Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии права 13 страница




 

Если обратиться к политическим институтам современного общества, то можно выделить наряду с веду щими институтами власти такие устойчивые (институ циональные) практики, как демократические институ ты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парла ментаризма и т.д.

 

В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной вла сти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвока туры, присяжных и др.

 

В структуру религиозных институтов (на примере хри стианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

 

Внутри социального института родства наряду с ос новными институтами семьи и брака развиваются не главные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имянаречения и др.

 

Институты можно рассматривать как узловые пун кты ценностно-нормативной структуры общества. Они выполняют важнейшую социальную функцию, которая сводится к установлению и сохранению социального порядка, интеграции и" слаженности общественного организма. Нормативная система представляет собой целостность, обладающую гибкостью, способностью адаптации и самосохранения. Некоторые нормативные системы обладают таким запасом прочности, что со храняются веками и тысячелетиями, обеспечивая дли тельное существование соответствующих цивилизаций.

 

Любой социальный институт представляет собой сложное переплетение норм и предписаний, обычаев и традиций, которое транслируется из поколения в поколение и несет в себе конкретное социально-историчес кое содержание. Дж. Бернар и Л. Томпсон, например, под социальным институтом понимают нормативную фигуру, состоящую из обычаев, традиций, поведенчес ких установок, регулятивных норм и законов.

 

Социальные функции права. В социальном инсти туте можно выделить внешнюю форму проявления и внутреннее содержание. Внешне социальный институт представляет собой совокупность учреждений, финан совых и материальных средств, кадровых ресурсов. Внутренняя же сторона социальных институтов пред стает как совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, ответственных за осуще ствление определенных функций.

 

Праву свойственны все общие черты социальных ин ститутов: наличие определенных функций, иерархии, нормативной стороны и культурно-идеологических сим волов. Рассмотрим частные особенности права как со циального института. Право — важнейший фактор со циального порядка. Оно обеспечивает социальную стабильность, предохраняя индивидов и общество в целом от различных проявлений деструктивного и антисоци ального поведения. Право выступает гарантом стабиль ности и предсказуемости в общественных отношениях. Нормы права регулируют все важнейшие стороны об щественной жизни, контролируют работу государствен ных учреждений и организаций. Как нормативное об разование право участвует в формировании структу ры общества, контролируя пределы допустимого в де ятельности индивидов и государства. Право является частью действующего в обществе социального контроля. Право тесно связано с политической жизнью обще ства, выступая как инструмент политики. Наконец, право выступает составной частью ценностной систе мы общества, отражая и воплощая ценности, харак терные для этого общества.

 

Вопросы функционирования социального института права представляют большой интерес для изучающих право исследователей. Среди функций, выполняемых в обществе правом как социальным институтом, можно выделить следующие:

 

1. Интегративная функция. Она проявляется в том, что право обеспечивает существование и сохранение в обществе объединяющего и полностью пронизывающе го его порядка. С помощью правовых норм и соответ ствующих санкций достигается превалирование в об ществе тенденций к его сохранению и укреплению над тенденциями к разрушению и аномии. Обеспечивая наличие в обществе определенного необходимого уровня конформности, право способствует выжива нию и адаптации общества как системы. Не случай но право сравнивают с иммунной системой общества. Интегративную функцию права можно считать основной его функцией, рассматривая все остальные как производные.

 

• Регулятивная функция. Право регулирует все происходящие в обществе процессы, выполняя роль уни версального социального регулятора. Оно четко предписывает каждому индивиду, организации, группе вы полнять определенные обязанности, а также пользовать ся определенными правами. Тем самым право стиму лирует слаженное развитие социального организма, за крепляет существующие социальные отношения и спо собствует их совершенствованию.

 

• Охранительная функция. С регулятивной функ цией права тесно связана его охранительная функция, направленная на защиту индивидов, групп и организа ций от возможных нарушений их прав и ущемления

интересов. Эта функция выполняется правом посредством наложения запретов на определенные действия и поступки, подпадающие под категорию противоправ ных. В законодательстве четко сформулированы при

знаки таких действий, квалифицируемые как состав правонарушения, и соотнесены с определенными санк циями, выступающими в качестве наказаний. Помимо этого охранительная функция права проявляется в вос становлении нарушенного права, компенсации причи ненного ущерба и реабилитации несправедливо обви ненных. К мерам такого порядка относятся отмена не законного приговора, возмещение причиненного мате риального и морального ущерба и т.п.

 

• Коммуникативная функция. Она заключается в том, что право, как и все другие социальные институты, вписано в единое информационное пространство, како вым является общество. Все правовые документы, такие,

как законодательные акты, договоры, постановления су дов, являются не только регуляторами социальных про цессов, но и носителями очень важной для индивидов ин формации, сообщая им содержание их прав и обязанностей, доводя до их сведения требования, предъявляемые к ним со стороны государства и общества. Особенностью правовой информации является ее предписывающий ха рактер. Своевременное узнавание и усвоение такой информации способствует успешному и безопасному социально му существованию индивидов, которые сами заинтересо ваны в правовых знаниях, поскольку незнание законов в любом обществе не освобождает от ответственности.

 

• Социализирующая функция. Она является пря мым продолжением интегративной функции. Для того чтобы социальная интеграция сохранялась и остава лась стабильной, необходимо, чтобы подрастающее

поколение глубоко усвоило социальные ценности и нор мы, содержание которых ориентирует на поддержание социального порядка. Все существующие в обществе институты в той или иной мере помимо своих основных функций попутно участвуют в той или иной степени в социализации индивидов, способствуя их постепенно му вовлечению в единый процесс социальной жизни.

 

В целом процесс социализации личности длится всю жизнь. Конечно, наиболее интенсивно он идет в детстве и юности, но и позже, в годы зрелости, индивид продол жает испытывать на себе действие этого процесса. Сущность социализации заключается в постепенной ин- тернализации (усвоении) индивидом выработанных об ществом ценностей и норм, а ее результатом является появление у него внутреннего императивного саморегулятора — совести, которая и без давления внешнего социального контроля, без угрозы санкций способна удерживать его от нежелательных для общества, по тенциально дезинтегрирующих его действий.

 

Участие в процессе социализации личности представ ляет собой одну из важнейших функций института пра ва. Оно реализуется через правовое воспитание — осо бую сферу воспитательного процесса, в ходе которого правовые ценности и нормы вначале просто доводятся до сведения индивида, а в дальнейшем становятся его глубоким внутренним убеждением, препятствуя совер шению противоправных деяний. Результатом правиль ного правового воспитания становится формирование у индивида правосознания и правовой культуры.

 

На состоянии социальных институтов отражается уро вень стабильности и развития всей общественной сис темы. В современной российской конституции гаранти руются права и свободы личности. Но в реальной жизни эти права и свободы постоянно нарушаются со сто роны административной власти, органов юстиции и правопорядка, работодателей. Защита своих прав в судах стоит очень больших денег, так что многие граж дане не в состоянии оплатить услуги адвоката. Не является секретом и коррупция в судебных органах: по уровню коррумпированности российское государство занимает одно из первых мест в мире наряду с некото рыми африканскими республиками. Много проблем возникает и в связи с федеративным устройством России. Так, в законодательствах многих субъектов феде рации содержатся моменты, прямо противоречащие Конституции Российской Федерации. Российское граж данское законодательство закрепило рыночные отноше ния в нашей стране и подтвердило право собственности, как неотъемлемое право каждого человека. Веду щую роль в российской экономике играет инвестор, но его правовой статус недостаточно четко прописан в рос сийском законодательстве. На уровень общенациональ ной вышла проблема проникновения криминальных кругов в бизнес. Значительная часть российского бизнеса контролируется мафиозными структурами, существует целая сфера теневого бизнеса. Слабость право охранительных органов и в значительной степени их кор румпированность позволяют криминалу постепенно подминать под себя все больше и больше коммерческих организаций. Нелегальный бизнес теперь не огра ничивается торговлей оружием, наркотиками и контра бандой. В сферу влияния криминальных структур по падают и предприятия промышленности.

 

Таким образом, состояние права в России связано с политическими и экономическими проблемами, стоящи ми перед страной на переходном этапе развития. Суще ствование этих проблем снижают результативность и потенциал института права. Во многом здесь просматри вается вина политической элиты страны, деятельность которой не всегда соответствует правовым нормам.

5.6. Общества

 

Общества являются наиболее обширным и сложным типом социальной структуры в современном мире. Об щество — это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные Ценности, социальные и правовые нормы, характери зующееся осознанной социокультурной идентичнос тью (самопричислением) своих членов. Общество яв ляется социальной системой, в число свойств которой входит свойство противодействия тенденции дезинтег рации. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке. Общество обеспечивает преемственность главным образом благодаря воспроизводству и образует более или менее самодостаточное социальное целое. Ввиду сложности и полифункциональности об щества оно обладает способностью саморегуляции, как, впрочем, все органические системы. Общество может быть и небольшим (племя, состоящее из нескольких десятков человек), и доходить до сотен миллионов, как в современных государствах.

 

Нередко термины «национальное государство» и «об щество» употребляют в одинаковом смысле, но они не обязательно взаимозаменяемы. У многих народов мира государство объединяет национальность и племенные группы, которые сами образуют общества. Например, многие европейские государства включают в себя не сколько национальных групп. В Великобритании это шотландцы, валлийцы и англичане; в Бельгии — фла мандцы и валлонцы; в Швейцарии — немцы, итальян цы и французы. Аналогично в африканских государ ствах проживают не по одному десятку племен: 250 в Нигерии, 200 в Заире, 130 в Танзании. Политическое самоопределение одной нации часто несовместимо с политическим самоопределением другой.

 

Социологи создали множество классификаций обще ства. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены обще ства добывают средства к существованию. Естествен но, проблема выживания — как обеспечить себя пи щей, одеждой и жильем — стоит перед всеми народа ми. И то, как они решают эту проблему, оказывает огромное влияние на другие стороны их жизни.

 

Право является неотъемлемым атрибутом человеч еского общества на протяжении всей его истории. Если рассматривать его в самом широком смысле — как регулятор социального поведения и социальных отношений, приходится признать, что в различных истори ческих формах право существовало всегда, независи ло от уровня развития того или иного общества.

 

Для лучшего понимания реальной взаимосвязи, су ществующей между типом общества и принятой в нем формой права, давайте проследим развитие обществ с самого начала их существования. Рассматривая эво люцию обществ, мы не только узнаем, как возникло наше собственное общество, но и увидим, что каждый тип общества обладает присущими только ему харак теристиками. Эти различия очень важны, поскольку они определяют нашу жизненную ориентацию.

 

Чем право примитивных обществ отличается от пра ва современных? Одни исследователи ищут отличие в особенностях психологических структур: современное право характеризуется рациональностью, примитивное право — дологической, магической ментальностью. Теория Л. Леви-Брюля о дологической ментальности первобытных народов достаточно легко может быть распространена на право. Наличие примитивной юридической ментальности подтверждается многочис ленными фактами. Так, например, характерный для этого мышления «закон сопричастия» выражается в таком понимании собственности, при котором имуще ство рассматривается как своего рода продолжение личности того, кто им владеет. Отсюда распространен ный обычай хоронить или сжигать вместе с умершим все, что было в его владении или отмечено печатью его личности. Еще более очевидно то, как свойственные Дологической ментальности антропоморфизм и представ ления о причинности порождают такую систему ответ ственности, при которой наказание в равной мере рас пространяется на людей и на животных, на того, кто совершил действие, и на его родителей и соседей. На этой же основе сложились и такие формы судебных до казательств, как ордалии.

 

Сегодня некоторые этнологи выдвигают существенные возражения против гипотезы об иррациональности сознания людей примитивных обществ. Многие фено мены архаического права по мере внимательного изу чения предстают как двойственные в том смысле, что могут толковаться и как мистические, и как утилитар ные. Признав рациональным право примитивных об ществ, этнологи склонны даже сгладить грань между ним и современным правом. Они утверждают, что при митивная юридическая ментальность обладает рацио нальностью: примитивные люди поступают так, как поступил бы в аналогичной ситуации разумный чело век современного общества.

 

Так, известный антрополог М. Глюкмэн настаивает на том, что право африканских народов построено на рациональных началах и так же базируется на интеллектуальности, как и современное право. Отсюда он сделал важный в методологическом плане вывод: при изучении примитивного права возможно и правомерно использование юридических категорий и понятий со временной правовой культуры. До сих пор, наоборот, золотое правило этнологии состояло в том, что изуче ние архаического права исследователь должен начи нать с попытки проникнуться духом и стилем перво бытного мышления, забыв все, что формировало его как современного юриста.

 

Общества охотников и собирателей — самая ран няя форма организованной социальной жизни. Люди вы живают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. По скольку используемые способы добывания пищи быст ро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Бо лее того, их общество невелико и не превышает, как правило, 50 человек. На этом уровне развития круп ные и сложные формы социальной организации практ ически невозможны. Основой для большинства взаи моотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственно сти, постоянной армии, политической и правовой сис темы, а также письменности.

 

Огороднические общества. Примерно 10 тыс. лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали меньше зависеть от капризов природы, чем их предки-охотники. Палка-копалка, а позднее мотыга стали основой для возникновения огороднических обществ. Люди расчищают участок земли по подсечно-огневой технологии, выращивают урожаи в течение двух-трех лет, а затем, когда почва истощается, переходят на другие участки. Более эф фективные хозяйства позволяют получать излишки — товары и услуги сверх тех, что необходимы для выжива ния. Эти излишки становятся фундаментом для социальной стратификации; специализации некоторых экономи ческих, политических, правовых и религиозных ролей; воз никновения более сложных форм культурной и социальной структуры.

 

Аграрные общества. Изобретение плуга 5—6 тыс лет назад в плодородных долинах рек Ближнего Восто ка стало началом революции в сельском хозяйстве и возникновения аграрных обществ. Плужная обработка почвы активизирует ее плодородные элементы, до которых в полузасушливых регионах корни растений не достают. Кроме того, использование силы животных (например, волов) и открытие основных принципов ме таллургии в значительной мере повысили ценность плу га. Эти нововведения обеспечили обильные урожаи большее количество пищи, рост населения и усложнен ие форм социальной организации. Со временем по явились усовершенствованные политические институ ты, в которых власть концентрировалась в руках на следных монархов. Развивается письменность. Возникл и писаные кодексы законов: законы Хаммурапи, зако ны Солона, законы XII таблиц, римское право и т.д. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению госу дарственной власти, расширению подконтрольной ей территории и возникновению крупных городов. Порож дения аграрных обществ — египетские пирамиды, до роги и акведуки Древнего Рима, мировые религии, ве ликие философские учения, светские (римское) и рели гиозные (иудаизм, ислам) правовые системы.

 

Индустриальные общества. Около 250 лет назад про мышленная революция породила индустриальные обще ства, производственные и экономические системы кото рых базировались на машинной технике. Феодальная эко номическая замкнутость, мелкие ремесленные мастерс кие и местная торговля уступили место фабрикам и заводам, государственным и международным рыночным системам. По сравне' чю с аграрными обществами значительно возрос уровень грамотности населения, что привело к увеличению количества учебных заведений. Многие виды деятельности, прежде входившие в обязан ности семьи, перешли к другим социальным институ там. Увеличение численности населения, рост промыш ленного производства способствовали урбанизации, со средоточению людей в городах. Крупные бюрократичес кие и официальные организации стали занимать веду щее положение в честной и общественной жизни, высту пая в виде крупных коммерческих компаний, союзов, университетов, больниц и правительств. Правовая система этих обществ отличается большой сложностью и выступает в качестве одной из ветвей власти.

 

Постиндустриальное общество. Социологи утвер ждают, что сейчас в промышленно развитых странах мира формируется постиндустриальное общество (Д. Белл). Для обозначения этой новой модели обще ства применялись и другие названия: «технотронное об щество» Збигнева Бжезинского, «третья волна» Элви на Тоффлера, «информационное общество» Йонейи Ма суды, «мегатренды» Джона Нэсбитта и «постэкономи ческое общество» Владислава Иноземцева. В постин дустриальном обществе все большее число людей нахо дит работу в сфере услуг. Кроме того, внедрение ком пьютеров и сложных систем управления с обратной связью позволяют автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработ ки и распределения информации. Как пишет В.Л. Ино земцев, «бурное развитие компьютерных технологий создает в западном мире не только новый технологи ческий уклад, но, скорее, новую социальную реаль ность» 1. Преобразованиям подвергается духовная сфе ра общества, политическая и правовая система.

 

1 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, Противоречия, перспективы. М., 2000. С. 57.

 

Право в постиндустриальных обществах претерпевает глубокую трансформацию, обусловленную влия нием различных социокультурных контекстов, плюра лизма мнений. Право понимается как культурно обус ловленная дискурсивная форма, основанная на отри цании предсуществующей системы ценностей как сво его рода метанормы, иерархически превосходящей дру гие нормы и лежащей в фундаменте позитивного пра ва. Релятивизируются критерии рациональности и ис тинности, различные культуры и общества оспаривают контроль над системой норм, каждая из социальных групп населения видит и оценивает право и закон со своей собственной точки зрения.

 

Параллельно с типологией обществ можно вслед за французским исследователем Норбером Руланом выде лить следующие типы социальных и правовых структур.

 

Элементарная социальная структура, В структу ре такого типа главным принципом, регулирующим со циальные отношения, выступают родственные узы. В та ких обществах отношения внутри группы регулируются правом, а вне группы — силой. Осуществление пра восудия, таким образом, ограничивается пределами группы. Социальное распределение прав крайне не равномерно. Социальный и правовой статус индивида определяется степенью его родственной близости к вож дю или жрецу (шаману).

 

В качестве нормативно-регулятивной системы и принципа социального порядка выступает миф: «...он обосновывает устройство общества, его законы, его мо ральные ценности. Он выражает и кодифицирует веро вания, придает престиж традиции, руководит в прак тической деятельности, учит правилам поведения» 1. Мифы и ритуалы обеспечивают процесс инициации — посвящения в статус взрослого, социализации — усвоения социальных ролей и норм. Правила, нормы поведения имеют характер мононорм, интегрирующих все нормы данного общества: религиозно-мифологические, этические, родовые предписания. Социальное регули рование осуществляется путем запретов (табу), дозволения и позитивного обязывания. Правовые институты отсутствуют, спорные вопросы решаются путем примире ния сторон.

 

1 Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976. С. 16.

 

Полу элементарная социальная структура. Здесь уже намечается дифференциация родственной власти и политической. Помимо правовых отношений, суще ствующих внутри родственных групп, возникают вне шние связи и отношения, которые, как правило, явля ются продолжением внутригрупповых связей. Напри мер, заключаются брачные союзы (в феодальном об ществе вассальные отношения определяются степенью родства между вассалом и сюзереном). В таких обще ствах существует только два источника права: миф и обычай. Отсюда вытекает двойственность организации судебной системы. Либо она опирается на мифическое право, и тогда юрисдикция является в основном семейной и использует принцип примирения. Либо она опирается на обычное право, и в таком случае юрисдикция являет ся межсемейной и прибегает к арбитражу.

 

Полу сложная социальная структура. В структу рах такого типа политическая и родственная власть четко разделены между собой. Здесь одновременно со существуют три источника права (миф, обычай, закон). Отсюда вытекает тройная организация судебной сис темы: семейное правосудие, общественное (или межсе мейное) правосудие, правосудие политической власти. Несмотря на различие форм, два первых уровня судебной системы имеют общие характеристики, определен ные выше. Если конфликтующие стороны не удовлетво рены общественным правосудием, они могут обратиться к политическому правосудию. Это говорит о достаточно развитой политической системе с централизованной вла стью, имеющей многоуровневую иерархию. Форма поли тического правосудия зависит от формы политической организации.

 

В таком обществе формируется отдельная система юридических институтов и норм: специализированные судебные органы, кодексы законов, исковое производство. Получают юридическое оформление меры нака зания, могущие принимать самые различные формы: моральные (публичное осуждение), телесные (отсече ние конечностей), лишение свободы, ссылка, смертная казнь. Появляются договорное право и земельное пра во, а также система распределения земли.

 

Сложная социальная структура. Такой тип струк туры существует в некоторых традиционных обществах, но все-таки ее типичным примером являются запад ные общества начиная с античных городов-государств, где государственный закон выступает основным источ ником права. Осуществление правосудия является официальной монополией государства («никто не впра ве судить себя сам»), независимо от того, осуществля ется ли оно непосредственно государственными судеб ными органами или юрисдикционными институтами, деятельность которых определяется государством. Род ственная власть служит лишь для регуляции семейных отношений. Появляется публичное и частное право. Хотя такие формы осуществления правосудия, как при мирение, посредничество и арбитраж, полностью не исчезают, самой распространенной формой становится судебное разбирательство. В такой сложной социаль ной структуре уже существует четыре источника пра ва: миф и обычай (их значение уменьшается), закон и государство (их значение усиливается). Государство стремится монополизировать закон.

 

Весь комплекс отношений, существующих между со циальной структурой, уровнями расслоения права и организацией судебной системы, может быть выражен табл. 2 1:

 

1 См.: Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999. С. 64-68.

Таблица 2

 

Социальная

 

организация

Социальная

 

структура

Типы отношений

Название

 

юридического

 

аппарата

Источники

 

Права

Концепции

 

юридической

 

системы

Организация

 

судебной системы

 

Устность и

 

общинное

 

устройство

Элементарная

 

(родительская

 

власть)

Внутренние в

 

родственной

 

группе

Мифический

Изначальные

 

обычаи

 

Примирительное

 

правосудие

 

внутри группы

 

Полуэлементар- ная (родственно-

 

политическая

 

власть)

Внутренние,

 

внутренне-внеш-

 

ние через союзы

Обычный

Изначальные

 

обычаи +

 

приобретенные

 

обычаи

Накопление

 

источников и

 

техники права

Примирительное

 

правосудие внут-

 

ри группы +

 

межсемейный

 

арбитраж

 

Полусложная

 

двойственность

 

зодственной и

 

политической

 

властей)

Внутренние,

 

внутренне-внеш-

 

ние через

 

договоры или

 

соглашения

 

между

 

сообществами

Законный

Изначальные

 

обычаи +

 

приобретенные

 

обычаи + устные

 

законы и

 

договоренность

 

Примирительное

 

правосудие внут ри группы + меж семейный арбит раж + политическое судебное раз решение споров

 

Сложная

 

множественнос- ть властей с

 

уменьшением

 

доли р одственной

 

власти)

Преобладание

 

внешних

 

отношений в

 

ущерб

 

внутренним

 

отношениям

Законный

Развитие тради-

 

ционного закона

 

и договореннос-

 

тей. Обычай

 

переходит в раз-

 

ряд второстепен-

 

ных источников

Смешанное

 

использование

 

отношений

 

человек —

 

человек, человек

 

— вещь, человек

 

— Бог

 

 

Письменность,

 

индивидуа-

 

лизм или

 

коллективизм

Сложная

 

множествен-

 

ность нерод-

 

ственных

 

властей)

Частные или

 

общественные,

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.211 сек.