Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы диагностики восприятия




Методы диагностики познавательных процессов

Тема 4. Психологическое изучение личности ребенка дошкольного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте.

2. Познавательные процессы у дошкольников.

3. Формирование личностных качеств у ребенка- дошкольника.

4. Эмоционально-мотивационная регуляция поведения.

5. Психологические новообразования в дошкольном возрасте.

6. Опыт индивидуальной деятельности и опыт общения со взрослыми и сверстниками как источники построения образа “Я” у дошкольника.

7. Направления развития самооценки у дошкольников:

а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;

б) переход самооценки от общей к дифференциальной;

в) появление оценки себя во времени, проявляющееся в указаниях на будущее.

Задание 1. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия формы.

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 4-7 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой.

Ребенку в течение 10 с. показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движения глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неспешности узнавания фигур во всех возрастных группах, а также время ознакомления с фигурами. Результаты оформляют в таблицу.

Таблица 11

СООТНОШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И ОСЯЗАТЕЛЬ­НОГО ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ

Возраст детей Успешность выполнения задания
  Правильное Неправильное Отказ
Серия
I II III IV I II III N I II III IV
                         

 

Сопоставляют количественные данные по сериям эксперимента, выявляя возрастные особенности восприятия формы. Делают выводы о соотношении зрительного и осязательного восприятия формы; об особенностях переноса образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот, для этого анализируют характер ошибок, допущенных детьми в третьей и четвертой сериях.

 

Задание 2. Изучение представлений о частях суток.

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок: первый - 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением действий ребенка, характерных для разных частей суток (мальчик делает зарядку, обедает, смотрит телевизор, спит); второй - 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток (утро— голубое небо, из-за горизонта видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета; день - светлое голубое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца; вечер — серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей; ночь— черное небо с месяцем и звездами).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия. С ребенком беседуют, чтобы выяснить, какие действия он относит к определенной части суток, например: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

Вторая серия. Выясняют, как дети определяют время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Сначала ребенка просят рассказать «Когда это бывает?», показывая в случайном порядке картинки первого набора. Через 1-2 дня ему предлагают разложить эти же картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Третья серия. Проводится аналогично предыдущей серии с использованием второго набора картинок. Выясняют, как дети определяют время по природным явлениям.

Обработка данных. По первой серии выясняют, какие виды деятельности дети разного возраста относят к определенной части суток. Данные второй и третьей серий оформляют в таблицы (табл. 12, 13).

Таблица 12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ СУТОК ПО КАРТИН­КАМ

 

Возраст детей Правильно назвали, %
Утро День Вечер Ночь
3 — 4 года 4—5 лет 5— 6 лет   6— 7 лет        

 

ПРАВИЛЬНОСТЬ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧАСТЕЙ СУТОК Таблица 13

 

  Правильно назвали %   Возраст детей
  3 — 4 года   4 — 5 лет   5 — 6 лет   6 —7 лет

Делают выводы о возрастных особенностях представлений о частях суток.

 

Задание 3. Изучение восприятия длительности временного интервала

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги, расчерченные на полоски, ножницы, 100 палочек, коробку, любые узоры на бумаге в клеточку, бумагу и карандаши, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Вначале ребенку предлагают посидеть в течение 1 мин и сказать, когда она кончится. Затем ему предлагают выполнить последовательно 3 задания, каждое в течение 1 мин (причем он должен сам прекратить работу, когда, по его мнению, минута истечет): 1) разрезать бумагу на полоски; 2) нарисовать узоры по образцу; 3) перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробку. Засекают время по секундомеру так, чтобы ребенок не видел.

Обработка данных. Подсчитывают отклонения от временного интервала в сторону его уменьшения и увеличения. Выясняют, как зависит правильность определения длительности временного интервала от содержания совершаемой деятельности. Определяются возрастные и индивидуальные особенности восприятия временного интервала.

 

Задание 4. Изучение ориентировки в величине предметов

Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд».

Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неспешности построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки.

Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:

I уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;

II уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;

III уровень - дети выполняют задание путем проб (перестановкой палочек);

IV уровень - дети осуществляют целенаправленные действия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.