Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обратная связь




Код

Канал связи

Сообщение (текст, сигнал)

Адресат

Адресант

Структура конфликта

Тема 3. Лингвистическая конфликтология и проблема инвективности.

Конфликты неизбежно возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой, и имеют место во всех сферах жизни и на всех уровнях её организации и развития.

В ходе конфликта речевое поведение коммуникантов представляет собой противоположные программы, определяющие выбор конфликтных речевых стратегий и соответствующих речевых тактик, которым свойственно коммуникативное напряжение, выражающееся в стремлении одного из собеседников изменить поведение другого коммуниканта.

Коммуникативный акт – обмен речевыми действиями участников общения. Он имеет свою структуру и содержание.

Модели коммуникации — приближенное описание процесса коммуникации, учитывающее наиболее важные и принципиальные моменты процесса коммуникации, позволяющие анализировать его.

Структура коммуникативного акта:

Среда – Шум

Набор черных значков на бумаге или акустических колебаний — это еще не сообщение.

У любого человека есть набор правил (код), который ставит в соответствие комбинации знаков (информации) некоторые смыслы.

Коммуникационный канал – путь, по которому идет сообщение. Знаки передаются от человека человеку (от источника к получателю) с помощью определенных каналов (коммуникационные каналы или каналы коммуникации), телевизионный эфир или личная встреча. Сообщение не дойдет, если канал заблокирован.

Виды коммуникационного шума:

1. Избыточность канала. Когда доля конкретной информации в информационном потоке настолько мала, что не замечается или не остается в памяти адесата.

2. Более яркое и привлекающее событие.

Эффективное (успешное, гармоничное, корпоративное) речевое общение – оптимальный способ речевого общения, в ходе которого проявляются

· пути создания речевого комфорта для участников коммуникации,

· средства и способы, используемые коммуникантами для обеспечения гармоничного общения.

Общение «неэффективное» – отрицательное коммуникативное взаимодействие, вносит дисгармонию в речевые действия коммуникантов, разрушают понимание, вызывают негативные эмоциональные и психологические состояния партнеров коммуникации.

Коммуникативная неудача – полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, то есть неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего, а также также "возникающий в процессе общения не предусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, изумление.

Причины коммуникативных неудач:

1. Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников друг на друга, затруднено социальное взаимодействие, невозможна в полной мере “подача себя”. Положение может осложняться отвлекающими моментами: вмешательством третьих лиц, вынужденными паузами, отвлечением от разговора по разным обстоятельствам. При полилоге в чуждой коммуникативной среде невозможно добиться согласия в беседе на любые темы из-за социальных, психологических различий, разницы в образовании, понимании нравственных норм, из-за разных интересов, мнений, оценок, знаний собеседников. Неполный речевой контакт (даже при заинтересованности в общении) может проявляться в низком темпе обмена репликами, высказываниях невпопад, неуместных шутках и эмоциональных реакциях (например, в иронии вместо сочувствия), неправильной интерпретации и в целом в “диссонансном” обмене репликами.

2. Нарушение паритетности общения (нарушение правила солидарности, кооперации собеседников) – проявляется в доминировании одного из участников разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая таким образом диалог в монолог.

3. живое речевое общение pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто — кому — что — почему — зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику, т. е. этические нормы, а также имеет место употребление “набора слов” к случаю. адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под “известным” мнением “всех”. Конструкции-клише типа Это мы уже проходили, расхожие суждения, безапелляционные высказывания.

4. Неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего (нарушение правила кооперации, солидарности, релевантности).

Неуместность может быть вызвана неспособностью говорящего уловить настроение собеседника, определить ход его мысли. Это характерно для разговоров между малознакомыми людьми.

Несовпадение социокультурных особенностей участников общения также может повлечь за собой неуместные фразы, приводящие к коммуникативному провалу.

5. коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются. И если устранение причин неудачного общения, лежащих в сфере социокультурных стереотипов, фона знаний, психологических пристрастий (приятие / неприятие действий или черт характера собеседника), в принципе невозможно, то непонимание, вызванное низким уровнем языковой компетенции, преодолимо. Другой тип ошибочного понимания или непонимания связан с неясностью для слушателя слов с абстрактным значением или слов-терминов, соответствующих специальным областям знаний.

6. Дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуждение возникают в случае неправильной линейной организации высказывания. Синтаксические ошибки в согласовании, нанизывание падежей, усеченные предложения, недоговоренность, перескакивание с одной темы на другую, пусть и близкую. Ситуация усугубляется быстрым темпом речи, паузами обдумывания (запинками). Если при этом говорящий информирует слушателя по теме, известной ему, то слушателю приходится проделывать большую “работу” 'по домысливанию общей картины, а если тема сообщения неизвестна адресату, то говорящий рискует оказаться непонятым.

 

Не каждая коммуникативная неудача приводит к конфликту.

Неудачи, сбои, недоразумения могут быть нейтрализованы в процессе коммуникации с помощью дополнительных речевых шагов: переспросов, уточнений, пояснений, наводящих вопросов, переформулирования, в результате чего может быть осуществлено коммуникативное намерение говорящего.

Типы ситуаций:

1. Потенциально конфликтная ситуация. Данный тип ситуаций содержит провоцирующие конфликт-факторы (прагматические, психологические), которые не обнаруживаются явно:

· нет нарушений культурно-коммуникативного сценария,

· нет маркеров, сигнализирующих об эмоциогенности ситуации,

· лишь известные собеседникам импликатуры свидетельствуют о наличии или угрозе возникновения напряженности.

Владеть ситуацией, не давая ей переходить в зону конфликта, - значит знать эти факторы, знать способы и средства их нейтрализации и уметь их применять.

2. Ситуация конфликтного риска – в ней налицо отклонение от общекультурного сценарного развития ситуации.

Это отклонение сигнализирует об опасности приближающегося конфликта.

Обычно ситуации риска возникают в случае, если в потенциально конфликтных ситуациях партнер по коммуникации не использовал в общении модели предупреждения конфликта.

— молодой человек «плюхнулся» на единственное свободное место в трамвае, не предложив сесть рядом стоящему пожилому человеку;

— покупатель на вопрос «сколько стоит кефир?» получает ответ продавца «где вы увидели кефир?»

— вам назначил встречу сослуживец, который пришел, опоздав на 10 минут, и, не извинившись, начал разговор;

В ситуации риска по крайней мере один из коммуникантов еще может осознать опасность возможного конфликта и найти способ адаптации.

 

3. Собственно конфликтная ситуация – где проявляются различия в позициях, ценностях, правилах поведения и т. п., которые образуют потенциал противостояния.

Здесь проявляется осознаваемое или неосознаваемое зарождение конфликта:

· инициирующее событие – причина зарождения конфликта, поступок одного из коммуникантов, вызвавший неодобрение или непонимание другого

· реакция на поступок (от ее качества зависит исход конфликта)

· фиксация аспектов вызревания конфликта

· нередко открытое столкновение интересов, индивидуальных целей участников конфликта

· стремление одной из сторон реализовать свои интересы сочетается с желанием нанести ущерб другой стороне, блокировать действия соперника, «уничтожить» его.

· определенные речевые действия коммуникантов, направленные друг против друга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.