Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П ерио д раннег о средневековь я ( V I — X I I вв. )




ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФО Р М Ы ОДЕЖДЫ М у ж ско й кост ю м

И зобра ж ени я кост юм а варваро в име ю тс я н а известно м триу мф ально м соору ж ени и Д ревне ­

г о Рим а — колонн е Трая на. К ост ю м состоя л и з коротко й ту ник и с рукавами, подпоясанно й н а талии, коротки х ш та нов, чуло к и з тка ни, ко ж ан ы х ба шм ако в и неболь ш о й ш ерстяно й накидки, застег ну то й н а право м плече. Н а голов у наде т а неболь ш а я конусообразна я ша почка.

Тако й кост ю м продолжае т оставатьс я в б ы т у

з на т и в импери и К арл а В еликог о (V II I в.). Н аряд у с ни м появля ю тс я узки е длинн ы е ш та н ы и з дву х половинок, длинн ы е ш ироки е ту ники, надеваемы е одн а н а другу ю.

В ерхня я ту ник а — длинна я ш ирока я наклад

на я оде ж д а об ы чн о и з дорого й тка ни, с полу кругл ы м ил и прямоугольным, подчеркнутым отделко й в ы резо м горлови ны, бе з рукаво в ил и с коротким и ш ироким и рукавами.

Н ижня я ту ник а имел а длинн ы е цельнокрое

ны е рукава, укра ш енн ы е п о ни з у в ыши вко й ил и цветны м кантом. П ла щ и з на т и так ж е б ы л и длинн ым и и ш ирокими, и х застегивал и н а право м плече. Тако й кост ю м м ы види м н а мини ат ю р е X в., изобража ющ е й император а О тто н а I I. Н а не м светла я ту ник а с ш ироки м золот ы м канто м внизу, п о ни з у рукавов, плеч у

и боковом у разрезу, из-по д которог о видн а

бела я нижня я ту ника. С верх у набро ш е н пур пурны й пла щ, застег ну т ы й н а плеч е дороги м укра ш ение м. Ф орм ы кост юм а, м анер а но ш ения, отделк а напомина ю т византийски е (рис. 57). Н ачина я с X I в. (романски й период) ф орм а м у ж ског о кост юм а находи тс я по д влияние м р ыц арски х доспехов. Д линн ы е и ш ироки е оде ж д ы с м еня ю тс я облега ющ им и и боле е ко роткими, та к на з ы вае мым и блио, с в ы соки м и

боков ым и разрезам и о т лини и ни з а к тали и и

с боков ым и клиньями. С илуэ т бли о конц аX I — начал а X I I в. характеризуетс я узко й и покато й линие й плеч, подчеркнутым и линия м и груд и

и тали и и рас ш ирение м книз у о т лини и бедер.

Д лин а ег о колеблетс я о т лини и колене й д о середин ы ик р (рис. 58). Ч ере з разрез ы бли о


виднелас ь нижня я руба ш ка, ярка я и контраст на я с ни м п о цвету. В ерхне й оде ж до й по-преж нем у слу жи л полудлинны й драпированн ы й пла щ, застег ну т ы й н а пряжк у ил и завяз ы ва ю щ ийс я спереди. К ост ю м дополнял и узки е длин ны е ш та ны -чулки, мя гки е ба шм ак и ил и сапог и и з ко жи, неболь ш а я ш апочк а конусообразно й ф орм ы ил и кап юш он.

В конц е X I I в. в Е вроп е появля ю тс я ф еодаль ны е герб ы, превратив ш иес я впоследстви и в ф а ми льн ы е. Вн ачал е эт о б ы л и з нак и н а р ыц ар ски х доспехах, окра ш енн ы е в определенн ы й цвет. Ч аст о герб ы делилис ь н а дв е — чет ы р е части, окра ш енн ы е в разн ы е цвета. Ц ве т оде ж

д ы ф еодало в начинае т следоват ь цвета м герба,

указ ы ва я н а з на т но е происхождени е своег о владельца. Та к возникае т мо д а мипартй, со глас н о которо й отдельн ы е част и оде ж д ы (рука ва, половинк и ш та нов, обув ь и т. д.) окра ш ива лис ь в разн ы е цвета. О собенн о яркий, лоскут ны й характе р носил а оде ж д а мо лод ы х щ еголей, в ы ра ж ав ш и х таки м образо м сво й протес т про ти в оде ж д ы богат ы х горо ж ан.

П е р и о д позднег о средневековь я (X II I — X V вв.). Ра звити е кро я и появлени е мо д ы при водя т к то м у, чт о в ассорти м ент е оде ж д ы, в е е силуэтн ы х и конструктивно-декоративн ы х линия х появляетс я разнообразие.

М у ж ско й кост ю м развиваетс я н а основ е дву х

силуэтов: прилега ющ ег о и свободного, рас ш и ренног о книзу. П рилега ющ и й силуэ т отлича етс я о т силуэт а романског о период а прежд е всег о рас ш иренно й линие й плеча, чт о конструк тив н о достигалос ь з а сче т присборенног о окат а рукав а и специальног о ватног о валик а — прокладки. К онструктивн ы е и декоративн ы е лини и подчеркивал и груд ь и то нку ю, нескольк о за ниженну ю тали ю, о ф ормленну ю поясом. Дли

н а оде ж д ы прилега ющ ег о силуэт а н е заходил а

з а лини ю бедер. И стори к кост юм а М. Н. М ер - цалов а та к характеризуе т м у ж ско й кост ю м это

г о периода: «П ропорци и ново г о м у ж ског о

кост юм а в сочетани и с остроносо й обувь ю

,, рои 1 ате " и в ы соки м голов ны м уборо м слегк а конусообразно й ф орм ы... ка к б ы в ы тягивал и фи гуру, он а казалас ь н е тольк о боле е в ы сокой, н о и подчеркнут о гибко й и ловкой»*.

Д л я оде ж д ы прилега ющ ег о силуэт а характере н пурпуан — коротка я обтя жн а я куртк а с засте ж кой- ш нуровко й сперед и ил и сзади, безрукавна я ил и с длинн ы м рукавом. К пурпуан у об ы чн о крепилис ь ш та ны -чулки; впоследстви и у з на т и о н превра щ аетс я в нижн ю ю оде ж ду. Д етал и кро я пурпуан а повторял и ф орм у р ыц арски х

ла т X I V — X V вв. (рис. 59). П овер х пурпуан а надевал и узко е коротко е котарди с засте ж ко й сперед и н а пуговиц ы и декоративн ы м поясо м п о бедра м (рис. 60). В X I V в. ег о за м еняе т

 

* М ерцалов а М. Н. И стори я кост юм а. М., 1972, с. 32.


 

ж аке т с рукавами, рас ш иренным и и собран

ным и п о окат у бу ф а м и (рис. 61).

В конц е период а в кост юм е таког о тип а исполь зовалис ь ватн ы е прокладк и (в област и груд и и валик и н а плечах) — дл я хоро ш е й посадк и и подчеркивани я м у ж ественност и облика.

О блега ющ и е коротки е куртк и носил и с шосса-

м и — ш та нами -чулка м и и з эластичног о сукна, туг о облега ющ им и но ги, и с остроносо й обувь ю пигаш, носочна я част ь которо й с X I V в. ста­ нови тс я утрированн о длинно й (д о 7 0 с м) в зависи мо ст и о т об щ ественног о положени я е е владельца. Ц ве т обув и т щ ательн о подбирал и к нарядно й оде ж де: бел ый, пурпурный, и з золоче но й ко ж и с драгоценностя ми. П о ф орм е обув ь б ы л а одинаково й дл я право й и лево й но ги. У зки й кост юм, подчеркива ющ и й строй

нос ть, в ы тя ну тост ь фи гур ы, дополнялс я верх не й оде ж до й — длинно й ил и короткой, очен ь ш ироко й вниз у и п о ни з у рукавов, ниспада ю щ е й ровн ым и ф алда ми. В контраст е дву х раз ны х силуэто в эстетически е качеств а м у ж ско й фи гур ы б ы л и е щ е боле е в ы разительн ы.

П рямо й свободн ы й силуэ т имел о сюрко — длин

на я накладна я безрукавна я оде ж да, надеваема я н а кот т ил и р ыц арску ю кольчуг у (рис. 62). Котт — кроена я оде ж да, появив ш аяс я в м у ж ­ ско м кост юм е X II I в. в м ест о блио. Э т о на зва ни е обозначал о н е тольк о конкретн ы й ви д оде ж д ы, н о и е е ф орм у и покрой, приближаяс ь к русском у поняти ю «платье». О тс ю д а с ю рк о

(о т ф ранц. s u rc o t) — надеваема я повер х кот т оде ж да. Д екоративн о в не й подчеркивалис ь лини и горлови ны, пройм ы и ни за.

В конц е X I V — X V вв. с ю рк о в ы тес няе тс я

у п е л я н д о м (рис. 63) — верхне й накладно й и распа ш но й оде ж до й разно й длин ы, котору ю носил и с поясо м и бе з не го. Н аиболе е характер ным и эле м ента м и это й оде ж д ы б ы л и нес ш иты е бока, засте ж к а сперед и н а нескольк о пугови ц н а стояче м, отделанно м м ехо м воротнике, от делк а мно гочисле нным и зубчат ым и ф естона ми. Д линн ы й упелян д характеризовалс я необъя т но й ш ирино й ни за, доходив ш е й д о 7 м, и ши рино й рукаво в вниз у д о 3 м. К ро й ег о пред ставля л собо й 3/4 круга, а кро й рукаво в — остав ш у ю с я 1/4 часть. В с ю ш ирин у упелянд а заклад ы вал и по д поя с равномерн ым и склад ками.

 

 


И з все х предмето в м у ж ско й оде ж д ы з на т и тольк о нижн ю ю ту ник у ш ил и и з то нко г о льня но г о полотна, остальн ы е — и з ш ерсти, ш елка, парчи, бархата, котор ы й становитс я са мо й мо дно й тка нь ю.

Бол ь ш о е разнообрази е представля ю т «голов ны е убор ы и прическ и этог о периода: кап юш он, шаперон — драпированн ы й голов но й убо р с длинн ым и спуска ющ имис я концами, суконн ы е и ф етров ы е ш ляп ы с конусообразно й тульей,

с полям и и бе з полей. П рическ и — ' длинн ы е с локона м и и коротки е с челко й н а лбу.

К ост ю м ремесленнико в и крестья н находилс я по д влияние м об щ ег о стил я эпох и и состоя л и з пурпуан а с о ш нуровкой, ш оссо в и мя гки х

ко ж ан ы х ба ш м аков. О днак о груб ы е тка ни,

и з котор ы х ег о изготовляли, и мр ачн ы е, туск л ы е цвет а резк о отличал и ег о о т кост юм а з на ти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.