Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции социологии права 17 страница




 

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и не формальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества — государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный конт роль — это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения — первичной группы. Исторически неформальный конт роль появился гораздо раньше формального. Функцию социального контроля, как уже говорилось выше, вы полняли обычаи, традиции в синкретизме с религиоз ными нормами. Традиции регламентировали общинный быт, семейные и половые отношения, образ жизни, манеру себя вести со старшими, сверстниками, вышесто ящими и нижестоящими на социальной лестнице людь ми. Поведение, выходящее за рамки предписываемых обществом требований, сразу замечалось и наказыва лось санкциями — общественным презрением или бой котом, изгнанием из общины, превращением в аутсай дера или пар^ю, наконец, казнью, в осуществлении которой мог принять участие любой член общины.

 

С возникновением и развитием государственных форм управления, специальных механизмов принуж дения и права формальный контроль оттеснил нефор мальный на задний план. В современном обществе не формальный контроль действует преимущественно на уровне первичных групп. Его инструментами преиму щественно являются сплетня, насмешка, бойкот. На уровне больших групп сила общественного мнения сла беет и неформальный контроль становится малоэффек тивным. Формальный же контроль принимает все бо лее глобальный характер. Для его реализации суще ствуют агенты социального контроля — люди, для ко торых такая деятельность является профессией. Они, как правило, имеют специальную подготовку и получа ют от государства зарплату за выполнение своих функций. Это полицейские, судьи, прокуроры, чиновники правоохранительного аппарата, работники тюрем и ис правительно-трудовых учреждений, сыщики и т.д.

 

В традиционных обществах социальная регламен тация была неписаной и состояла в представлениях о должном, передававшихся из уст в уста. Социальный контроль в современном обществе опирается на существование норм, зафиксированных в письменных тек стах: это законы, инструкции, судебные решения, по становления правительства, правила дорожного движения и т.п.

 

По форме осуществления контроль подразделяется на общий и детальный, или надзор. Общим называется такой способ контроля, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. Например, начальника интересует только конечный результат работы, и он не вникает в то, как именно, сам или с чьей-то помощью, каким методом, какими инструментами подчиненный реали зует его требование. В случае надзора субъект контроля следит за каждой мелочью, регламентируя ход вы полнения работы, сроки, проверяя подчиненного на каж дом этапе. Если надзор практикуется в масштабе госу дарства, то это означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только по ступки, но и образ мыслей, и частную жизнь своих граж дан. Оно создает тотальную систему слежки и взаимно го доносительства с сетью осведомителей и платных аген тов, специальной службой сыска, заполнением личных досье на каждого члена общества, институтом цензуры.

 

Применяемые в ходе социального контроля санкции подразделяются на позитивные и негативные, формаль ные и неформальные. Формальные позитивные санк ции представляют собой одобрение и поощрение со сто роны тех или иных официальных инстанций: правитель ственные награды, государственные премии и стипен дии, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот.

 

Неформальные позитивные санкции — это одобре ние, выражаемое не официальными инстанциями, а не формальным окружением: друзьями, коллегами, а так же общественным мнением, прессой и т.п.

 

Под формальными негативными санкциями пони маются наказания, предусмотренные законами, пра вительственными постановлениями, инструкциями, ус тавами: арест, увольнение, штраф, тюремное заключе ние, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

 

Неформальные негативные санкции — это наказа ния, не предусмотренные законодательством и офици альными инстанциями и осуществляемые неформаль ным окружением. К таким санкциям относятся насмеш ка, издевка, сплетня, общее пренебрежение, бойкот.

 

Роль санкций состоит не только в том, что посред ством них общество реагирует на поведение своих чле нов, но и в том, что они вместе с нормами участвуют в формировании социальных ожиданий. Мы предполага ем, что другие люди знают, какие поступки наказыва ются негативными санкциями, а какие поощряются, и в соответствии с этим ожидаем от них определенного поведения. Нормы и санкции тесно связаны. Если нор ма не закреплена соответствующей санкцией, она не обладает потенциалом социального контроля.

 

Методы контроля классифицируются по типу при меняемых санкций и бывают мягкими и жесткими, прямыми и косвенными. Прямой контроль осуществ ляется посредством направленного давления со сторо ны института, установившего нормы, а косвенный — со стороны другого института. Например, если ученику за невыученный урок в школе ставят двойку, это пря мой контроль, а когда его наказывают за это родители, это контроль косвенный. Когда преступника присуж дают к определенному наказанию в соответствии с уго ловным кодексом, это прямой контроль, а когда о совершенном им преступлении пишут газеты, это конт роль косвенный.

 

Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости и жесткости применяемых санкций. Если он опирается на жесткие санкции вплоть до физического насилия, то его называют жестким. Например, жест ким является контроль в ходе политических репрессий, криминальных разборок, в случае применения физи ческих наказаний в семье, ареста подозреваемого в преступлении и т.д. Если контроль осуществляется с помощью мягких санкций, убеждения, то это мягкий контроль.

 

В процессе социализации формируется такой вид социального контроля, как самоконтроль, или внутрен ний контроль. Он возникает вследствие интернализации, то есть глубокого усвоения личностью социальных требований и норм, так, что они образуют как бы «вто рую натуру». Если социализация проходит успешно, совершение осуждаемого или неодобряемого обществом поступка вызывает у человека чувство вины и стыда. Социальный контроль в значительной степени осуще ствляется за счет самоконтроля. В обществе, члены которого в массе обладают высокоразвитым самоконт ролем, гораздо меньше необходимость прибегать к внеш нему контролю.

 

Право в современных обществах представляет со бой основной способ реализации социального контроля. Особое место права в этом смысле определяется преж де всего тем, что правовой контроль является наиболее эффективным, поскольку опирается на государственный механизм принуждения. Кроме того, оно обеспечивает ся всеобщностью права как социального регулятора.

7.2. Право как социальный регулятор

 

Одна из главнейших функций права — регулирова ние социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведе ние индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необхо димое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе правила (нормы), которое может спонтанно формировать ся в самоорганизующейся системе.

 

Социологию права интересуют те сферы жизнедея тельности общества, которые подвергаются социаль ному регулированию, а также вопрос, почему один вид общественных отношений регулирует право, другой — мораль, а третий — религия; почему один закон охва тывает все социальное пространство, а другой — только один его фрагмент и т.д. Социальное регулирование распространяется на такие сферы, как брачно-семей- ная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др. Важное значение имеет регулиро вание отношений собственности — общественной, государственной, групповой, семейной, частной, личной, ин теллектуальной. Социальное регулирование осуществ ляет распределение социальных ролей в обществе, оп ределяет социальную подчиненность, иерархию, орга низацию и функционирование власти и т.п. Согласно мнению известного российского правоведа С.С. Алек сеева, рассмотрение права сквозь призму выполняе мой им функции социального регулятора позволяет «увидеть в нем социальное образование, обеспечивающее такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и ста бильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечение») выражен ных в праве социальных ценностей, условий и механиз мов функционирования общества» 1.

 

1 Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М, 2001. С. 55.

 

Способы социального регулирования поведения лю дей можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

 

Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, при вычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезнос ти, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение — метод ре гулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет жела емое поведение. Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желае мое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил по ведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или обще ственного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.

 

В социальном регулировании, как правило, задей ствованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельнос ти. Они позволяют достаточно гибко регулировать по ведение индивидов и социальных групп в обществе.

 

Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воз действия на общественные отношения и процессы. В ка честве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспек ция, аудиторские организации, институт уполномочен ного по правам человека и т.д.).

 

Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстети ческих (мода, стиль), орг?низационно-технических(пра- вила безопасности, стандарты), централизованных (ди рективы, программы) формах.

 

Таким образом, в обществе существует множество регулятивных систем и методов воздействия, которые учитывают всю многогранность и сложность социального бытия.

 

Рассмотрим систему социальных регуляторов и место права в этой системе.

 

В ней прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регулято рам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, груп повой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового ре гулятора являются правовой обычай («обычное пра во»), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Сово купность нормативных регуляторов образует соци альную нормативно-регулятивную систему, оказываю щую воздействие на поведение индивидов в обществе.

 

К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуля торы, а также такой своеобразный регулятор, как со циальный институт предсказаний. Ценностный регуля тор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно стей, социально-психологических установок, стерео типов, штампов. Он проявляется как в культуре различ ных этно-национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.

 

Директивный регулятор наиболее широко применял ся в управлении социальными процессами политичес ким руководством социалистических государств; общая директива определяла решение важной социально- экономической задачи.

 

Информационным регулятором социальных процес сов может выступать определенная информация, рас пространяемая СМИ и которая может оказывать боль шое психологическое воздействие на индивидов.

 

Социальный институт предсказаний выступал в каче стве регулятора еще с глубокой древности (институт про рочества, мантики и т.п.). В настоящее время он исполь зуется в выборных технологиях, всяких предварительных рейтингах и опросах, чтобы убедить избирателей в «предопределенной» победе того или иного кандидата.

 

Вся совокупность нормативных и ненормативных ре гуляторов в социальном регулировании представлена на нижеприведенной схеме 1.

 

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. — 3-е изд. М., 2000. С. 303.

 

Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Кроме того, право в современном обществе является своего рода метарегу- лятором социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других ре гуляторов. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми дру гими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития пра восознания, когда правовой способ разрешения разно образных социальных конфликтов признается единствен но возможным. В противоположность этому в обще ствах переходного типа, не достигших стадии правово го государства, ситуация иная, что обусловлено дли тельным господством традиционно иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.

 

Так, в России процесс формирования правовой куль туры развивался в рамках оппозиции права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских тра диций, мораль. В представлениях наиболее блестящих русских мыслителей этот факт отразился в полной мере. У Б.Н.Чичерина право олицетворяет и ограничивает за коном внешнюю, социальную свободу человека, а вот внутренняя его свобода регулируется нравственностью и религиозной верой. М.М. Ковалевский исходил из тре бований общественной солидарности и вытекающей из нее идеи долга, который и определяет все личные права. Н.М. Коркунов отделял право от нравственности, как инструментальные отношения, регулирующие столкно вения общественных интересов и права и обязанности субъектов, вступающих в правоотношения 1. Л.И. Пет- ражицкий считает, что неразвитое правосознание явля ется причиной многих недостатков русского характера. Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных ци вилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое зна чение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право пред ставало как нравственность.

 

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. №8. С. 114.

 

Современные юристы (в частности, В.С. Нерсесянц) приходят к иным теоретическим выводам, в частности, обосновывая методологический принцип, состоящий в том, что «закон (позитивное право) должен быть право вым, но не моральным, религиозным и т.д. Морализа ция закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконе ние (огосударствление) морали». А вот представители философии права (Э.Ю. Соловьев) поддерживают истинно российскую традицию: «Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих законов и установлений, как повседневную «юридичес кую компетентность». Правосознание существует до и независимо от наличных законоуложений. Оно облада ет достоинством правовой совести, активным, нормо- логическим, идеально-критическим темпераментом «ес тественного права» 1.

 

1 Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода. С. 116.

 

Согласно последним исследованиям, на настоящий момент нет оснований утверждать, что россияне безмерно привержены правовым принципам социальной жизни, правовому государству. Выбирая между ста билизацией общественных отношений в стране любы ми средствами, с одной стороны, и незыблемостью прин ципов права — с другой, 59,1% опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5% — второму. За стабилизацию общественных отношений даже в ущерб законности и гражданских свобод выступает прежде всего старшее поколение. Однако и молодое не стре мится отстаивать принципы права, а замыкается в рамках «безучастия». Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно:

 

а) соблюдая приоритет интересов государства;

 

б) в интересах других людей;

 

в) в интересах следственных органов;

 

г) в случае военных действий;

 

д) в борьбе со стихийными бедствиями.

 

Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан, то есть по сути приоритет права управленческой струк туры. Иначе говоря, граждане сами признают право мочность ущемления своих прав государством 1.

 

Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя. Ответы опрошенных показывают недостаточную степень развития правосознания.

 

1 Русанова Н.М.. Правовые установки и правовое поведение россиян // Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 103.

7.3. Девиантное поведение

 

Во всех обществах поведение человека порой выхо дит за рамки, допустимые нормами. Нормы только указывают, что человек должен делать, а что не должен; но они не являются отражением фактического поведения. Когда человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества и социальными нормами, такое поведение называют конформным, или конформностью. Термин «конформность» имеет только это значение, хотя иног да его путают с однокоренным понятием «конформизм», означающим подчинение мнению общества или просто го большинства. Обычно большинство людей ведет себя конформно. Однако поступки некоторых индивидов не редко выходят за рамки того, что общество считает допустимым. Девиантным поведением называется по веденческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудитель ное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реак цию. Таким образом, это оценочное определение, нала гаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.

 

Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недо пустимы в других. Определение поведения как девиант - ного зависит от времени, места и группы людей. На пример, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посто ронние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и откры тое лицо европейской женщины недопустимы во мно гих традиционных мусульманских странах.

 

Эти примеры свидетельствуют о том, что отклоне ния не могут быть объективной характеристикой чело веческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкого лизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким кон кретным образом реагируют на него.

 

Кто и почему считается нарушителем и что рассмат ривается как отклонение от нормы, в значительной степе ни зависит от субъекта, дающего определение поведению и обладающего достаточной властью, позволяющей такое определение закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребле ние наркотиков, традиционно считавшиеся в России де виантными, определявшиеся в терминах уголовного ко декса, были подвергнуты пересмотру. Все большее рас пространение получает мнение, что подобные стили пове дения являются медицинскими проблемами, т.е. счита ются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих на рушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.

 

Некоторые социальные группы (гомосексуалисты, лесбиянки, инвалиды, матери-одиночки, живущие на со циальное пособие, и т.п.) выходят на политическую арену и с успехом противостоят официальным определениям, представляющим их как источник социальных проблем.

 

Нормы можно себе представить не в виде фиксиро ванной точки или прямой линии, а скорее как определен ную зону. Даже у достаточно специфичных и строго кон тролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где существует целый диапазон до пустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона. Приведем пример.

 

Считается, что университетскому профессору по ложено держаться со студентами официально. Но один профессор крупного университета имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что боль шинство студентов на первой лекции профессора встре чают его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения и будучи признанным авто ритетом в своей области, вскоре завоевывает аудиторию. Оценивая курс лекций, который читает профес сор, студенты обычно говорят, что сначала их ошело мили его непринужденные манеры, но вскоре они обна ружили, что стиль его поведения составляет часть эф фективной методики преподавания.

 

Следовательно, общество обычно допускает и такой вариант поведения, который отличается от принятой нормы, но не выходит за рамки допустимого.

 

В целом ни один стиль поведения не является деви- антным сам по себе; девиантность составляет предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от соци ального контекста, в котором наблюдается такое пове дение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на ново годней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие силь ное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок — результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство от клонений от нормы. Однако девиантное поведение имеет также положительные или интеграционные последствия для социальной жизни. Несомненно, большинство об ществ способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для себя, одна ко постоянные и широко распространенные девиации могут нарушить организованную жизнь общества или даже подорвать ее. Социальная организация общества складывается из скоординированных действий множества людей. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнять свои действия в надлежащее время и в соот ветствии с социальными ожиданиями, институциональ ной жизни может быть нанесен весомый урон.

 

Исследования социальных психологов показывают, что девиантное и нормативное поведение— две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиант ное поведение представляет собой результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоле ние фрустрации — препятствия, вставшего на пути дос тижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Антифрустрирующее действие всегда сопро вождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, оттого, как ему свойствен но отвечать на возникающие трудности: путем созида тельных или разрушительных действий, во-вторых, — от того, насколько общество стимулирует социально-инно вационные, созидательные действия личности.

 

По мнению О.С. Осиповой, необходимо проводить различие между двумя видами девиантного поведения: созидательным и разрушительным.

 

Девиантное поведение деструктивной направленно сти — это совершение индивидом или группой соци альных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе (отдельной социальной группе, страте) социо культурных ожиданий и норм.

 

Созидательные девиации (социальные инновации, но вовведения) — это социально значимые в действиях че ловека отклонения от общепризнанных норм поведе ния, определяющие наиболее прогрессивный вектор эво люционного развития общества. Границы между пози тивной и негативными формами девиантного поведе ния подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого обще ства, так как даже самый совершенный закон не в состо янии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво 1.

 

Усиление девиантноапи: некоторые современные ис следователи утверждают, что СМИ своими материала ми способны искусственно активизировать масштабы де- виантного поведения. Обычно опубликованные матери алы вызывают озабоченность широкой общественности, которая требует принятия адекватных ответных мер. В порядке реагирования государства и правоохранитель ных органов начинается усиленная борьба с преступно стью, задерживается большее, чем раньше, число пре ступников. Освещая развитие событий, материалы СМИ создают впечатление, что явление, ставшее темой пер вых публикаций, расширяется и нарастает. Поднятой шумихой индивиды, склонные к данному типу девиант- ного поведения, могут быть также вовлечены в орбиту реализации своих преступных наклонностей и привлечены в районы, о которых идет речь в сообщениях, и в силу этого преступность там действительно принимает более широкие масштабы. Усиление девиантности мо жет быть представлено в виде спирали 2.

 

Почему люди нарушают социальные нормы? Поче му определенные действия считаются девиантными? Почему поведение одних индивидов называют девиант - ным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать наказания, а иногда даже добиться признания? И почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу?

 

Рассмотрим четыре наиболее распространенных со циологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конф ликта и теорию стигматизации.

 

1 Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. 1998. №11. С. 107-108.

 

1 Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А — Я: Словарь-справочник. М., 2000. С. 516.

 

Теория аномии. Э. Дюркгейм утверждал, что деви- антное поведение играет функциональную роль в об ществе, поскольку наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым по ведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит понятие «аномии» — общественного состояния, которое харак теризуется разложением системы ценностей, обуслов ленным кризисом всего общества, его социальных ин ститутов, противоречием между провозглашенными це лями и невозможностью их реализации для большинства. Когда общество находится в состоянии аномии, люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами. В периоды быст рых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими норма ми. Прежние нормы уже не представляются подходя щими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиантного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.