Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Методы изучения психического развития ребенка в раннем возрасте




Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика развития ребенка от 1 до 3 лет. Факторы психического развития.

2. Развитие предметной деятельности.

3. Основные направления развития речи детей раннего возраста.

4. Восприятие, память, мышление у ребенка раннего возраста.

Задание 1. Методика изучения психического развития в раннем детстве.

Психическое развитие детей 1-3 года характеризуется по шести показателям: речь, эмоционально-социальное развитие (общение), образовательная деятельность (рисование), навыки, умения, моторика.

 

Возрастная шкала оценки психического развития

15 мес. 1.Употребляет 20 и более слов;

2.Выполняет два поручения;

3.Держит карандаш и оставляет следы;

4.Держит ложку во время еды;

5.Ставит 4 кубика один на другой;

6.Ходит сам, но часто падает.

18 мес. 1.Стремится связать два слова в предложение;

2.Хочет все делать самостоятельно;

3.Чиркает карандашом спонтанно и старательно;

4.Пробует самостоятельно кушать;

5.После наблюдения повторяет с игрушками действия;

6.Ходит стабильно, редко падает.

21 мес. 1.Называет 5 изображений на картинке;

2.Ищет помощи взрослых;

3.Чиркает карандашом в рамках листа;

4.Самостоятельно ест;

5. Бросает мяч в ящик;

6. Пробует бегать.

24 мес. 1.Задает первые вопросы;

2. Общается с детьми;

3.Чиркает вертикальные и горизонтальные линии;

4.Регулирует физиологические потребности;

5.Перегибает лист бумаги;

6.Поднимается и спускается по ступенькам с поддержкой.

30 мес. 1.Задает различные вопросы;

2.Можно переубедить словами;

3. Чертит кривую замкнутую линию;

4.Регулярно сообщает о физиологической потребности

5.Расстегивает три пуговицы;

6.Бегает значительно лучше.

36 мес. 1.Может связно рассказывать;

2.В игре входит в роль;

3.Рисует шар, яблоко и другие предметы;

4.Сам раздевается и одевается;

5. Ставит 8 кубиков один на другой;

6.Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.

Коэффициенты психического развития (КР) Таблица 5

Высокое Нормальное Слабое Критиче­ский уровень развития Дебильность
развитие развитие развитие развития  
         
         
110-120 109-90 89-80 79-70 67 и меньше

Задание 2. Изучение мотивов взаимодействия со взрослыми.

Подготовка исследования. Приготовить сконструированный «телевизор» в виде ширмы с раздвигающимися занавесками.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-7 лет. Ребенка приглашают поиграть в «телевизор» в отдельную комнату. На панели расположено 5 кнопок, обозначающих все варианты. Ребенок может сам «включать» наиболее интересную для него «программу».

Предлагаются следующие варианты:

1) посмотреть на заводную игрушку, появляющуюся из-за занавески;

2) увидеть взрослого, который молча улыбнется и, протянув руку из-за занавески, погладит ребенка;

3) поиграть вместе со взрослым в игрушку, например, в машину, которую взрослый выкатит из-за экрана, а потом будет ловить обратно из рук ребенка;

4) прослушать сказку, которую расскажет появляющийся из-за занавесок взрослый;

5) побеседовать со взрослым на одну из предложенных тем, касающихся самого ребенка и его жизни.

Обработка данных. Полученные данные вносят в таблицу (табл. 6).

 

Таблица 6

Выбор дошкольниками интересного для них варианта взаимодействия со взрослыми

 

вариант Экспериментальная ситуация возраст детей
2-3 года 3-4 года 5-6 лет 6-7 лет
  Получение новых впечатлений        
  Ласка взрослого        
  Совместные действия со взрослым        
  Слушание сказки        
  Беседы на личные темы        

 

Делают выводы о ведущих мотивах взаимодействия со взрослым в зависимости от возраста детей.

 

Задание 3. Изучение волевых проявлений у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 1-3 лет в естественных условиях. Ребенку предлагают новую пирамидку из 5 колец. При этом тщательно фиксируют все особенности поведения малыша, а также длительность игры с пирамидкой, число и время отвлечении, общее время занятости игрой.

Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 7).

Таблица 7

Длительность игры с пирамидкой в естественных, условиях

 

Возраст детей Сосредото­чены на иг­ре с пира­мидкой, мин Отвлекаются, Заняты одной игрой, мин
мин
1 год -1 год 3 мес.      
1 год 3 мес.-2 года 3 года

 

Делают выводы об особенностях сохранения цели, о характере волевых усилий, об индивидуальных особенностях волевых проявлений.

 

Задание 4. Изучение волевых действий у детей раннего возраста

Подготовка исследования. Подобрать несколько интересных новых игрушек, одну озвученную игрушку, коробку, скатерть, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 ситуациях индивидуально с каждым ребенком в возрасте от 1 года- до 3 лет. В протоколе фиксируют особенности поведения ребенка, усилия и длительность перерывов между усилиями.

I ситуация - ребенок должен достать игрушку, стоящую от него на некотором расстоянии.

II ситуация - ребенок должен взять игрушку, которая не сдвигается с места (незаметно удерживается экспериментатором).

III ситуация — ребенок должен достать игрушку из-под скатерти, концы которой придерживаются, т.е. необходимо сделать усилие при поднимании скатерти.

IV ситуация — ребенку нужно открыть коробку со звенящей игрушкой.

V ситуация — ребенку нужно достать игрушку из сомкнутых рук экспериментатора.

Чтобы проследить развитие волевых проявлений, исследование проводят повторно с теми же детьми через 3 месяца.

Обработка данных. Подсчитывают длительность одного усилия и перерыва между усилиями (средний показатель по всем детям возрастной группы). Результаты оформляют в таблицу (табл. 8).

Таблица 8

I Ситуация Длительность одного усилия (средний показатель по воз­растам) Длительность перерыва между усилиями (средний показатель по возрастам)
  1 год 3 мес 2 года 3 года 1 год 3 мес 2 года 3 года
I            
II
III
IV            
V            
В среднем            

 

Результаты первого и повторного исследований заносятся в таблицу (табл. 9).

 

Таблица 9

Фамилия, имя, возраст ребенка Ситуа­ция Первое Второе
  исследование исследование
  Усилие Перерыв Усилие Перерыв
В среднем          

 

Делают выводы о том. как дети раннего возраста сохраняют цель деятельности, как преодолевают трудности при ее достижении, каков характер волевых усилий, как переживание успеха деятельности влияет на волевые усилия и сохранение цели. Анализируют индивидуальные особенности волевых проявлений и их возрастную динамику (что изменяется в волевых проявлениях через 3 месяца).

Задание 5. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения.

Подготовка исследования. Познакомиться с содержанием подвижных игр «Хитрая лиса» и «Береги предмет».

Проведение исследования. С детьми 2-3 лет проводят подвижную игру «Береги предмет». Экспериментатор объясняет правила игры, обращая особое внимание на то, что закрывать предмет надо только тогда, когда водящий попытается его схватить. С детьми 4-7 лет проводят подвижную игру «Хитрая лиса». Экспериментатор объясняет правила игры, подчеркивая, что изображающий «хитрую лису» должен выбежать в круг только после того, как все играющие 3 раза спросят: «Хитрая лиса, где ты?» До этого никто не должен знать, кто водит.

Обработка данных. Анализируют поведение детей с точки зрения умения сдерживать свои эмоции и двигательную активность. Определяют, как зависит произвольность поведения от возраста детей и в чем проявляются возрастные различия.

 

Задание 6. Изучение умения воспроизводить в игре ряд последовательных действий.

Подготовка исследования. Приготовить игровое оборудование для кормления куклы.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет.

Первая серия. Экспериментатор показывает ребенку куклу и говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

Вторая серия. Аналогична первой, но экспериментатор кормит куклу сам, а ребенку предлагает накормить другую.

Третья серия. Экспериментатор показывает ребенку развернутые игровые действия; готовит обед, раскладывает его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Четвертая серия. Аналогична третьей, но при выполнении действий экспериментатор подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку покормить куклу.

Пятая серия. Экспериментатор берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их покормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 1 -2 дня.

Обработка данных. Анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использование в игре игрушки и игровых предметов, называние действий словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращения ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы (в тарелке — суп, в чашке — компот), а также влияние подражания на данные показатели.

 

Задание для самостоятельной работы:

Выполнить задание по изучению восприятия цвета.

Подготовка исследования. Сделать кружки диаметром 3 см, окрашенные в основные, дополнительные цвета и их оттенки (количество кружков и их цвет зависят от возраста ребенка); коробочки таких же цветов и их оттенков; 4 карты размером 25x10 см, разделенные на 10 квадратов. На первой карте наклеить кружки основных цветов, на второй - дополнительных, на третьей - оттенки цветов, четвертая карта — пустая.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет и состоит из 4 серий, интервал между которыми — 1 день. Каждая серия включает 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).

Первая серия. Перед ребенком ставят коробочки, дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета) и просят разложить кружки по коробочкам в соответствии с их цветом. При этом цвет не называют.

Вторая серия. Ребенку дают набор кружков (по 5 шт. каждого цвета), показывают карту-образец и просят разложить кружки на пустой карте так же, как на образце.

Третья серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета. Затем называют цвет и просят ребенка найти кружки такого же цвета.

Четвертая серия. Ребенку дают 5 кружков разного цвета и просят назвать цвет каждого. Если ребенок называет кружки близких цветов одинаково, то его просят сказать, одинаковые ли они по цвету.

Возрастные особенности восприятия цвета (количество правильных ответов, %) Таблица 10

  Возраст Выбор цвета по нагляд­ному образ­цу Размещение цветов по наглядному образцу Выбор цвета при называ­нии его взрослым Самостоя­тельное на­звание цвета
2— 3 года 3— 4 года 4— 5 лет 5— 6 лет 6— 7 лет        

 

Обработка данных. Количественные результаты заносят в таблицу (табл.10).

Составляют 3 таблицы, содержащие данные по восприятию основных, дополнительных цветов и их оттенков. На основании этого делают выводы о возрастных особенностях восприятия цвета в разных ситуациях.

Выполнить задание по изучению процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте. (См. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995, – С.280-282).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 2166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.