Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крюков В.В




Новосибирск

ФИЛОСОФИЯ

 

 
 
 

 

 


 


ББК 87я73

К 856

 

Рецензенты:

В.А. Колеватов, д-р философских наук, профессор,

С.В. Кущенко, д-р философских наук, доцент

К 856 Философия: учебник для студентов технических вузов / В.В. Крюков. – 3-е изд., авторизованное, испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 212 с. – (Серия «Учебники НГТУ»).

ISBN 978-5-7782-2175-8

В учебнике на основе новейших достижений естественных, общественных и гуманитарных наук популярно изложен курс философии в ее современном понимании и в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Представлены авторские разработки ряда тем и разделов курса философии для бакалавриата, в частности мировоззрение, методы философии, философия природы, философия культуры, социальная философия, философия науки, философия человека. Учитывая специфику технических вузов, акцентировано внимание на проблемах теории познания, истории и методологии науки, философии техники.

Учебник адресован студентам всех направлений, магистрантам и аспирантам технических специальностей, а также может быть полезен преподавателям философии, специалистам в общественных и гуманитарных науках и всем, кого интересует мировоззренческая проблематика.

 

 

ББК 87я73

 

ISBN 978-5-7782-2175-8 © В.В. Крюков, 2002, 2006, 2013

© Новосибирский государственный

 
технический университет, 2002, 2006, 2013


 


Содержание

Введение....................................................................................................................................... 7

Глава 1. Предмет и методы философии..................................................................... 9

Мировоззрение как предмет философии. Уровни мировоззрения.
Содержание мировоззрения. Формы мировоззрения. Типы философских построений. Классификация философских теорий. Эволюция философского знания. Методы философии. Метафизический метод мышления. Диалектический метод мышления

Глава 2. Основные направления современной западной философии........ 29

Философия жизни. Философия воли. Философия интуиции. Экзистенциализм. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм. Феноменология. Герменевтика. Постмодернизм

Глава 3. Философия природы..................................................................................... 51

Натурфилософия. Учение о материи. Современная научная картина мира. Ограниченность реляционной модели. Учение о бытии. Движение и развитие. Пространство и время. Релятивистская модель
реальности

Глава 4. Философия культуры..................................................................................... 69

Понятие социальной системы. Культура как сущность социума.
Ноосфера как способ жизнедеятельности социума. Цивилизация как этап в развитии социума. Философия истории. Ценности как
элементы культуры
. Структура социальной системы. Язык как знаковая система. Измерение ценностей

Глава 5. Социальная философия............................................................................... 91

Предмет социальной философии. Индивидуальная жизнь людей. Социальная структура общества. Политическая жизнь общества. Экономическая жизнь общества. Духовная жизнь общества. Структура
общественного сознания

Глава 6. Философия познания.................................................................................. 113

Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания. Источник знаний. Эмпиризм и рационализм. Практика. Эмпирические методы исследования. Теоретические методы исследования. Формы познания

Глава 7. Философия науки......................................................................................... 137

Наука как социальный институт. Наука эпохи Античности. Наука средневековья, эпохи готики. Наука эпохи Возрождения. Наука эпохи Просвещения. Наука эпохи классицизма. Наука современной эпохи. «Философия науки» как школа историков науки

Глава 8. Философия техники..................................................................................... 159

Предмет философии техники. Современная трактовка понятия техники. Этапы развития техники. Техника и инженерия. Техника
и технология. Техносфера. Информационное общество. Техногенная культура. Гуманистические проблемы техники

Глава 9. Философия человека.................................................................................... 177

Определения человека. Социальная сущность человека. Асимптоты
человеческого существования
. Социализация индивида. Философские аспекты проблемы сознания. Антропогенез. Появление сознания. Структура индивидуального сознания. Свобода воли человека. Смысл жизни и достоинство смерти

Алфавитный список основных терминов................................................................. 199

Алфавитный список имен............................................................................................... 204

 
 
Введение

 

С

лово «философия»* – дословно «любовь к мудрости» – впервые произнес великий мыслитель Древней Греции, математик, астроном и основатель первой научной школы эпохи Античности Пифагор**. К нему обратился один из его учеников со словами:
«О, софикос!», т. е. «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Все могут знать только Боги, я же лишь стремлюсь к этому». Но в том ли состоит мудрость, чтобы много знать?

Гераклит из города Эфеса еще в VII веке до нашей эры утверждал: многознание уму не научает. Много ума или мало – не в этом суть, а дело в том, хороший ум или плохой. Но какой же ум можно считать хорошим? Известны две любопытные истории на эту тему.

Жил в Древней Греции в III веке до н.э. знаменитый философ Диоген из города Синопы. Он был человеком скандальным и язвительным на язык, но весьма глубокого ума и этим настолько знаменитым, что поговорить с ним приехал царь и полководец Александр Ма­кедонский, учителем и воспитателем которого был великий философ Аристотель. После нескольких часов беседы Александр остался настолько восхищен умом Диогена, что предложил: «Я – великий Александр и могу исполнить любое твое желание: проси у меня всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Отойди немного в сторону: ты заслоняешь мне солнце». И тогда царь воскликнул: «Ах, если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном!»

Однажды к Диогену обратился философ-софист (профессиональный «учитель мудрости», а по нашему репетитор) Антисфен с такими словами: «Послушай, Диоген! Если ты, как утверждаешь, самый мудрый из нас, то почему ты больше всех нас задаешь вопросов?» В ответ Диоген взял в руки прутик и нарисовал на земле диаграмму. Изобразив маленький круг, он произнес: «Вот ваши знания». Затем описал этот круг большим кругом и сказал: «А вот мои знания. А теперь посмотрите, у кого из нас длиннее граница с неизвестным?»
В этом и состоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше убеждаемся в собственном невежестве.

Жил в то же время в городе Афины другой великий мыслитель по имени Сократ. Однажды его ученик – некто Херефонт – поехал в город Дельфы и обратился к знаменитому Оракулу в храме Аполлона с вопросом: «Правда ли, что Сократ – мудрейший из эллинов?» И дельфийский Оракул, который всегда отвечал весьма уклончиво, на этот раз совершенно определенно ответил: «Да. Сократ – мудрейший». Окрыленный ответом Херефонт явился к Сократу и передал ему слова Оракула. Притом поинтересовался: «Сократ, что ты скажешь на это?» Тот пожал плечами и ответил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Помолчал и добавил: «Но остальные не знают и этого».

Все парадоксы – неожиданные, странные выводы – следуют из того обстоятельства, что мы пытаемся измерить то, что не имеет количества, а именно – ум! Для того же, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить такое понятие, как «склад ума». Для начала представим обычный склад как помещение, в котором хранят разные вещи. В одном случае это может быть темный чулан или заброшенный чердак, где как попало свален в кучу всякий хлам, и когда нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своем барахле, выбиваясь из сил и не находя нужной вещи. В другом случае это будет светлая комната, удобное помещение, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своем месте, снабжена бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы легко и быстро найдем ее и пустим в дело. Так и в голове: можно иметь либо темный чулан, либо светлую комнату. Значит мудрость – это светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

Есть еще один любопытный смысл слова «мудрость». В древнегре­ческой мифологии и, соответственно, в языке противопоставлялись понятия «хаос» и «космос». Образом хаоса была беспорядочная толпа на рыночной площади, а космос олицетворял порядок военного строя – шеренги пехотинцев-гоплитов с блестящими щитами, наконечниками копий, шлемами с конскими гривами, сверкающими мечами – молодец к молодцу, красавцы! Так что слово «космос» переводится еще и как «красота», и отсюда наше современное слово «косметика» – средства, с помощью которых мы приводим в порядок лицо и тело.

Точно так же мудрость – это упорядоченный, стройный ум, а следовательно, ум красивый и привлекательный. Если же при этом он оригинальный, острый как у Диогена или уникальный как у Сократа, то такой ум вообще подобен небесному Космосу – образцу и совершенству всякого порядка и красоты. И поэтому так же, как душой каждый человек стремится к небу, мыслями своими он тянется к яркому и совершенному интеллекту мудрого Учителя.


 

 


Глава 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.