вида туризма классифицированных участков, максимально соответствующих целям обучения и определяющих необходимую техническую сложность похода).

· Высокая степень освоенности района с точки зрения спортивного туризма и полнота информации о районе похода. (В распоряжении преподавателя должна иметься максимально полная информация о районе похода: о его климатогеографических, спортивно-технических особенностях, в том числе должен иметься картографический материал необходимого качества).

· Наличие в учебном заведении необходимого для похода в данном районе снаряжения и финансового обеспечения.

В целом можно говорить о том, что район с большим количеством эталонных маршрутов нужной категории сложности (судя по «Перечню классифицированных туристских маршрутов») можно рассматривать, как приемлемый для проведения учебно-спортивных походов и сборов. Особенности такого района, как со спортивно-технической, так и с климатогеографической точек зрения хорошо изучены. Поэтому руководитель похода целенаправленно может «отобрать» и включить в маршрут классифицированные участки наиболее характерные для данного вида туризма и необходимые для данного этапа туристской подготовки студентов, а так же планировать учебную работу на маршруте. Если говорить о районах, подходящих для проведения учебных пеших и лыжных походов студентов в Беларуси, то можно отметить в частности такие из них, как Налибокскую пущу (район «насыщенный» водными препятствиями, участками преодолимых болот), Нарочанский край, район Минской возвышенности (районы с хорошо выраженным рельефом, с протяженными лесными массивами разной степени проходимости); богатыми спортивно-туристскими ресурсами обладает Витебская область и в частности территория национального парка «Браславские озера»). Указанные районы полностью отвечают как спортивно-техническим требованиям для проведения пеших и лыжных походов 1-й категории сложности, так и рекреационно-познавательным требованиями для проведения учебно-рекреационных (экологических) походов.

Каковы особенности маршрута учебно-спортивного похода? Маршрут учебно-спортивного похода имеет определенную специфику и в общем отличается от маршрута спортивного похода. Действительно, каждый маршрут спортивного похода обычно в той или иной степени уникален и должен отвечать, прежде всего, требованиям «Правил проведения туристских спортивных походов»: заданной технической сложности, протяженности, продолжительности. Чем более уникален спортивный маршрут (чем он менее «исхожен» туристами) – тем он ценнее со спортивной точки зрения (первопрохождение целого маршрута или отдельных классифицированных участков маршрута, освоение нового туристского района особо оценивается в спортивном туризме). Напротив, маршрут учебного похода может повторяться из года в год: главное чтобы он соответствовал целям и задачам обучения туризму. В чем это выражается? Перечислим ряд важнейших с нашей точки зрения требований, предъявляемых к маршруту учебно-спортивного похода.

· Количественные показатели (протяженность всего маршрута и отдельных дневных переходов, продолжительность похода) должны позволить выполнить намеченную программу обучения. В целом можно констатировать, что протяженность маршрута учебно-спортивного похода данной категории сложности сокращается по сравнению со спортивным походом, а продолжительность учебного похода может быть увеличена.

· Маршрут учебно-спортивного похода должен включать характерные для данного вида туризма естественные препятствия максимально соответствующие целям обучения, сложность которых адекватна уровню туристской подготовки учащихся. На маршруте должны быть определены классифицированные участки – места проведения учебных занятий по технике и тактике туризма.

· Выбранная тактическая схема маршрута учебно-спортивного похода (линейный, кольцевой или комбинированный маршрут) должна быть оптимальной для выполнения как спортивной, так и учебной программы. Ряд классифицированных участков в таком походе может преодолеваться радиально (налегке) одновременно с проведением учебных занятий.

Маршрут, соответствующий вышеуказанным критериям, определяют как технический маршрут. Понятие технического маршрута, относится как к проведению учебно-спортивных походов, так и к проведению очных соревнований в спортивном туризме в форме двоеборья (соревнования на спортивном и техническом маршрутах). Протяженность технических маршрутов сокращена, по сравнению с обычными маршрутами данной категории сложности, зато техническая сложность может быть даже несколько выше или полностью соответствовать походу данной категории сложности.

Что означает понятие «маркированный маршрут»? Маршрут учебного похода, как мы упоминали выше, может быть разработан для многолетнего использования. Обозначенный на местности (или на карте) маршрут многократного использования специально обустроенный для целей обучения туристской технике называется учебным маркированным маршрутом. На учебном маркированном маршруте места организации биваков и проведения учебных занятий заранее определены и подготовлены. Например, на таком маршруте определены и подготовлены с точки зрения безопасности и эффективного обучения места переправ через водные препятствия, склоны для отработки техники передвижения и техники страховки и т.д.

Маркированный маршрут учебного похода может проходить через специальные туристские полигоны спроектированные и оборудованных для целей обучения туристской технике и тактике. В Республике Беларусь, не обладающей горным рельефом, обустройство таких полигонов имеет особое значение. Туристский полигон имеет сравнительно небольшую площадь (например, около 5-10 квадратных километров) и содержит наиболее характерные для данного вида туризма естественные препятствия, на которых туристы проходят обучение технике передвижения и страховки. Для горно-пешеходного туризма такими препятствиями, прежде всего, являются склоны и водные препятствия. На туристских полигонах Беларуси настоящие горные склоны, могут «заменяться» искусственными сооружениями (стендами), созданными на основе крутых естественных склонов. Места переправ через имеющиеся в площади полигона водные препятствия могут быть оборудованы искусственными опорами (если нет подходящих естественных опор). Важно также, чтобы на район полигона имелась спортивная карта для эффективного обучения туристов технике ориентирования на местности. Маркированные маршруты и туристские полигоны, как видим, требуют специального проектирования и строительных работ. Примером такого оборудованного полигона является туристский полигон в районе населенного пункта Жодишки (на реке Вилия).

 

  1. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.

В чем заключается план учебно-спортивного похода? Кроме обычного плана-графика движения по маршруту, в учебном походе руководитель обязательно разрабатывает план-график учебной работы на маршруте. В нем указываются конкретные учебные задачи, содержание учебной работы на маршруте, место и время ее проведения. В качестве примера мы приводим план учебной работы студентов первого курса БГУФК в лыжном походе первой категории сложности по Логойскому району, Минской области (2005г.).

· Обучение технике преодоления склонов на лыжах (спуски со склона с применением торможения плугом, полу плугом; повороты на спуске, подъемы на склон). Обучение должно проводиться на всем протяжении маршрута; акцентировано обучение лыжной технике запланировано на участке Хатынского леса и в течение дня отдыха в окрестностях озера Домашковское (участки маршрута с хорошо выраженным рельефом).

· Обучение технике преодоления снежного склона с наведением страховочных перил (в период дневки, в окрестностях озера Домашковское).

· Обучение технике и тактике преодоления труднопроходимого леса на лыжах (техника движение по азимуту; техника движения группы по просекам, с преодолением лесных завалов) (участки маршрута Хатынский лес, пос. Хоруженцы – гора Лысая и др.).

· Обучение технике ориентирования на местности и определению точки стояния (на малых и больших привалах, на протяжении всего похода).

· Обучение технике организации ночлега и технике приготовления горячего питания в зимних полевых условиях (на протяжении всего похода).

Конкретное содержание планируемой учебной работы определяется этапом туристской подготовки и соответствующими программами обучения. Наиболее эффективно занятия по технике и тактике туризма могут проводиться на месте специально спроектированного и оборудованного туристского полигона. Однако, даже в отсутствие таких полигонов, целый ряд учебных задач можно выполнить на коротких привалах, в процессе движения по маршруту, а так же на биваках. Например, на привалах можно выполнять учебные упражнения по ориентированию на местности (осваивать способы определения сторон света по небесным светилам, способы определения точки стояния, технику определения азимута на видимый объект, технику определения расстояний и т.д.) В движении по маршруту, на заранее определенных участках маршрута (см. выше пример плана учебного лыжного похода) можно выполнять с учащимися упражнения по технике и тактике передвижения по естественным препятствиям, по технике движения по азимуту и движения с чтением карты (при этом осуществляют смену «ориентировщика - лидера», ведущего группу по маршруту на отдельных переходах). На биваке целесообразно проводить учебные занятия по технике бивачных работ, по оказанию первой помощи пострадавшим, преодолению локальных препятствий и пр.

Каковы особенности материально-технического обеспечения учебно-туристского похода? В учебном походе снаряжение может быть избыточным с точки зрения преодоления маршрута, как такового. Кроме необходимого для преодоления маршрута снаряжения, учебно-спортивный поход должен быть обеспечен снаряжением, позволяющим выполнить учебные задачи. Например для обучения технике переправ в учебном походе по Беларуси может понадобиться дополнительное страховочное снаряжение (основные веревки, индивидуальные страховочные системы и т.д.) без которого туристы могли бы обойтись в обычном случае. Для занятий на туристских полигонах может понадобиться специальное снаряжения для ориентирования: спортивные карты, компасы.

Каковы особенности режима движения и учебных занятий в учебно-туристском походе? Режим движения подчинен учебно-спортивным целям и задачам похода. Разумеется, как и в случае «обычного» спортивного похода, режим движения учебно-спортивного похода учитывает требования постепенности возрастания физической нагрузки на участников похода и технической сложности. Но, кроме того, количество и продолжительность дневных переходов определяются конкретной учебной задачей данного дня и общей учебной программой похода. Принятый походный график движения спортивного похода, где после 6-7 ходовых дней обычно следует день отдыха (дневка), в принципе может не соблюдаться в учебном походе. В учебном походе планом предусматриваются отдельные дни (пол дня) на проведение учебных занятий (без обычного передвижения по маршруту). Причем учебные «дневки» могут осуществляться вне зависимости от количества минувших дней активного движения, в соответствие с планом похода в местах туристских полигонов, в подходящих местах для обучения туристской технике (в местах расположения характерных препятствий).

 

 

Литература по теме лекции.

 

1. Ганопольский В.И. Уроки туризма / Пособие для учителей. – Мн.: НМЦентр, 1998. – 216с. – (Туризм в школе).

2. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989 – 1992 годы. – М.: Профиздат, 1989.– 193с.

  1. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.

 

 

Лекция 16. Спортивный туризм. Разрядные требования и правила соревнований.

 

Вопросы, рассматриваемые на лекции.

1. Разрядные требования в спортивном туризме и условия их выполнения.

2. Содержание заочных соревнований в спортивном туризме.

3. Содержание очных соревнований в спортивном туризме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.