Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование подвижности нервных процессов




Оценка функциональной асимметрии мозга.

Благодаря совместным усилиям многих ученых можно с уверенностью сказать, что в осуществлении любой психической функции принимают участие соответствующие (симметричные) структуры обоих полушарий, которые работают по принципу межполушарной взаимосвязи. Причем это взаимодействие распространяется не только на организацию таких психических процессов, как восприятие, речь, мышление, память, но и эмоциональную сферу, ориентировку в окружающем мире, восприятие собственного «Я» и соотнесение его с категориями пространства и времени, характер использования собственного опыта и степень адаптации к конкретным природным и социальным условиям жизни.

При рождении у человека существуют предпосылки к функциональной асимметрии полушарий. Однако сам «профиль» функциональной асимметрии формируется в процессе развития под воздействием различных биологических и социальных факторов. Считается установленным, что асимметрии парных органов движений и чувств проявляются в раннем детстве и становятся максимально выраженными у лиц 20-30-летнего возраста. К пожилому возрасту степень их выраженности снижается, что связано с функциональными изменениями, которые происходят в мозге при старении.

Выполните тесты и определите доминирующее полушарие.

1) метание в цель, 2) письмо, 3) рисование, 4) резание ножницами, 5) забивание гвоздя молотком, 6) вдевание нитки в иглу (рука, держащая нитку), 7) чистка зубов щеткой, 8) зажигание спички, 9) раздача картинок (раздающая рука), 10) стрельба из игрушечного пистолета, 11) подметание щеткой (рука, находящаяся сверху), 12) вис на одной руке на перекладине. Пробам 1-5,7,8,10 - предпочтение 93-98%

 

Левое полушарие Правое полушарие
хронологический порядок текущее время
чтение карт, схем конкретное пространство
запоминание имен, слов, символов запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей
речевая активность, понимание смысла восприятие эмоционального состояния
детальное восприятие целостное восприятие
видение мира веселым видение мира мрачным

 

Вопросы для самоконтроля.

1. От чего зависит психическое здоровье человека?

2. Классификация стресса?

3. Типы темперамента?

4. Характеристика вашего типа темперамента?

5. Доминирующие признаки левого и правого полушария?

 

 

Самостоятельная работа № 6.

Цель: Изучить устойчивость внимания, его колебания, умственную работоспособность и утомляемость.

При выборе средств и методов, направленных на совершенствование внимания, необходимо учитывать постепенное усложнение двигательных заданий, их новизну.

Корректурная проба позволяет изучить устойчивость внимания, его колебания, утомляемость. Для корректурной пробы используется буквенная таблица Анфимова (см. рис.7).

1. После ознакомления с тестом необходимо, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, подчеркнуть заранее обусловленные буквы


 

СХАВСХЕВИХНАИСНХВКВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВХАК
ВНХПВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК
НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ
ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН
ИСНАИХАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ
СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ
КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСКИКНАЕСНКХКВИХКАС
АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАХЕСВ
НКЕСНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН
КЕИЕВКАИСНАСНАИСХАКВНВСАКАИЕНАСНАИСВКХЕВ
ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВВКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ
АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК
ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХККЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ
НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ
КЕИСНЕСАЕИХВКЕЕЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА
САКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН
ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ
ВХВКСИСНАИАИЕНАКСХКИВХНИКИСНАИВЕСНАКНЕХС
СНАИКВЕХКВКЕСВКСНХИАСНАКСХКХВХЕАЕСКСЕАИК
ИСНАЕХКЕХКЕИХНВХАКЕИСНАСНКХВСХНВИЕКАЕСВЕ
СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВЕКНЕИЕНА
ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКСИСНАИ
ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИСНВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС
ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ
КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ
ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСЕАИСВНЕКХСНАИС
АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИАНАХКСВХЕХИВХАИСКА
ВИСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК
СИАЕСВКХЕКСНАКСХВККВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ
НАИСНХАВКЕВКХЕИИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ
КЕВХСНВИХНКВКВКНСИЕНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН
ВКЕВХАИСХАХКВНВАИЕНОХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА
КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ
АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ
ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕВХАНКИЕХ
ЕВХЕВНАНСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ
НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХИАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН
ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ
АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАНС

Рис. 7. Корректурная таблица


(например АИС или НАИ), отмечая по команде окончание каждой минуты вертикальной чертой в том месте строки, которую просматривают в данный момент. Задание выполняется в быстром темпе в течение 5 минут.

Подсчитайте количество знаков, просмотренных раздельно по каждой минуте. Для удобства подсчета просмотренных знаков - в таблице 40 строк, в каждой строке 40 знаков. В сумме на листе 1600 знаков.

2. Оцените равномерность поминутной работы по методике М.М.Круглого (1965г.):

а) объем работы возрастает от 1-й к 5-й;

б) объем работы не изменяется в течение 5 минут;

в) объем работы возрастает на 2-3 минуте, но затем снижается;

г) объем работы снижается на 2-й минуте, но на 4-5-й увеличивается, не превышая 1 -й минуты;

д) объем работы на 2-й минуте снижается, но на 3-4-й минуте превышает 1 -ую минуту;

е) объем работы уменьшается от 1-й к 5-й минуте;

ж) объем работы на 2-й минуте уменьшается, на 5-й равен 2-й.

«А и Б» - как следствие возрастающей возбудимости и подвижности нервных процессов непосредственно во время работы.

«В» - начальное возбуждение менее выражено, но при работе возрастает, а затем наступает истощение нервных процессов.

«Г и Д» - первоначальное возбуждение на 2-й минуте работы несколько ослабляется, затем следует новая волна возбуждения, указывая на достаточную силу нервных процессов. Быстрота смены фаз возбуждения и торможения является критерием их подвижности.

«Е» - начальное возбуждение с последующим истощением нервных процессов, их слабость.

«Ж» - начальное возбуждение с последующим уравновешиванием нервных процессов во время работы. Оцените показатели:

Показателем интенсивности внимания служит время выполнения задания, сосредоточенность внимания характеризуется числом пропущенных знаков.

Оценка быстроты обработки таблицы за 5 минут:

более 1000 знаков - отлично; начальное возбуждение

800-1000 – хорошо;

700-800- удовлетворительно;

менее 700- плохо.

Оценка качества обработки таблицы по количеству допущенных ошибок за этот же период работы:

2 ошибки и менее – отлично;

3-5 ошибок – хорошо;

6-10 ошибок – неудовлетворительно.

 

Для формирования устойчивости внимания следует давать усложненные команды свистком, флагом, использовать игровые задания на учебно-тренировочных занятиях.

Сделайте выводы.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Объясните физиологический механизм условного торможения?

2. Объясните физиологический механизм условного возбуждения?

3. Как признаки умственного утомления вы знаете?

4. Назовите средства и методы, повышающие умственной работоспособность?

5. Объясните понятие психическая саморегуляция?

 

 

Самостоятельная работа № 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.