Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III: Общество как система 1 страница




Социология – наука об обществе.Но история, социальная психология, политология, философия также изучают отношения людей в обществе. В фокусе любой общественной науки должен быть человек, однако он изучается данными дисциплинами с совершенно разных позиций. Кроме того, социология, в отличие от других наук, оперирует показателями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни. В этой связи необходимо различать: эмоционально-обыденное знание,которое часто бывает ошибочным и неполным, и научное знание об обществе.

Тема I: Социология как наука: предмет, метод, структура и функции социологии

Если начать с этимологии, то термин «социология» является производным от двух слов: латинского societas –«общество» и греческого logos – «слово», «понятие», «учение». Следовательно, этимологически социология – «наука об обществе» или «учение об обществе».

В научный оборот термин «социология» впервые ввел французский социолог О.Конт в середине XIX века и первоначально он означал «обществоведение»[1]. В главных своих сочинениях – «Курс позитивной философии» (т.1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (т.1-4, 1851-1854) О.Конт высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

Чтобы понять специфику социологии следует строго разграничить объект и предмет науки, иначе говоря, выделить только ей присущую область исследования. Принято считать, что под объектом исследования понимается определенная область окружающего нас материального мира, реальность, которая существует независимо от нашего сознания.

В то же время предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Предмет науки – это результат исследовательский действий. Объект социологии – современное общество, рассматривается как общность индивидов и взаимосвязей между ними.

Что касается предмета социологии, то этот вопрос является до сих пор дискуссионным. Существует несколько основных подходов к определению предмета социологии.

1) Социология – это универсальная наука об обществе, призванная изучить глубинные основы социальной жизни (О.Конт, Г.Спенсер)

2) Социология изучает социальное (взаимодействие между людьми, социальными группами). Согласно данному подходу социология не имеет специально отведенной сферы социальной явлений (в отличие от политологии, экономики, юридической и т.д.). С другой стороны, она не является всеохватывающей наукой об обществе. Социология стремится постичь природу социальных связей между людьми, законы приспособления людей друг к другу, отношения, проявляющие в любых областях общественной жизни (экономическая, духовная, политическая, социальная).[2]

3) Социология это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их организации (социальные институты, социальная структура, социальные системы). Социальная общность – различные формы организации, взаимодействие социальных субъектов: индивидов, групп, слоев, классов, этносоциалных, территориальных, государственных образований и человечество в целом (подробно будет рассмотрено в главе IV).

Согласно Г.В. Осипову, социология – это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях, развития и функционирования исторически сложившихся социальных систем[3]. О механизмах и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов, социальной ответственности властных структур и личностей за социальные последствия совершаемых действий.

Согласно Эйфендиеву А.Г., социология – это наука об общих принципах функционирования и изменения основных форм социальных взаимодействий, изучаемую на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выявляя устойчивое, повторяющееся в этих взаимодействиях, в различных сферах общественной жизни[4].

В самом широком смысле, социология – это наука об обществе, и закономерностях, проявляющихся в общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения.

Специфика социологического знания определяется не только тем, что оно объективно, проверяемо, достоверно отражает логику развития общественных процессов и явлений, причинно-следственные связи между ними. Речь должна идти о том, что социология дает знание об обществе как целостной социальной системе, элементы структуры которой взаимосвязаны, о тенденциях его функционирования и изменения. При этом социальное знание, представленное в виде законов об обществе, рассматривается как часть более широкого знания о мире в целом, а социология в системе наук занимает свое достойное место, которое определяется ее способностью не только описывать, но и объяснять и предсказывать поведение изучаемых ею социальных объектов.

Подводя итог дискуссиям и учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение предмета социологии – это сознание и поведение человека социального, то есть человека, взаимодействующего с другими людьми, социальными группами, общностями в конкретной социально-экономической и социально-политической обстановке.

Социология проникла и в экономику, и в политику, и в культуру и т.д. Таким образом, можно говорить о социологических аспектах всех сфер общественной жизни. Что, в свою очередь, позволяет вести речь о социологии основных (и производных от них) сфер жизни гражданского общества. Поэтому можно перечислить основные сферы социологического знания:

а) экономическая социология;

б) социология социальных процессов;

в) политическая социология;

г) социология духовной жизни;

д) социология управления.

Итак, в обобщенном виде мы выяснили, что изучает социология. Но для того, чтобы окончательно выяснить специфику социологии как науки, необходимо рассмотреть взаимоотношения социологии и других наук об обществе. Здесь, прежде всего, следует сопоставить социологию и социальную философию[5].

Любую науку можно представить в виде трехслойной структуры, верхний этаж которой составляют методологические и общетеоретические проблемы данной науки[6]. Далее идет этаж так называемых теорий среднего уровня (специализированных теорий), конкретизирующих положения общей теории применительно к более узким объектам. Еще ниже идет прикладной этаж науки, непосредственно связывающий ее с практикой.

Такая трехслойная структура характерная и для социологии (рис. 1.1.). В качестве верхнего, методологического и общетеоретического этажа в данном случае выступает социальная философия, далее идут отраслевые социологические теории (экономическая социология, социология духовной сферы и т.д.). В качестве прикладного этажа выступают конкретные социологические исследования.

Социальная философия
Отраслевые социальные теории
Конкретные социологические теории

Рис. 1.1.

При соотношении психологии и социологии следует иметь в виду следующее: психология, в основном, сосредоточена на изучении индивидуального «Я»; сфера социологии – это проблемы межличностного взаимодействия – «Мы». Если ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, т.е. с социальных позиций, он выступает как социолог.

Продолжает дискутироваться вопрос о соотношении социологии с политическими науками, с политологией. Социология, по сравнению с политологией, не претендует на всеобщий анализ проблем власти, и в центр своего внимания ставит более конкретную задачу – выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений.

Современная социология – комплексная, бурно развивающаяся наука. Она включает около 40 относительно самостоятельных социологических дисциплин, которые выделяют по разным принципам. К основным принципам относят:

1. Конкретная часть общества, изучаемая отдельной социологией. По этому принципу выделяют так называемые отраслевые социологии. Это, например, социология труда, социология религии, социология политики, социология семьи и т.п.

2. Уровень изучения общества. По этому принципу выделяют микросоциологию, которая изучает малые социальные группы; макросоциологию, которая изучает большие социальные общности и группы; мегасоциологию, которая изучает глобальные проблемы общества в целом.

3. Характер знания. По этому принципу выделяют эмпирическую социологию, которая описывает и классифицирует социальные факты; теоретическую социологию, которая выявляет социальные закономерности.

4. Использование знаний. По этому принципу выделяют фундаментально-теоретическую социологию, цель которой – понимание социальных процессов; прикладную социологию, цель которой – на основании социологических знаний предлагать проекты изменений социальных явлений.

Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность – современную социологическую науку.

Из структуры социологического знания, понимания предмета социологии как науки закономерно вытекают функции данной науки. Именно через функции определяется многообразие связей социологии с жизнью общества, роль социологии в обществе. Можно обозначить несколько таких функций:

1. Познавательная функция. Ее суть состоит в том, что социология дает новое знание о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат, с одной стороны, фундаментальные теоретические изыскания, которые вырабатывают методологические принципы познания социологических процессов, а с другой стороны – эмпирические исследования, дающие конкретную информацию о различных областях общественной жизни.

2. Прогностическая функция. Эта функция проявляется в том, что социология способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Кроме того, социология может представить альтернативные варианты будущих процессов относительно каждого из выбранных решений. Также использование социологических исследований имеет большое значение для социального прогнозирования и социального планирования, которые в том или ином виде получили широкое распространение во многих странах мира.

3. Прикладная функция. Особенность данной функции в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Эти исследования дают конкретный материал для осуществления действенного контроля над социальными процессами. Поэтому возможности социологии широко используются для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.

4. Идеологическая функция. Эта функция предполагает то, что результаты исследований можно применять в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных целей. Социологическое знание может использоваться теми или иными группами в качестве средства манипулирования сознанием людей, формирования определенных стереотипов поведения, но может и служить реальным, объективным средством улучшения взаимопонимания между людьми.

Таковы основные функции социологии. Хотя специалисты-социологи, работающие в сфере теоретической социологии, считают, что функции социологии более широки. Так, ученые МГУ[7] к уже выделенным нами добавляют:

а) Функция социального проектирования и конструирования

б) Организационно-технологическая функция, связанная с разработкой социальных технологий, направленных на повышение эффективности социальных организаций

в) Управленческая функция. Данная функция связана с социальным управлением, где накопился довольно обширный опыт, который может быть использован для решения многих теоретических и практических проблем.

г) Инструментальная функция. Эта функция связана с тем, что социология вырабатывает особое знание для разработки инструментария, который необходим для изучения социальной реальности. Наиболее общим инструментом выступает само социологическое исследование с его специфическими методами (будут рассмотрены в главе 10). В настоящее время оказывается важным оснастить проведение экономических и маркетинговых исследований, деловых игр, мозговой атаки необходимым инструментарием.


 

Тема II: «Становление социологии в системе общественных наук. Российская социология. Социология XX столетия»

Дидактические единицы: История и предыстория социологии (зарубежные и русские теории социологии). Социологический проект О. Конта. Классические и современные теории.

Как же возникла социология? Каковы ее предпосылки, ее предыстория?

Совокупность проблем, относящихся к социологии, занимала ученых с древних времен. Вопросы общественной жизни находили отражение в исследованиях философов, историков, правоведов.

Имеются различные взгляды на историю становления и развития социологии. Русский социолог П.Сорокин отмечал, что социология уходит своими корнями вглубь веков. С уверенностью можно говорить в социологическом аспекте в трудах ученых Древней Греции и Древнего Рима. Однако большинство ученых связывают появление социологии с развитием капитализма в первой трети XIX в.1[8] Возникновении социологии как науки приходится на 30-е годы XIX века.

Появление социологии - это своеобразный отклик на общественную потребность.

К 30-50-м гг. XIX века сложились все необходимые идейно-теоретические, естественно-научные и социальные предпосылки возникновения социологии.

Рассматривая идейные предпосылки социологии нужно отметить значение утопического социализма Т.Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, Ш.Фурье, Р.Оуэна и др.

Для возникновения социологии огромное значение имело развитие философии и философский анализ гражданского общества, предпринятый Г.Гегелем.

Теоретическими предпосылками возникновения социологии как науки стали возникновение и развитие частных общественных наук (политической науки, науки о праве, политической экономии), достижения в области естествознания, разочарование в рационалистических теориях XVIII века после Великой Французской революции, зарождение и развитие эмпирических социальных исследований. Одной из методологически важных предпосылок следует считать разработку и внедрение позитивного метода в социальное познание.

Позитивный метод Конта состоит в необходимости «онаучивания» социального познания, т.е. полной экстраполяции методов естествознания на изучение процессов и явлений общественной жизни с целью рационализации и объективации научного знания об обществе в отличие от субъективного «философствования». Упор на эмпиризм и научные методы даёт основание социологическим исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание - это научное знание, которое может быть получено путём положительного подтверждения.

К середине XIX века происходит выделение социологии в качестве самостоятельной науки. Этому способствовали и социально-экономические условия развития общества.

Конец XVIII – начало XIX вв. – это время буржуазно-демократических революций в Западной Европе, что позволило открыть простор для стремительного развития производственных отношений. Но первые кризисы перепроизводства 30-х гг., восстание Лионских ткачей во Франции, Силезских ткачей в Германии (1844г.), Чартистское движение в Англии, революция 1848г. во Франции стали свидетельствами крайней нестабильности в обществе и нарастания кризиса общественных отношений. В этих условиях делается ряд попыток в теоретической форме обосновать пути движения общества.

Таким образом, социология возникла в ответ на потребности общественного развития. Требовалось новое осмысление социальных процессов и явлений, определение роли и места человека в жизни общества, взаимодействия с другими людьми в рамках социальных групп, общностей.

Эта потребность была выражена в социологическом проекте Конта.

О.Конт (1798-1857) противопоставил новую дисциплину – социологию – философии. По мнению О.Конта, истинная наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. О.Конт, как и многие другие философы того времени, находился под воздействием крупных успехом в области естественных наук. Поэтому, рассматривая проблемы общества и социального поведения, он понимал порядок по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов, и это он переносил на общество. Общественный прогресс О.Конт понимал как использование знаний об обществе для решения конкретных проблем, направленных на оптимизацию человеческих отношений. С точки зрения О.Конта социология должна рассматривать общества в виде организма, обладающего собственной структурой. По мнению О.Конта, социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества.

О.Конт отождествлял социологию с социальной физикой и выделял в ней, социологии - социальную статику и социальную динамику.

Основным методом в социологии по Конту, должно являться наблюдение социальных фактов. Вторым по значимости методом по О.Конту является эксперимент. Третий по значимости метод - сравнительный метод. Четвертый – исторический анализ, требующий рассматривать все социальные явления в становлении, в развитии. Существенное значение для социологии, как для новой науки, имел тезис О.Конта о необходимости строгой эмпирической проверки рассматриваемых положений. Однако, О.Конт недооценивал роль теоретических обобщений. Он также отрицал роль общей теории в социологии. Но, тем не менее, роль О.Конта в последующем развитии социологии велика. Он дал имя новой науке, сформулировал ее главную познавательную цель – изучение современного общества, выделил методы и утверждал, что социология должна способствовать прогрессу и порядку в обществе, т.е. уже говорил о ее прикладном значении.

Первый этап в развитии социологии можно обозначить как классический. Он охватывает середину XIX века - начало XX века. Этот период связан с осмыслением предмета социологии, поиском адекватных методов социального исследования. В рамках этого периода сложились школы и ведущие направления по изучению общества, которые в последствии получили широкое развитие в XX веке. Наиболее известны: Г.Спенсер и Л. Гумплович - представители социал-дарвинистской школы в социологии; Г.Тард, Г. Лебон – представители психологической школы в социологии, Э. Дюркгейм - представитель структурно-функционального подхода в социологии; М.Вебер – основоположник понимающей социологии. Рассмотрим их взгляды подробнее

Виднейшим представителем социал-дарвинистской школы или натуралистической ориентации в социологии был Г.Спенсер (1820-1903). Находясь под впечатлением учения Ч. Дарвина, Г.Спенсер попытался сравнить общество с живым организмом. Общество, по мнению Г.Спенсера, не только копирует организм, но и живет по биологическим законам. Например, дарвиновский закон борьбы за существование рассматривается Г.Спенсером применительно к обществу как закон классовой борьбы и конкуренции. Г.Спенсер, следуя Ч. Дарвину, выдвинул идею «естественного отбора» наиболее приспособленных. Наименее развитые группы и индивиды вымирают. Выживают лишь те, по мнению Г.Спенсера, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но этот прогрессивный эволюционный механизм разрушится, если будет допущено государственное вмешательство. Кроме этого, надо отметить, Г.Спенсер может рассматриваться как основоположник функционализма. Он ввел в социологию широко используемые в настоящий период такие понятия как «система», «структура», «институт», «функция».

Психологическая школа! Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являлись американские социологи Лестер Уорд, Франклин Гиддингс, автриец Зигмунд Фрейд, чьи теории используются в современной социологии личности. Л. Уорд, полемизируя со Спенсером, указывал, что социальная эволюция не может быть чисто природной, биологической, поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой, которые осуществляют осознанные, целенаправленные действия. Их и должна изучать социология. Ф. Гиддинг считал, что в социальной эволюции действуют две силы – бессознательная (природная) и сознательная, т.е. некое сознание рода, которое и следует учиться понимать. Концепция психоанализа З. Фрейда оказала сильное влияние на социологию, в рамках которой и возникла психоаналитическая ориентация.

Э.Дюркгейм (1858 – 1917) считал, что существование и закономерности общества не зависят от действия отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части являются некачественной, плохо функционирующей формой социальной организации. Уделяя внимание таким формам, а также видам поведения, отклоняющегося от нормы, Э.Дюркгейм ввел в научный оборот термин «аномия», т.е. состояние общества, в котором социальные нормы теряют свое значение для большинства населения. В обществе возникает нормативно-ценностный вакуум, беспорядок, что ведет к росту всевозможных отклонений в поведении людей.

М.Вебер (1864-1920). Его творчество оказывает глубокое влияние на развитие социологической мысли. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию. Суть ее заключается в выделении элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которая является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Концепция социального действия является основой социологической теории М.Вебера. Социальное действие как элементарная частица поведения индивида в обществе - является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Действия индивидов, несмотря на то, что они стремятся к достижению своих собственных целей, кооперируются. На основе этой кооперации образуются ассоциация (группы или общества). То есть, в конечном итоге, несмотря на свои эгоистические стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмысленны, рациональны, и они все же понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. И в ходе общественной практики, по мнению М.Вебера, всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Все это приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими людьми.

Мыслители России внесли значительный вклад в развитие мировой социологической мысли.

Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг. XIX века, порождало объективную необходимость развития различных социологических школ и направлений.

Основные направления русской социологии XIX века:

1. Субъективистское (П.И.Лавров, Н.К.Михайловский)

2. Многофакторное (М.М. Ковалевский)

3. Диалектико-материалистическое, марксисткое (Г.В. Плеханов, В.И.Ленин)

4. Психологическое (Л.И.Петражицкий, Н.Н.Кареев)

5. Географическое (Л.И. Мечников, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский)

Субъективистское направление связано с именами таких крупных мыслителей, как Э.Л. Лавров (1828- 1900) и Н.М. Михайловкий (1822-1904). Оно возникло в конце 60-х г.г. и существовало до начала XX века. Разрабатывая учение об обществе, выявляя закономерности и направленность его развития, представители субъективистской социологии уделяли большой внимание анализу теории общественного прогресса. Они выступали за необходимость переработки традиционных, склонных к застою общественных форм, в цивилизацию, отличающуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Эта цивилизация рассматривалась ими как сознательное историческое движение, осуществляемое критической мыслью. Главной движущей силой общественного развития, по их мнению, выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция. Как считали субъективные социологи, личность - не только главная движущая сила общества, но и мерило общественного прогресса. Ее полноценное развитие возможно только в рамках социализма.

Многофакторная концепция представлена известным ученым М.М.Ковалевским (1851- 1916). Он разработал концепцию социального прогресса, сущность которого состояла в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Ковалевский активно применял сравнительно - исторический метод, с помощью которого пытался выявить общее и особенное в социальных явлениях, осуществить познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений. Он считал, что с помощью сравнительно- исторического метода через параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни.

Для Ковалевского социальный процесс является основным законом социальной жизни. Он не раз повторял, что «без идеи прогресса не может быть и социологии».

Марксистское направление. Эта социология была представлена двумя основными теориями: ортодоксальный марксизм и «легальный марксизм». Представителями ортодоксального марксизма в этот период были

Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, а «легального» - П.В. Струве, М. Туган - Барановский, Н.А. Бердяев и др. При решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В.Плехановым и В.И.Лениным имелись глубокие расхождения, которые в преддверии Октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Что касается так называемого «легального марксизма», то это течение социальной мысли имело временных характер, связанный с увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна Первой русской революции 1905- 1907 гг. После поражения этой революции либеральная интеллигенция отошла от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.

Психологическое направление. Наиболее яркое представление об этом направлении имеет концепция Л.И. Петражицкого (1867-1931), который определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Петражицкий выдвигает в качестве центрального понятия «социальное поведение» и его мотивы. Социальное понятие «мотив» у него равнозначно психологическому понятию «эмоции». Он также вводит в свои конструкции понятие групповой, народной психики.

Другой видный представитель данного направления Н.И.Кареев (1850-1931). Кареев выступал с критикой контовской классификации наук, считая ее неполной. О.Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. Коллективная психология, по мнению Кареева, способна стать подлинной основой социологии. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей.

Ярким представителем географического направления является Л.И. Мечников (1838-1888). Главное его произведение - «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» (1889). В данной работе Мечников стремится объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, в различные эпохи под влиянием экономического и технического прогресса.

Современный период в развитии социологии связан с дифференциацией социологического знания, его институтуализацией, развитием эмпирической социологии и появлением новых направлений и теорий общественного развития. Главной особенностью данного периода развития социологии следует признать постепенное перемещение центра мировой социологии в США. Развитие социологии в XX веке характеризуется возникновением многочисленных школ и направлений, каждое из которых во многом уникально и имеет свои неповторимые особенности.

Хронологические рамки современного периода охватывает отрезок с 20-х годов XX в. до настоящего времени. В рамках этого периода Г.Е. Зборовский и Г.П. Орлов выделяют три этапа, связанные с особенностями развития социологического знания.

Первый этап охватывает 20-е - 40-е гг. и характеризуется бурным распространением и развитием эмпирической социологии. Тематика исследований затрагивала различные сферы жизни общества. Если в 20-е гг. эти исследования были разрозненны, методика их проведения еще только прорабатывалась, то в 30-е - зарождается уже индустриальная социология, которая обеспечивала повышение эффективности производства. В обществе возник новый спрос на профессию - социолог, подготовкой которых стали заниматься университеты. Развитие эмпирической социологии отодвинуло на второй план разработку теоретических проблем социологии, что было восполнено в рамках второго периода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.