Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа № 15




 

Тема: Определение типа ВНД учащихся.

Высшая нервная деятельность представляет собой интегративную деятельность целого мозга, обеспечивающую неразрывное единство врожденных и индивидуально-приобретенных форм приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Индивидуальные различия в поведении и психике людей обусловлены, по мнению И. П. Павлова, свойствами нервных процессов, реализующихся в нервной системе.

На основе комбинации трех основных свойств процессов возбуждения и торможения в нервной системе: силы, уравновешенности и подвижности. Он выделил типы высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности – это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. По мнению И. П. Павлова, существует четыре наиболее часто встречающихся типа ВНД общих для человека и животных:

1) Сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов (“живой” тип, для которого характерно быстрое привыкание к обстановке, активная реакция на новые раздражители, способность к легкой смене одного процесса другим);

2) Сильный, но не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением (“безудержный” тип, трудноподдающийся воспитанию);

3) Сильный, уравновешенный, инертный, с малой подвижностью нервных процессов, которому свойственны медлительность во всех действиях, незначительная реакция на новые раздражители;

4) Слабый с недостаточным развитием возбуждения и торможения, с быстрой истощаемостью нервных клеток, которая приводит к потере работоспособности, с легкостью перехода в заторможенное состояние.

И. П. Павлов считал, что типы высшей нервной деятельности приблизительно совпадают с типами темперамента, описанными античными авторами, т.е. холерику соответствует сильный, возбудимый, неуравновешенный тип, меланхолику – слабый, неуравновешенный, малоподвижный, сангвинику – сильный, уравновешенный, подвижный тип, а флегматику – сильный, уравновешенный, инертный.

Наряду с указанными общими для человека и животных типами И. П. Павлов выделил “специально человеческие типы” по степени развития первой (образно-конкретной) или второй (речевой, абстрактно-обобщенной) сигнальных систем действительности. Для представителей первого, “художественного”, типа характерно предметное образное мышление, в процессе которого они широко пользуются чувственными образами окружающего мира, который воспринимают целостно, синтетически. Второй, “мыслительный”, тип отличается выраженной способностью к абстрагированию действительности, которая основана на стремлении к аналитическому, рациональному постижению мира. Большинство же людей относится к третьему, «среднему», типу с уравновешенностью двух сигнальных систем с наличием признаков как художественного, так и образного мышления. Эта классификация отражает, характер функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга, особенности их взаимодействия.

В процессе индивидуального развития в связи с постепенным созреванием нервной системы проявления ее индивидуально-типологических различий имеют свои особенности. Н. И. Красногорский, изучив специфику проявления в детском возрасте свойств силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, а также взаимоотношения сигнальных систем и взаимодействие коры и подкорковых образований, выделил четыре типа высшей нервной деятельности:

1. Сильный, оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый – сангвинический тип, характеризующийся быстрым образованием условных рефлексов, которые легко угасают и быстро восстанавливаются. При этом возбуждение и торможение легко сменяются, возможно быстрое образование тонких дифференцировок. Дети этого типа отличаются хорошо развитой, быстрой, отчетливой, с правильными интонациями речью с богатым словарным запасом, зачастую сопровождающейся выразительной мимикой и жестикуляцией. Подкорковая безусловно-рефлекторная деятельность у них регулируется функционально сильной корой, поэтому дети отличаются хорошим поведением и, как правило, не представляют трудности для воспитания.

2. Сильный, уравновешенный, медленный – флегматичный тип. Условные рефлексы у детей с таким типом образуются медленнее, чем у представителей первого типа, но они прочные; угасшие условные связи восстанавливаются также медленнее; хорошо проявляются тормозные реакции. Речь правильная, с достаточным запасом слов, но несколько замедленная, без резко выраженной жестикуляции и мимики. Характерен выраженный контроль коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Дети этого типа обычно отличаются примерным поведением, хорошо учатся. При сложных заданиях повышают свою активность и настойчиво стараются их выполнить.

3. Сильный, повышенно возбудимый, неуравновешенный, безудержный – холерический тип. Отличается сильной подкорковой активностью, не всегда в полной мере контролируемой корой. Характерна недостаточность тормозного процесса. Условные связи образуются медленнее, чем у детей первых двух типов, причем быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети этого типа чрезвычайно эмоционально возбудимы, вспыльчивы, им свойственны аффекты в поведении. Речь – быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, отдельными вскрикиваниями. Учатся такие дети удовлетворительно, однако к условиям школы зачастую приспосабливаются тяжело, и их воспитание может представлять трудности.

4. Слабый, понижено возбудимый – меланхолический тип. Характерна общая пониженная возбудимость и коры, и подкорки. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы. Слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах проявляется в трудностях привыкания к школе, к новым условиям обучения, вообще к изменениям. Речь таких детей слабая и тихая, часто замедленная. Они не переносят сильных и продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

При этом в младшем школьном возрасте даже у представителей двух первых групп зачастую наблюдается неполная уравновешенность нервных процессов с некоторым преобладанием возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения, что определяет повышенную реактивность детей.

Типологические особенности нервной системы четко проявляются и в деятельности школьника. Например, дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать в классе или дома с высоким темпом и интенсивностью на фоне положительного эмоционального состояния. Для них характерны устойчивое внимание и в то же время способность достаточно быстро переключатся на новый вид деятельности, они могут работать долго и интенсивно.

 

Цель работы: Определить тип высшей нервной деятельности по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, также по степени развития первой и второй сигнальных систем действительности.

Оборудование: разработанные показатели, характеризующие свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность, варианты задач на определение типов ВНД.

 

Методика выполнения работы:

1. Определение типа высшей нервной деятельности по анамнестической схеме.

А) Познакомьтесь с показателями силы, уравновешенности и подвижности нервной системы

Б) Дайте оценку каждого показателя по шкале указанной в таблице № 1.

 

Таблица № 1.

 

Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы Баллы
Утвердительный ответ: а) в высшей степени б) в средней степени в) в малой степени   +3 +2 +1
Неопределенный ответ  
Отрицательный ответ: а) в малой степени б) в средней степени в) в высшей степени   - 1 - 2 - 3

 

Показатели силы нервной системы:

1. В конце каждого занятия не чувствую усталости. Материал усваиваю хорошо как в начале занятия, так и в конце.

2. В конце учебного года занимаюсь с той же активностью и продуктивностью, что и в начале.

3. Сохраняю высокую работоспособность до конца в период экзаменов и зачетов.

4. Быстро восстанавливаю силы после сессии, любой работы.

5. В ситуациях опасности действую смело, легко, подавляя излишнее волнение, неуверенность, страх.

6. Склонен к риску, к «острым» ощущениям во время сдачи экзаменов и в других опасных ситуациях.

7. На собраниях, заседаниях смело высказываю свое мнение, критикую недостатки своих товарищей.

8. Стремлюсь участвовать в общественной работе.

9. Неудачные попытки (при решении задачи, сдаче зачетов и т.д.) мобилизуют меня на достижение поставленной цели.

10. В случае неудачного ответа на экзаменах, получения двойки, незачета настойчиво готовлюсь к пересдаче.

11. Порицания родителей, преподавателей, друзей (неудовлетворительная оценка, выговор, наказание) оказывают положительное влияние на мое состояние и поведение.

12. Безразличен к насмешкам и шуткам.

13. Легко сосредоточиваю и поддерживаю внимание во время умственной работы при помехах (хождение, разговоры).

14. После неприятностей легко успокаиваюсь и сосредоточиваюсь на работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.