Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение задач на определение типов ВНД




 

Задача №1.

Установите, к какому специальному типу ВНД (по И. П. Павлову) принадлежит каждый из авторов приведенных ниже школьных сочинений.

А. Сиротливо прижимаются друг к другу яблони. Сливы низко кланяются вишням, вишни еще ниже кланяются крыжовнику, а он никому не кланяется. Он прочно сидит на земле, недовольно шевелит колючими ветками и удивляется тому, что высокие и сильные деревья стонут и заламывают ветви от ветра, а он хоть и маленький, но даже не согнулся ни разу. Сорвалось яблоко, прошелестело в листьях и шлепнулось в середину куста крыжовника. Ветви пружинисто вздрогнули, принимая на себя удар. Никак не хотел упрямый крыжовник отдавать яблоко, но все-таки, исколов себе руки, я поднял его. Яблоко было кособокое и зеленое. На одном боку у него желтела шершавая болячка. И не жалко, что упало, не дозрев, такое уродливое.

Б. Арктика расположена вокруг самой северной точки земного шара – Северного полюса. Это, пожалуй, самая холодная часть северного полушария. Очень большое пространство в Арктике занимает Северный Ледовитый океан и прибрежные моря.

В. Самолет взвился в воздух и взял курс на Арктику. Я очень много слышала об этой сказочной ледяной стране. Я сижу в мягком кресле и думаю, какой же она будет на самом деле, эта неведомая, столь загадочная страна. Ледяные торосы с бешеной скоростью проносятся над нами. Вот такая ты, Арктика. Бескрайняя ледяная пустыня простиралась под нами. Солнце выглядывает редко, да и то не греет, а лишь разбрасывает свои золотые лучи по голубоватой лучезарной глади льда. Да, льды здесь действительно великолепны! Они похожи на огромные разбросанные драгоценные камни.

Г. Зимой в Арктике свирепствует морозы, доходящие до 60 градусов холода. Пейзаж Арктики суров. Во время полярной ночи на небе появляются северные сияния, что придает пейзажу Арктики большую красоту.

 

Задача № 2.

Определить типы ВНД школьников (по И. П. Павлову).

А) БОРЯ – типичный непоседа. На уроке ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Исключения составляют уроки математики, на которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он быстро – «проглатывает слова». Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям дежурного не подчиняется. Легко увлекается каким-нибудь делом (и хорошим и плохим), но начатое дело редко доводит до конца. На замечания учителя не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому «все нипочем».

Б) САША – выделяется среди одноклассников порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос учителя поднимает руку, не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. На переменах он никогда не сидит на месте, бегает по коридору или борется с кем-нибудь. Требования дежурного учителя игнорирует.

В) КОЛЯ – сидит в классе обычно спокойно, редко отвечает на вопросы болтливого соседа по парте. На уроке часто занимается посторонними делами. На замечания учителя не реагирует. По его лицу трудно понять, что он чувствует и думает в данный момент. Кажется, его трудно рассмешить или рассердить. Но когда он рассердится, совершенно теряет контроль; были случаи, когда он оскорблял товарищей и учителя. На перемене спокоен, но может как бы невзначай подставить подножку расшалившемуся товарищу. Ребята побаиваются его. Замечания дежурного игнорирует.

Г) ДИМА – болезненный, чувствительный, обидчивый мальчик. Когда его пересадили на другое место, Дима обиделся и долго размышлял, почему так случилось и на всех уроках сидел расстроенный и подавленный. На уроке часто занимается посторонними делами, мешает товарищу, способен на каверзный поступок, может ущипнуть товарища, когда тот отвечает с места. Если учителя делают замечания, то он краснеет и долго оправдывается. На перемене примыкает к драчунам и, хотя сам в драке не принимает участия, подзадоривает других. При появлении дежурного сразу убегает.

 

Задача № 3.

На основании характеристики определите тип ВНД школьника.

Какие свойства нервной системы проявляются в этой характеристике?

Виктор Г. – 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает односложно: «да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлобливый, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Борис Р. – 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив на хорошее и дурное (на последнее реже, так как с ним ведется большая педагогическая работа). Когда сердится, еще не умеет себя сдерживать, хотя и старается. Очень любит хорошие отметки. Говорит «изумрудная пятерочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца.

Саша Д. – 2 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия. Плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит не хуже других.

Лена В. – 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение – веселое и бодрое. На вопрос «Как дела?» обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так, случайно». Иногда огорчается, даже плачет, но не надолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

 

Задача № 4.

К какому типу ВНД относится каждый из учащихся (первый или второй) и какую сферу деятельности им следует выбрать для себя после окончания школы, если:

Первый – весьма практичен в конкретных делах, хорошо запоминает пейзажи, картины, выразительно говорит, обладает выразительной мимикой, любит декламировать стихи, участвовать в художественной самодеятельности, поступки часто совершает, не подумав, непосредственен в оценке окружающих, любит живость, оперетту, игры, танцы, ярко и красиво одеваться, усиленно следит за модой.

Второй – тщательно продумывает свои поступки и отношения с людьми, склонен к сомнениям, обсуждению сложных вопросов, к анализу и обобщению, начатое дело доводит до конца, легче запоминает смысл события, чем его подробности о том, когда, где и как оно случилось, выражена самокритичность, склонность к абстрактным наукам.

 

Рекомендации к оформлению работы:

1. Решите предложенные задачи.

2. В тетради запишите развернутые ответы на решения задач.

 

Контрольные вопросы.

1. Что такое ВНД человека?

2. Какие свойства возбуждения и торможения положены в основу типов ВНД (по И. П. Павлову)?

3. Назовите типы ВНД человека общие с животными.

4. Назовите специальные типы ВНД человека.

5. Охарактеризуйте четыре типа ВНД у детей (по Н. И. Красногорскому).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 5799; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.