КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы ценообразования
Цена – это показатель стоимости товара, указывающий сумму, которая была заплачена (или будет заплачена) за объект купли-продажи в результате состоявшейся сделки. Внерыночный способ формирования цен (затратный) основан на том, что цены определяются на уровне предприятия, т. е. в сфере производства. Цена определяется как сумма производственных издержек, нормативной прибыли и налогов и отчислений, включаемых в цену. В рыночной экономике цена определяется в сфере реализации продукции под воздействием спроса и предложения. Стоимость товара прогнозируется предприятием-изготовителем при его производстве. При совпадении спроса и предложения цена будет равна стоимости товара. Если спрос не удовлетворяется, то это приведет к росту цены, что активизирует производство. И наоборот, превышение предложения над спросом будет сопровождаться снижением цены и сокращением производства. Следовательно, уровень цены зависит от стоимости товара, спроса и предложения, а рынок устанавливает равновесие между этими элементами. С ростом цен величина спроса понижается и, наоборот, снижение цены расширяет круг потребителей товаров и объем продажи продукции. Однако прямой зависимости между уровнем цены и размером спроса не существует. Зависимость уровня цены и объема спроса носит название ценовой эластичности, которая выражается при помощи коэффициента ценовой эластичности спроса K эл, который определяется как отношение темпа прироста спроса (продаж) к темпу изменения цены: K эл = ((С1 – С2) 100 / С1) / ((Ц1 – Ц2) 100 / Ц2), (7.3) где С1 и С2 – соответственно объем спроса (продаж) в базовом и отчетном периоде, руб.; Ц1 и Ц2 – цена изделия в базовом и отчетном периоде соответственно, руб.
Следовательно, коэффициент эластичности спроса отражает, на сколько процентов изменится объем продаж при изменении цены на 1%. Однако на величину коэффициента оказывает влияние точка отсчета, поэтому в приведенную выше формулу в знаменатель лучше ставить не базовую величину, а среднюю арифметическую величину значений спроса и цены в базовом и отчетном вариантах. Тогда после преобразований формула примет вид: K эл = ((С1 – С2) (Ц1 + Ц2)) / ((С1 + С2) (Ц1 – Ц2)) (7.4) Эластичным называется спрос, когда объем продаж существенно меняется при сравнительно незначительном изменении цен. Он имеет место при коэффициенте эластичности цен больше 1. Если коэффициент эластичности будет меньше 1, спрос является неэлас-тичным; если равен 1, то эластичность носит название единичной. Расчет коэффициентов в зависимости от изменения цены позволяет обосновать минимальный уровень цены, который обеспечивает максимальный спрос. Но минимальный уровень цены не может быть ниже издержек на производство и реализацию продукции. Разность между максимальной и минимальной ценой носит название диапазона цен. Минимальный уровень цены не обеспечивает предприятию получения прибыли, поэтому цены устанавливаются выше минимального уровня, чтобы возместить затраты и обеспечить среднюю норму прибыли. Цена выполняет следующие функции: а) информационную, которая проявляется в распространении сведений о наличии товара; б) распределительную, проявляющуюся в распределении ресурсов в соответствии с их редкостью между альтернативными производства-ми; в) стимулирующую, заставляющую производителя улучшать качество продукции и снижать ее себестоимость; г) уравновешиваю-щую, обеспечивая равновесие между спросом и предложением на рынке; 5) получения дохода, т. е. не только возмещения затрат, но и получения прибыли.
Все потребители продукции садово-паркового строительства и хозяйства в зависимости от их реакции на уровень цен делятся на 4 группы: а) экономные, проявляющие высокую чувствительность к уровню цены; б) персонифицированные, обращающие больше внимания не на цены, а на качество и престижность товара; в) апатичные, уделяющие особое внимание не ценам, а удобству товара; г) этичные, готовые высокими ценами поддержать небольшие предприятия. Государство определяет общие принципы и правила ценообразования. В законе Республики Беларусь «О цено-образовании» (1999 г.) регламентировано, что государство осуществ-ляет прямое регулирование цен (тарифов) путем установления: – фиксированных цен (тарифов); – предельных цен (тарифов); – предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф); – предельных торговых надбавок (скидок) к ценам; – декларирования цен (тарифов); – порядка определения и применения цен (тарифов). Фиксированные цены и тарифы устанавливаются Министер-ством экономики на основные виды топливно-энергетических ресурсов: природный газ, сырую нефть, электрическую и тепловую энергию, а также на драгоценные металлы в изделиях и ломе, спирт, тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа и т. д. Фиксированные цены и тарифы на отдельные виды продукции и услуг устанавливаются и другими министерствами и ведомствами, например, Министерство связи устанавливает тарифы на услуги связи, оказываемые населению. Предельные цены (максимальные и минимальные) – это цены, по которым со стороны государственных органов устанавливается верхний и нижний предельные уровни, превышать которые предприятия не имеют права. Максимально допустимый верхний уровень цены устанавливается для социально значимых товаров: хлебобулочных изделий, молочных продуктов, мяса, а также на некоторые виды услуг – парикмахерские, ритуальные и т. п. Минимально допустимый уровень цен устанавливается на продукцию растениеводства, животноводства, реализуемые для государственных нужд, а также ликероводочную и алкогольную продукцию. Предельный уровень рентабельности применяется при формировании отпускных цен предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь.
Предельные (фиксированные) торговые надбавки (скидки) к ценам устанавливаются в оптовом товарообороте (20%) и розничном (30%). Декларирование цен введено на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Государственный реестр хозяйст-вующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (минеральные удобрения, товары детского ассортимента, цемент, сахар, жизненно необходимые лекарственные средства и др.). Важным фактором ценообразования является цена продукции, предлагаемая конкурентами. Цена конкурентов является исходным началом при определении уровня цены собственной продукции. С точки зрения содержания и структуры цен, цены включают следующие элементы: издержки производства и реализации, прибыль предприятия, сбытовые наценки (издержки и прибыль оптово-сбытовых организаций), торговые накидки (издержки и прибыль торговых организаций), налог на добавленную стоимость, отчисления и налоги. В зависимости от набора элементов цены подразделяются на отпускные цены предприятия, оптовые и розничные. Отпускная цена предприятия включает издержки на производ-ство и реализацию продукции, прибыль предприятия и налоги, включаемые в цену. Оптовая цена включает отпускную цену предприятия, оптовую надбавку и налоги. Розничная цена включает оптовую цену, торговую надбавку розничных торговых организаций и налоги. По розничным ценам товар реализуется населению. Оптовые цены предприятия различаются, кроме того, порядком возмещения затрат, связанных с перевозкой товаров от поставщика до потребителя, или по типам «франко». Понятие «франко» происходит от латинского слова «franker» – оплачивать вперед. Франко показывает, до какого пункта продвижения товара от продавца к покупателю последний оплачивает транспортные расходы. В цену продавца могут включаться транспортные расходы со склада предприятия до пункта погрузки, пункта отправления желез-нодорожным транспортом потребителю, пункта назначения и т. п.
При цене франко-склад поставщик несет расходы только до прибытия товара на его собственный склад, дальнейшие расходы приходятся на потребителя. При цене франко-вагон-станция отправления поставщик несет все расходы, связанные с затариванием и погрузкой товара в вагоны. При цене франко-станция назначения на поставщика ложатся также расходы, связанные с перевозкой товаров к станции покупателя. Стратегия ценообразования увязывается с общими целями предприятия. Различают следующие цели: а) обеспечение высокого объема реализации и повышения своей доли на рынке сбыта; б) максимизация прибыли; в) поддержание существующего уровня продаж. В первом случае цель достигается использованием ценовой стратегии проникновения, когда уровень цен устанавливается ниже уровня цен конкурентов. Потеря прибыли на единице товара в этом случае компенсируется увеличением объема продаж, расширением своей доли на рынке. Во втором случае цель достигается выбором цены, обеспечивающей максимальную прибыль на единицу товара и быстрое возмещение издержек производства и обращения. Поддержание существующего положения, как правило, вызывается наличием на рынке многих конкурентов или падением спроса, что требует для сохранения своей доли на рынке снижения цены. Само собой разумеется, что при формировании и обосновании цены необходим учет не только реальных издержек производства и реализации продукции, но и налоговых ставок и отчислений, которые в соответствии с действующим законодательством включаются в себестоимость. Цены на товары и услуги группируются в специальных сборниках, которые называются прейскурантами цен. При формировании цен на товары и услуги необходимо правильно определить точку безубыточности – уровень произ-водства продукции или оказания услуг, при котором величина выручки от реализации произведенного товара, услуг равна издержкам производства и обращения этого товара. Чтобы получать прибыль, предприятие должно производить количество продукта, иметь объем производства, превышающий величину, соответствую-щую точке безубыточности. Если же объем ниже показателя, соответствующего этой точке, деятельность предприятия становится убыточной.
Глава 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ПРИБЫЛЬ
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |