Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Настоящее пособие представляет собой конспект лекций и практических занятий, проведёиных автором с магистрантами и аспирантами СГАУ имени С. П




 

Настоящее пособие представляет собой конспект лекций и практических занятий, проведёиных автором с магистрантами и аспирантами СГАУ имени С.П. Королёва в осенних семестрах 2012 / 2013 и 2013/2014 учебных годов, а также с магистрами и соискателями Сианского филиала Харбинского технологического университета (КНР) в апреле 2013 г. Оно будет использоваться и в дальнейшем при проведении соответствующих занятий с изменениями, определяемыми действующими документами, главным образом, «Положением ВАК».

Уровень развития научных исследований является одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на экономическое и социальное развитие страны. Именно достижения науки и техники и связанные с ними технические инновации стали основой современного благосостояния и высокого жизненного уровня населения.

Наука сегодня охватывает область знаний, включающую около 15 тыс. дисциплин. Отметим, что одним из признаков современной науки является то, что порядка 40% научных исследований ведутся по заказам военных ведомств и оборонных отраслей.

Однако измерение параметров науки методологически является сложной задачей, так как в отличие от других сфер деятельности общества, различных отраслей экономики научный продукт трудно измерять количественно и качественно, выявлять его взаимосвязь с социально-экономическими факторами. На сегодняшний день анализ выполнен только на уровне числовых характеристик, отражающих сферу науки как особый род деятельности человека, отрасль хозяйства, а не совокупность знаний.

Если рассматривать науку как систему, имеющую вход и выход, каждый из которых характеризуется своими количественными показателями, и не учитывать внутренние процессы (методология чёрного ящика), то все существующие научные показатели можно разделить на две группы.

Первая группа отображает затраты материальных ресурсов, времени, кадровые ресурсы и другие показатели науки как системы. Эти показатели могут быть выражены как в абсолютных, так и в относительных величинах. Например, к числу абсолютных показателей можно отнести общее число учёных и инженеров, занятых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИР и ОКР), совокупные финансовые затраты, их распределение по отраслям знаний, видам НИР и др. Часто в качестве таких показателей используются: число учёных и инженеров, расходы на НИОКР на одного жителя страны, расходы (оборот) на одного исследователя, доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны.

Вторая группа показателей оценивает «выход» научных исследований, то есть создание некоторого фундаментального или прикладного научного знания, определяющего, как вложенные средства дают «приращение» нового знания в определённой научно-технической области.

В качестве количественных показателей используют количество научных публикаций, полученных патентов и др. Этот показатель, согласно Положению о порядке присуждения учёных степеней, важен для соискателей учёных степеней, вообще, и для аспирантов, в частности.

Для России это не праздный вопрос. Уровень развития научной деятельности в некоторых странах в конце ХХ в. характеризуется приведёнными ниже данными: числом учёных и инженеров (тыс. чел.) / расходами на НИОКР (млрд долл.) / числом заявок на патенты / долей высокотехнологичной продукции в экспорте страны, % [ 15 ]:

Япония 787 / 75,1 / 401 / 38;

Россия 954 / 1,4 / 46 / 19;

Индия 613 / 4,7 / 78 / 11;

Нигерия 1,3 / 0,02 / 0,2 / --

Видно, что по некоторым показателям нам в будущем предстоит хорошо поработать – положение придётся выправлять сегодняшним аспирантам.

Назначение и особенности учебной дисциплины «Методология научных исследований» (в частности, тем «Методология работы над диссертацией» и «Технология написания научной статьи»), как и обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, имеют своей целью повышение квалификации соискателей учёной степени. Квалификация представляет собой сумму знаний, умений и компетенций, которыми должен обладать специалист. Ступени квалификации - это ступени образования: начальное, среднее, высшее, далее - учёные степени: магистр, кандидат и доктор наук. Квалификация формируется в результате последовательного усвоения знаний, предлагаемых в процессе обучения и добываемых самостоятельно.

Бурное развитие науки и техники, характерное для конца ХХ века, поставило перед системой образования, в целом, и перед профессиональным образованием, в частности, целый ряд новых задач.

Основные предпосылки, обуславливающие необходимость новых подходов к содержанию и методике профессионального образования и повышению научной квалификации, связаны, прежде всего, с потребностью переработки в учебном процессе и НИР огромного объёма научной и технической информации. Необходимость этого вызвана постоянно увеличивающимся количеством новых разработок, все ускоряющимся развитием техники, возникновением новых научных направлений, новых отраслей науки и техники. Резко возрастает роль информационных технологий.

Следовательно, появилось противоречие. С одной стороны, постоянно возрастающий объём технических и гуманитарных знаний, необходимых специалисту для плодотворной практической деятельности, требует увеличения объёма учебной информации, которую необходимо усвоить за время обучения. С другой стороны, возникает проблема перегрузки обучаемых, которая резко снижает качество обучения и даже саму возможность усвоения преподаваемого учебного материала. Другими словами, возникает парадокс: объём учебного материала должен быть увеличен, но его нельзя увеличивать!

Попытки разрешения этого противоречия экстенсивным путём (увеличением сроков обучения или количества учебных предметов, созданием узких специализаций, при осуществлении которых отбрасывается часть информации общетехнического и гуманитарного профиля) приводят к ухудшению качества подготовки и снижению эффективности профессиональной деятельности специалистов. Это характерно как для России, так и для европейских стран и США. Экстенсивный путь модернизации системы обучения, основанный на узкой специализации, не эффективен ещё и потому, что в современных условиях специализация работы на производстве динамично изменяется. Поскольку производственные потребности первичны, а удовлетворяющая их система образования, всегда следуя за этими потребностями, является вторичной, то она всегда будет объективно отставать от производства, будучи обречённой готовить специалистов, которые требовались вчера. Это обстоятельство, приводит к тому, что необходимо постоянно повышать свой образовательный уровень (образование через всю жизнь), а в связи с изменяющимися социальными условиями в России в целом по специальностям, полученным в вузе, работают не менее трети выпускников. Остальные выпускники вузов занимают вакантные места других специализаций или даже специальностей, зачастую меняя профессию и переучиваясь в процессе практической деятельности.

Изменить положение в лучшую сторону пытаются путём ужесточения требований как к выпускнику вуза, так и магистратуры и аспирантуры. Для этого вводят новые квалификационные требования, сертификаты и стандарты, а также перерабатывают, изменяют и создают новые учебные программы, в том числе и программы компьютерного обучения. Делаются попытки укрупнения специальностей. Все эти усилия улучшают качество обучения в отдельных, частных аспектах. Но ситуация в целом изменяется слабо.

По этому поводу ещё в начале 1980-х годов тогда министр образования РСФСР академик И.Ф. Образцов (до этой должности работавший ректором МАИ) отмечал, что уровень подготовки студентов не может быть повышен традиционным экстенсивным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма учебного времени. Ключ к решению задачи - интенсификация учебного процесса.

В последние годы усилия педагогической науки, а следом за ней и практики, сосредотачиваются на исследованиях и разработке концепции, согласно которой основным результатом обучения должно быть умение учиться. В сегодняшних условиях реализацию этого результата требует принцип «Образование через всю жизнь». Основная идея этой концепции состоит в том, что в обучении должен быть сделан уклон в сторону методологии. Нужно учить методам добывания знаний, о чём В.И. Вернадский говорил ещё в начале прошлого века. Тогда во время обучения, наряду с необходимым минимумом профессиональных знаний, будет заложена основа самообразования и умений гибко адаптироваться к быстро изменяющейся социальной и производственной среде, выработана самостоятельность мышления специалиста. Многочисленные работы в этом направлении привели к пониманию того, что основным методологическим инструментом, обеспечивающим возможность обучения самостоятельности мышления, является системный подход к обучению.

На первом этапе этих работ системный подход к обучению понимался как необходимость организации, изучения и совершенствования учебного процесса в целом как системы, с учётом его структуры и связей между его элементами.

На втором этапе пришло понимание эффективности системного подхода к отдельным компонентам учебного процесса. В частности, большое внимание стало уделяться системной компоновке учебных дисциплин.

И, наконец, на третьем этапе появились работы, в которых на первое место в качестве цели обучения ставится не улучшение усвоения материала данной дисциплины, а обучение студентов системному подходу к профессиональной деятельности на примере материала данной дисциплины, обучение системному мышлению, как средству повышения качества профессиональной полготовки специалиста. При реализации такой методики обучения каждую из конкретных учебных дисциплин и каждый вид учебных занятий следует рассматривать как модель решения профессиональной задачи. Отмечалось, что освоение приёмов системного подхода к профессиональной деятельности существенно повышает качество обучения и способствует формированию умений решения нестандартных практических задач.

Нам представляется, что дальнейшим этапом развития системного подхода к профессиональному образованию должно быть активное использование межпредметных связей, т.е изучение предмета и объекта познания как единой диалектической системы.

Дело в том, что отдельные учебные дисциплины появились как результат методического (а иногда и просто валюнтаристского) разделения всей совокупности необходимых для профессионального изучения вопросов. С течением времени благодаря научно-исследовательским и научно-методическим достижениям в пределах каждой выделенной учебной дисциплины происходило углубление её познания и расширение тематики. Это привело к узкой специализации преподавателей, появлению новых разделов, выделению новых учебных дисциплин, закреплению многодисциплинарности профессионального образования, ослаблению межпредметных связей и основной цели подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста. Возврат к единству предмета и объекта изучения на новой ступени познания их видится в квалифицированном и широком использовании межпредметных связей. Конечно, это накладывает дополнительные требования к преподавательскому составу по широте и глубине знаний смежных дисциплин.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение системному подходу к профессиональной деятельности может позволить преодолеть сформулированное выше противоречие. В процессе овладения основами системного подхода к учебной работе как к профессиональной деятельности, обучаемые и преподаватели не затрачивают на это дополнительное время. Освоение умений применять системный подход, формирование системного мышления, позволяют обучаемым усваивать больше учебного материала в единицу учебного времени, создают возможность повышения эффективности самостоятельной работы обучаемых. Это эквивалентно увеличению количества учебного материала, хотя фактически его объём не увеличивают.

Всё отмеченное выше даёт основание сделать вывод о том, что комплексное освоение системного подхода может существенно повысить качество обучения. В результате применения такой комплексной методики непрерывного изучения логики системного подхода в представлении обучаемого будет создаваться целостная картина системных связей в различных видах профессиональной деятельности при решении профессиональных задач. Это позволяет применять принципы системного подхода и после обучения в практической деятельности. Благодаря этому обеспечивается повышение качества подготовки специалистов.

Применительно к магистратуре, аспирантуре и докторантуре системный подход к профессиональной деятельности целесообразно использовать как инструмент, позволяющий упорядочить процесс проведения научных исследований, облегчающий планирование подготовительной, исполнительской (теоретической и экспериментальной, включая обработку получаемых данных) и проверочной частей работы, обеспечивающий правильность формулирования цели, задач работы и грамотных выводов из результатов исследований. Всё это повысит качество диссертационной работы и, соответственно, квалификацию учёного.

Таким образом, при подведении итогов проведённого выше анализа можно сделать следующие выводы:

1) изучение магистрантами, аспирантами и докторантами тем «Методология работы над диссертацией» и «Технология написания научной статьи» на основе системного подхода к научно-исследовательской работе является актуальным;

2) целью лекций по отмеченным выше темам следует считать повышение качества диссертационной работы каждого магистра, аспиранта и докторанта путём изучения им основ как методологии написания диссертации и научных статей, так и системного подхода к профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Программа курса лекций

включает общий объём 30 учебных часов со следующими разделами.

Введение (назначение и цель дисциплины)

1. Методология работы над диссертацией

1.1. Диалектика подготовки научных кадров в России

1.2. Диссертация и её структура. Система, её структура и свойства. Системный подход и системный анализ. Решение задачи 1: диссертация как система действий.

1.3. Структурный состав разделов диссертации. Научно-исследовательская работа как системы действий. Решение задачи 2: формулирование темы, актуальности, цели и других элементов понятийного аппарата диссертации, построение системной схемы решения задачи.

Анализ состояния вопроса. Назначение, методика, особенности формулировок задач и других элементов понятийного аппарата исследования. Решение задачи 3: анализ состояния вопросов диссертации и построение системной схемы решения задачи.

Решение задач исследования в диссертационной работе. Решение задачи 4: анализ методики решения задач исследования и построение системной схемы решения задачи.

Заключение по диссертационной работе. Решение задачи 5: структурные элементы заключения и построение системной схемы решения задачи.

1.4. Принципы оформления диссертации

1.5. Процедура защиты диссертации. Системная структура доклада соискателя учёной степени. Решение задачи 5.

2. Технология написания научной статьи

2.1. Статья как отражения содержания и результатов проведённого исследования

2.2. Типы и формы научно-технических статей

2.3. Принципы написания и оформления научных статей

Методика проведения занятий спроектирована таким образом, что основная часть планируемого объёма дисциплины посвящена лекциям. В них, кроме изложения теоретического материала, рассматриваются содержание, порядок решения и примеры решения практических задач, которые необходимо решать с применением этого материала при выполнении диссертационной работы. Вторая часть учебного времени посвящена занятиям, на которых каждый из магистров и аспирантов выполняет индивидуальные задания. Эти задания заключаются в анализе отдельных разделов выполненных раньше диссертационных работ по конкретной специальности аспиранта, в поиске обоснований принятых в них решений, проверке правильности этих обоснований с точки зрения системного подхода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.