Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О всесторо нн е разв и т о м человеке




ГУ М А НИ З М - НО ВО Е П РЕДСТАВЛЕ НИ Е

ОБ Щ А Я ХАРАКТЕР ИС Т ИК А ЭПОХИ. РАС Ц ВЕ Т КУЛЬТУР Ы И ИСКУСС ТВ А

КОСТ Ю М ЭПОХ И ВОЗРО Ж ДЕНИ Я

 

 

Х арактеристик у исторических, эконо мич ески х и социальн ы х услови й эпох и Во зро ж дения, охват ы ва ющ е й X V и «X V I вв., да л Ф. Эн гель с в работ е «Д иалектик а природы»: «К оролевска я

власть, опираяс ь н а горо ж ан, сло ми л а мощ ь ф еодальног о дворянств а и создал а крупн ы е,

в ' су щ нос т и основанн ы е н а национальнос ти, мон архии, в котор ы х начал и развиватьс я со вре м енн ы е европейски е нации...»*. И далее:

«... зало ж ен ы основ ы дл я поздней ш е й миро во й торговл и и дл я переход а ремесл а в м ану ф акту ру, которая, в сво ю очередь, послужил а исход ны м пункто м дл я совре м енно й крупно й про мыш ленности»**. Таки м образом, ф ормирова ни е национальных государст в и эконо мич ески х осно в бур ж уазног о способ а производства, рас цве т ег о производительн ых си л — таков ы ос новны е черт ы социально-эконо мич ески х осо бенносте й эпохи.

О бъясня я зате м мощны й расцве т все й об щ ест венно й культур ы и искусства, Ф. Эн гель с пи ш ет: «В спасенн ы х пр и падени и Ви за н ти и рукописях, в в ы р ы т ы х и з развали н Рим а ан тич ны х статуя х пере д изумленны м Западо м предста л новы й ми р — греческа я древность; пере д е е светл ым и образам и исчезл и призрак и средневековья; в И тали и нас тупи л невиданны й расцве т искусства, котор ы й явилс я ка к б ы отблеско м классическо й древност и и которог о нико гд а у ж е боль ш е н е удавалос ь достиг ну ть»***.

И н тере с к человеку, л ю бов ь к природе, красоте, ж а ж д а з наний, откр ы ти й (кругосветн ы е путе ш естви я М агеллан а и К олумба, откр ы ти е

Ам ерики), расцве т естественн ы х наук, искус ства, литератур ы, ф ормировани е и развити е реализм а — ново г о худо ж ественног о м етод а в искусств е — характеризу ю т эпох у Во зро ж дения.

 

ЭС Т Е Т ИЧ ЕСК И Й ИД ЕА Л КРАСОТ Ы

 

О сновн ы м идейны м стер жн е м культур ы и ис кусств а эпох и Во зро ж дени я являетс я гу м а ни з м — ново е представлени е о человек е ка к о свободно м, всесторонн е развито м су щ естве, способно м к безграничному прогрессу. Ф. Эн гель с писал: «... э п о х а к о т о р а я породил а

 

• М арк с К., Эн гель с Ф. С оч. И зд. 2-е, т. 20, с. 345.

**Та м ж е, с. 346.

• **Та м ж е, с. 345.


тита но в п о сил е мы сли, страст и и характеру, п о мно госторо ннос т и и учености. Лю ди, осно вав ш и е совре м енно е господств о бур ж уазии,

б ы л и че м угодно, н о тольк о н е бур ж уазно - ограниченн ыми... Тогд а н е б ы л о почт и н и од но г о крупног о человека, котор ы й н е совер ш и л б ы далеки х путе ш ествий, н е говори л б ы н а чет ы рех ' ил и пят и яз ы ках, н е блиста л б ы в нескольки х областя х творчества... Н о чт о осо

бенн о характерн о дл я них, та к эт о то, чт о он и почт и вс е жи ву т в са мо й гу щ е интересо в своег о вре м ени, принима ю т жи во е участи е в практиче ско й борьбе, становятс я н а сторон у то й ил и ино й парти и и бор ю тс я кт о слово м и пером, кт о м ечо м, а кт о и те м и други м в м есте. О тс ю д а т а полнот а и сил а характера, котор ы е дела ю т

и х цельным и л ю дь ми»*.

Вы ступа я проти в аскетиз м а средневеково й мор али, итальянска я эстетик а эпох и Во зро ж дени я н е противопоставляе т тел о духу, а вы двигае т иде ю и х единства. С ло жн а я на тура, в которо й глуби н а и з начи тель нос т ь духовно й красот ы гар монич еск и сочета ю тс я с фи зиче ской, — тако в идеа л эпохи.

К расот а считаетс я таки м ж е благом, ка к здо ровь е и сила. Е е основн ы е признак и и з наче ни е подробн о разбира ю тс я в трактата х итальянски х гу м анисто в — фи лосо ф о в и худо жни ко в Лор енц о Б алл ы, Л ук и П ачоли, Ан ьол о Ф иренцуол ы и других. Теори ю пре красн ы х пропорци й человеческог о тела, ег о пластику, колорит, ф орм у изуча ю т и воспева ю т в свое м искусств е Л еонард о д а Винчи, Тициа н, Дю ре р и мно ги е други е велики е худо жни к и эпохи.

Ц вету щ а я жи з неу твер ж да ющ а я сила, четкие, устойчив ы е пропорции, яркий, жи з нерадос т ны й колори т вопло щ ен ы в и х образах.

О чен ь показательн о описани е идеально й ж ен ско й красот ы, данно е в трактат е Ан ьол о Ф и - ренцуол ы «О красот е ж ен щ ин»: «... волос ы ж ен щ и н дол жн ы б ы т ь нежными, густ ыми, длинн ым и п волнист ыми, цвето м он и дол жн ы уподоблятьс я золот у ил и ж е м еду, ил и ж е горя щ и м луча м солнечн ым. Телосло ж ени е дол жн о б ы т ь боль ш ое, прочное, н о пр и это м благородн ы х ф орм. Ч резмерн о росло е тел о

н е мож е т нрави ться, та к ж е ка к неболь ш о е и худое. Б ел ы й цве т ко ж и н е прекрасен, иб о эт о з начи т, чт о он а сли ш ко м бледна; ко ж а дол жн а б ы т ь слегк а красновато й о т кровооб ра щ ения... П леч и дол жн ы б ы т ь ш ирокими... Н а груд и н е дол жн а проступат ь н и одн а кость. С овер ш енна я груд ь повы ш аетс я плавно, неза

м етн о дл я глаза. С а мы е красив ы е но г и — эт о длинн ы е, стройн ы е, вниз у то нки е с сильн ым и сне жн о-бел ым и икрами, котор ы е оканчива ю тс я

м аленькой, узкой, н о н е сухо щ аво й ступней.

 

 

• М арк с К., Э нгель с Ф. С оч. И зд. 2-е, т. 20, с. 346 — 347.


П редплечь я дол жн ы б ы т ь бел ыми, м ускули

ст ыми...»*.

И м енн о тако й ти п красот ы особенн о ярк о отра

ж е н в искусств е В енеци и X V I в.

 

Т КАНИ, ЦВ Е Т ОВА Я ГА ММ А

 

В производств е тка ней, та к ж е ка к в остальн ы х отрасля х ремесленног о производств а и при кладног о искусств а Е вроп ы, набл ю даетс я мощ ны й подъем. Ц ентро м развити я ремесе л б ы л а И талия, та к ка к социально-эконо мич ески е предпосылк и дл я заро ж дени я капиталистиче ски х отно ш ений, расцвет а городо в и ново й городско й культур ы здес ь сло жи лис ь рань ш е всего. В развит ы х города х И тали и — Генуе, М илане, Ф лоренции, В енеци и — ш ирок о раз виваетс я ш елково е ткачество, изготовлени е набивны х тка ней.

П о ф актуре, плотност и и вне ш нем у вид у италь янски е ш елков ы е тка н и б ы л и чрезв ы чайн о разнообразн ы. Тя ж ела я парч а с золот ы м ил и серебрян ы м ф оном, с то нки м ш елков ы м ил и бархатн ы м узоро м (оди н м ет р е е веси л 3 кг), одноцветн ы е легки е тка н и с атласн ы м ф оно м и м атов ы м узоро м, барха т — однотонн ы й и цветной, в ыши т ый, расписанн ый, тис неный,

двухворсн ы й («р ы т ый»). П о качеств у италь

янски е тка н и н е з нал и себ е равн ы х.

Н а итальянски х ш елка х ранни х периодо в изобража ю тс я отдельн ы е жи вотн ы е, птицы, цветы, плоды. Н а протяжени и X V и X V I вв.

в узорно м ткачеств е и набойк е наиболь ш е е распространени е получае т гра на тов ы й узо р — стилизованн ы й растительн ы й орнамент, в основ е которог о ле жи т изображени е цветк а гра на та. Грана тов ы й узо р укра ш а л ш елков ы е, льнян ы е и да ж е хлопчатобу м а жны е тка н и

(рис. 68). Распрос тра ненны м узоро м б ы л так ж е узо р «павли нь и перья».

Тка н и изготовлялис ь и в други х европейски х странах: Н идерландах, Германии, И спании, Ф ранции. К рупн ым и центрам и ткачеств а б ы л и нидерландски е город а Брю гге, У трехт, кото

р ы е славилис ь набивным и льнян ым и тка ням и и тис неным и бархатами, и немецки е город а в Рейнско й области, так ж е производив ш и е набивны е льнян ы е тка ни; К ром е тка но г о узор а и набойки, в укра ш ени и бархатн ы х и ш елков ы х тка не й ш ирок о применялас ь в ыши вк а рисунко в в вид е золот ы х листиков, колец, кру ж ко в

с релье фны м изображение м львов, драконов, птиц, в ыши вк а ж е мч уго м и драгоценн ым и камнями. М асс а кост юм а, рас ш итог о таки м образом, мо гл а достигат ь 25 — 4 0 кг. С X V —

X V I вв. в И талии, Ф ранции, а зате м и в други х европейски х страна х дл я верхне й оде ж д ы пе реста ю т применят ь льнян ы е тка ни, за м еня я

 

*3ахар ж евска я Р. В. К ост ю м дл я сцен ы. М., 1973, с. 80-81.


 

и х парчой, бархатом, плотны м ш елко м. Л е н становитс я не за м ени мы м м атериало м в изготов лени и нижни х оде ж д, однак о ег о м атова я ил и блестя щ а я ф актура, белизна, продолжа ю т иг рат ь боль ш у ю декоративну ю рол ь в кост юм е


(в начал е нижни е льнян ы е оде ж д ы просматри валис ь в в ы рез е пройм, горлови ны, засте ж ки - ш нуровки, а зате м в декоративн ы х разреза х верхни х оде ж д). С X V в. в Е вроп е появляетс я кру ж ев о в вид е края, состоя щ ег о и з м аленьки х петеле к и з золото й ни ти. К омбинаци и эти х петеле к создавал и сло жны е гео м етрически е узор ы (рис. 69). Рисунк и дл я изготовлени я ш иты х и плетены х кру ж е в начина ю т издавать

с я в специальн ы х сборника х в И тали и и други х страна х Е вроп ы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.