Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А н гл ийски й кост ю м




Н Е М Е ЦКИ Й КОСТ Ю М

 

К ост ю м в Германи и в X V в. е щ е связа н п о ф орм е с о средневеков ым и линия ми, и в X V I столети и наряд у с появление м новы х ф ор м оде ж д ы е щ е долг о буду т оставатьс я стар ы е, средневеков ы е ф орм ы.

В м у ж с к о й о д е ж д е появля ю тс я ш ироки е коротки е оде ж д ы с ш ироким и рукавам и с под черкнут о горизо н таль ным и линия м и компо зиции.

В соотно ш ени и объемо в ж е н с к о й о д е ж

д ы н е б ы л о характерног о дл я это й эпох и стре м лени я силуэт а к горизо н тали. У зки й ли ф платья, ка к и в средневековье, обтягивае т фи гуру, повторя я е е ф орм ы. Глубоко е деколь

т е сперед и откр ы вае т руба ш ку. Ш ирок о рас

пространен ы ш нуровка, бу фи рованн ы е ру

кав а (рис. 81).

 

Бол ь ш о е влияни е н а немецки й кост ю м оказал а ф орм а ландскнехто в — солда т наемно й ар мии, кост ю м котор ы х б ы л крайн е в ы чурн ым, пест

р ым, крича щ им. И х тро ф ейна я оде ж д а об ы чн о прорезалас ь в м еста х плечевых, локтев ы х и коленн ы х сгибо в дл я удобств а дви ж ения. Щ е гол и тог о вре м ен и использовал и эт и прорез ы ка к декоративно е средств о укра ш ени я кост юм а. О тс ю д а дробност ь ф орм, перегруженност ь отделк и в вид е мно гочисле нны х полос, раз резов, П рименени е лоскуто в разног о цвета, сохранени е мо д ы мип арт и в немецко м кост ю

м е X V I в.

 

 

Д л я кост юм а английско й аристократи и X V — X V I в. характерн о необыкновенно е великоле пи е оде ж д ы, роско ш ь, использовани е восточ ны х тка ней, венецианског о бархата, индийски х ситцев, русски х м ехов, ярки х цвето в и и х сочетаний, заи м ствовани е испанских, ф ранцуз ски х и немецки х ф орм. Э т о б ы л о связан о с ш ироки м об щ ение м Ан гли и с други м и страна ми, с о стре м ление м богат ы х английски х ф еода ло в подражат ь иностранны м образцам, де мон стриру я в т о ж е вре м я сво е богатств о (рис. 82). Ан глийски й национальны й худо ж ественн ы й вку с с ег о ярк о в ы ра ж енн ы м чувство м м ер ы, простым и изя щ ным и линия ми, ф ормами, соче та ющ им и добротность, практичност ь и красоту, начинае т тольк о заро ж датьс я в кост юм е горо

ж ан, бур ж уазии. Здес ь набл ю даетс я тяготе ни е к спокойн ым, уравнове ш енн ы м пропорциям, добротност и тка не й и практичност и ф орм. Распрос тра ненны й м у ж ско й к о с т ю м — дублет (в и д куртки) с неболь ш и м отло жны м воротнико м, откидн ым и рукавами, свободн ы е ш та н ы д о колене й с бу ф а м и внизу, чулк и и за кр ы т ы е ту ф л и с пряжками, н а голов е — ни зка я ш ляп а с полями. В ерхня я оде ж д а сохраняе т свободну ю ф орму.


 

 

8 2

 

В ж е н с к о й о д е ж д е так ж е распростране н ы отло жны е воротники, закр ы т ы е ли фы, скро мны е чопц ы с о сборчат ым и полями. Тка н и тако й оде ж д ы — преиму щ ественн о ш ерстян ы е и полу ш ерстян ы е английског о производства.


КОНС Т РУ К Т И В НО Е РЕ Ш Е НИ Е КОС Т ЮМ А

В кост юм е эпох и Во зро ж дени я ш ирок о исполь зу ю тс я дости ж ени я кро я пред ш еству ющ е й эпохи. В ж енско м итальянско м кот т к деталя м перед а добавляетс я передни й центральны й кли н ю бки, в ш иваемы й в ы сок о н а лини и тали и и созда ющ и й ф алд ы и рас ш ирени е книз у (рис.

83).

 

 

Н еобходи мы й объе м н а в ып уклост ь груд и соз даетс я плавно й линие й верхне й част и ли ф а, проходя щ е й чере з цент р груд и к середин е перед а н а лини и талии.

С редни й ш о в спинк и в ыш е лини и тали и имее т боль ш о й прогиб, котор ы й в м ест е с отрезно й талие й спинк и обеспечивае т наиболе е полно е прилегани е в это й част и издели я и, кром е того, акцентируе т в ы соко е положени е лини и тали и в силуэте.

П одкроенна я овальн о лини я пройм ы имее т боль ш о й припус к н а свобод у п о глуби н е и ш ирине. Н естабильно е соединени е с рукаво м посредство м ш нуровк и ил и другог о декоратив но г о способ а н е требуе т соответстви я окат а рукав а длин е проймы. Бол ь ш а я щ ел ь м е ж д у


ним и являетс я средство м декоративног о ре ш е

ни я кост юм а.

В деталя х кро я пурпуан а (рис. 84) ясн о о щ у щ а ю тс я округл ы е лини и силуэт а отвлеченно й схе м ы м у ж ско й фи гур ы. Бол ь ш и е припуск и в плечево й част и полочки, спинки, рукаво в рассчитан ы н а ж естку ю объемну ю прокладку,

п р и д а ю щ у ю каркасном у кост юм у сходств о

с броней. Вм ест е с те м боково й ш о в спинк и с м е щ е н к зад не й част и пройм ы и имее т доволь

н о глубоки й проги б н а лини и талии. Э т а осо бенност ь кро я ли ш ни й ра з подчеркивае т схе м у пропорци й фи гур ы.

 

РАС П РОС Т РА Н Е НИ Е М ОД Ы

 

Ч аст ы е путе ш ествия, развити е торговли, куль тур ны е связ и м е ж д у страна м и способствовал и усиленно м у взаи мо влияни ю в искусстве, заи м ствовани ю вне ш ни х ф ор м б ы та.

В сбли ж ени и ф ор м кост юм а европейски х стра н эпох и Во зро ж дени я боль ш о е з начени е имел о распространени е мо д ы. Во з ник ш а я в эпох у развитог о средневековь я мо д а ка к кратковре

м енно е господств о определенн ы х ф ор м в рамка х об щ ег о худо ж ественног о стил я начинае т рас пространятьс я в разн ы х ф орма х н е тольк о внутр и стран ы, н о и з а е е пределами.

П ерв ым и пред ш ественника м и совре м енн ы х рисунко в мо д явля ю тс я портрет ы з на ти, н а котор ы х подробн о в ыпи с ы ва ю тс я м ельчай ш и е детал и оде ж д ы. А встрийски й дипло м а т Зиг

м ун д Гербер ш тей н, слу жи в ш и й пр и двора х мно ги х стран, в то м числ е и в России, издае т в 156 0 г. в В ен е автобиогра фию, сопрово ж да я е е свои м и портретам и в польском, испанском,

русско м и турецко м кост юм ах.

В А угсбург е купц ы Ш варц ы (оте ц и с ын) заказ ы ва ю т сво и акварельн ы е портрет ы в о все х кост юм ах, котор ы е он и носил и н а протя ж ени и все й жи з ни. В с е собрани е состои т и з

14 0 рисунков.

 

В П ари ж е в 156 2 г. изда ю тс я рисунк и нацио

нальны х кост юм о в народо в мир а.

В И тали и Ч езар е В ечелли о издае т сборни к мо деле й дл я кру ж ев, котор ы м пользу ю тс я набой щ ик и тка не й в о все х европейски х стра нах.

Н аличи е разнообразн ы х ф ор м распространени я мо д ы помогае т усилени ю влияни я и заи м ство вани ю кост юм о в различн ы х народов; мо д а постепенн о приобретае т интернациональн ые черт ы.

П о это м у повод у ф ранцузски й писател ь X V I в. Рабл е пи ш ет, чт о ш ляп ы ф ранцу ж ено к ф ран цузски е тольк о зи мой, весно й он и у ж е испан ские, лето м — итальянские.


Г л а в а 3

 

К О С Т Ю М X V I I В.

 

 

ОБ Щ А Я ХАРАК Т ЕР ИС Т ИК А П ЕР ИОД А

 

X V I I в. — эт о полны й противоречи й и борьб ы переходны й период, завер ш ив ш и й истори ю европейског о ф еодализ м а и откр ы в ш и й новы е капиталистически е отно ш ения. Э кономическо е и политическо е развити е европейски х стра н протекал о неравномерно. К рупней ш е й коло

ниально й и торгово й дер ж аво й Е вроп ы стано витс я Голландия. О днак о к конц у X V I I в. он а уступае т первенств о Ан гли и и Ф ранции. Глубоки й эконо мич ески й и политически й кри зи с охват ы вае т И спани ю и И тали ю.

С тар ы й от жи ва ющ и й ф еодальн ы й ми р боретс я с новым и капиталистически ми отно ш ения м и с помо щ ь ю абсол ю тиз м а — нео гра ниченно й королевско й мон архии, религии, идеализма.

Х удо ж ественна я культур а X V I I в. характери зуетс я появление м и расцвето м национальны х худо ж ественн ы х ш ко л И талии, Ф ландрии, И спании, Ф ранции, Голландии, отразив ш и х особенност и историческог о развития, характер а об щ ественно й жи з ни, м естн ы х условий. Вм ест е

с те м дл я искусств а этог о вре м ен и характере н об щ и й худо ж ественн ы й стил ь барокк о (барок

к о в перевод е н а итальянски й яз ы к - - стран ный, в ы чурн ый), при ш ед ш и й н а с м ен у ис кусств у Во зро ж дения.

 

С тил ь барокк о зародилс я в конц е X V I в. в И тали и и распространилс я в боль ш инств е европейски х стра н в архитектуре, жи вопи си, декоративно-прикладно м искусстве.

В барокк о отразилис ь новы е представлени я о единстве, безграничност и и постоянно й изменчивост и мир а, о ег о дра м атическо й сло ж нос ти. Ч елове к рассматриваетс я в искусств е у ж е н е ка к цент р вселенной, а ка к е е органи

ческа я частица, связанна я с о сло жн о й и бурно й стихие й об щ ественн ы х и природны х сил. Д л я искусств а барокк о характерн о дра м атическо е противопоставлени е зе мно г о и небесно го, реаль нос т и и ф антазии, духовног о и телес но го, изыс канног о и грубого, аристократическог о и на родного. И з эти х противопоставлени й ро ж да

ю тс я бурна я дина мик а, захват ы ва ющ а я страсти, жи вописность, илл ю зор нос ть. К онтраст ы свет а и те ни, м ас ш табов, ритмов, м атериало в и ф актур, мон у м ентальность, декоративность, парадность, пы ш нос т ь — таков ы основн ы е чер

т ы барокко. Л уч ш и е произведени я этог о стиля, прославляв ш ег о и возвеличивав ш ег о абсол ю тиз м, те м н е м ене е сильн ы свои м и де мокр ати ческим и народным и эле м ента ми, отлича ю тс я в ы соки м вкусо м, углубление м худо ж ественног о познани я мир а. Таков а ф ла м андска я жи во пис ь Рубенса, испанска я жи вопис ь В еласкеса,


ф ранцузска я архитектур а В ерсал я и Л увра.

Р о с к о ш н ы е дворц ы, вилл ы, церкв и X V I I в.

с обилие м мно гоцвет ны х архитектурн ы х и скульптурн ы х укра ш ений, с зеркаль ным и стена м и и потолками-сводами, тя ж ела я вели чественна я м ебел ь и з черног о и красног о дерева, инкрустированна я серебро м и бронзой, создавал и определенн ы й ф о н дл я человека, образу я едино е цело е с ег о обликом, кост юм ом, м анеро й поведения.

Бол ь ш о е влияни е н а ф орм ы придворног о б ы та, вне ш ни й обли к и кост ю м человек а оказа л худо ж ественн ы й стил ь классицизм, котор ы й наря

д у с о стиле м барокк о характеризуе т сло жн ое, противоречиво е и мно гогра нно е искусств о X V I I в. О сновн ы е ег о принцип ы связ ы вал и идеал ы красот ы, истины, добр а с разумом,

з а к о н о м е р н о с т ь ю, л о г и ч е с к о й четкость ю. В искусств е эт о на ш л о в ы ра ж ени е в гео м етрич нос т и лини й и ф орм, четкост и объемов, в ко ст юм е — в дальней ш е м совер ш енствовани и ж естко й каркасно й ф орм ы, подчинени и чело веческо й фи гур ы стандартно й схе м е объемо в и пропорций, определенно й ясност и и целе сообразност и конструкции.

В лияни е классицизм а в кост юм е особенн о проявляетс я в о Ф ранци и — н а родин е этог о стил я и в Ан глии. К а к в архитектур е и изо бразительно м искусстве, эле м ент ы барокк о и классицизма, несмо тр я н а противоречивость, органическ и сочета ю тс я в кост юм е X V I I в.

 

ЭСТТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ К РАСО Т Ы

М у ж чина-р ыц арь, вои н постепенн о превра щ а етс я в светског о придворного. О бязательно е обучени е дворянин а та нцам, м уз ы ке, придае т ег о облик у пластичность. Н а с м ен у грубо й фи зическо й сил е приходя т иные, в ы сок о цени мы е качества: у м, хитрость, изя щ ество. М уж е ственност ь X V I I в. — эт о и величественност ь осанки, и гала н т но е обра щ ени е с да м а ми.

В о Ф ранции, котора я начина я с X V I I в. ста нови тс я зако нода тель нице й мо д ы в Е вропе, таки м идеало м м у ж ско й красот ы признаетс я Лю дови к X I V — «король-сол нце». О н б ы л в ы соког о роста, с правильным и чертам и лица, пы ш ным и и длинн ым и белокур ым и волоса ми. К орол ь б ы л искусны м та нцором, нае зд ником, стрелко м и охотником.

 

И деа л ж енско й красот ы — величественность, парадность, ж е м анство. Ж енска я фи гур а ха рактеризуетс я в ы соки м ростом, развит ым и ф ормам и плеч, груди, беде р и очен ь то нко й талие й (с помо щ ь ю корсет а е е затягивал и

иногд а д о обхват а 4 0 с м). П ышны е и длинн ы е волос ы дополнял и представительн ый и деко ративн ы й ж енски й облик.

В в ы ра ж ени и эстетическог о идеал а красот ы рол ь кост юм а X V I I в. становитс я огромной, ка к нико гда.


ТКА НИ, Ц ВЕТОВА Я ГА ММ А

 

В X V I I в. производств о тка не й начинае т при­ обретат ь промы ш ленн ы й характер. Вм ест е с те м возрастае т и х разнообрази е п о волокнисто ­ м у составу, м етода м отделки, ф актуре, орнамен ­ тации.

Вы соки й расцве т переживае т ш елково е и ш ер ­ стяно е ткачеств о в о Ф ранци и и И талии, про ­ изводств о набивны х тка не й в Ан глии, Голлан ­ дии, Германи и и Ш вейцарии. Б архат, парча, атлас, пан, да м а, та ф та, ратин, сукно, б ю раль, камелот, крепадин, м уар, брокател ь — эт о ли ш ь отдельн ы е наименовани я различа ющ ихс я

п о ф актуре, плотности, на з начени ю ш ерстян ы х и ш елков ы х тка ней. П о цвет у наряд у с исполь зова ние м ярких, светл ы х, чист ы х то но в возни кае т интере с к нежны м полутона м и ахро м а тически м цвета м — серо м у, белому, черному, котор ы е подчеркивалис ь цветовы м контрасто м

в анса мб л е (например, сер ы й верх, огненно - красна я подкладка).

В отделк е тка не й боль ш у ю рол ь играл а золо

та я и серебряна я ни ть.

О рнаментаци я тка н и находи тс я по д прямы м воздействие м стил я барокко. К рупн ы е декора тив ны е цвет ы причудливы х очертаний, орна м ентальн ы е завитки, листь я аканта, плод ы гра на т а и виноградн ы е гроздья, ромбовидна я сетк а с розетками (та к на з ы вае мы й трельяж) — основн ы е рисунк и тка не й тог о вре м ен и (рис.

85).

Д л я м ене е дороги х набивны х тка не й характерн о влияни е восточн ы х индийски х ситце в с ярки м декоративн ы м узоро м стилизованн ы х цветов, букетов,. ваз, птиц, м елки х растительн ы х за витко в (рис. 86).

В конц е век а появля ю тс я полосаты е и клетча

т ы е тка ни.

Ш ирок о распространен ы кру ж ево, гип ю р, плетены е узор ы которог о напомина ю т набивны е и тка ны е рисунки.

 

РАЗВИТИЕ М ОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНС ТРУ И РОВА НИ Я

 

К аркасн ы й кост юм, возник ш и й в И спани и в X V I в., по д влияние м стил я барокк о становитс я е щ е боле е ж естки м, закл ю ча я фи гур у в отвле ченну ю схе м у объемо в и пропорций. Е г о ф орм ы становятс я декоративно- мон у м ентальн ыми,

а жи вописно е ре ш ени е превра щ ае т ег о в пото к света, те не й и ярки х пятен.

О били е тка ней, кру ж ев, лен т и други х отдело к говори т о з начи тель но м преобладани и декора тив но г о ре ш ени я кост юм а на д конструктивн ым. Те м н е м ене е можн о за м етит ь интересные черт ы развити я конструировани я и мо делировани я оде ж д ы, особенн о в перво й половин е века.

М одельер ы и портны е находя т удивительн о точ но е конструктивно е ре ш ени е кост юм а дл я


 

 

 

придани я фи гур е определенно й схе м ы с помо

щ ь ю зритель ны х илл ю зий.

В ж енско м кост юм е центро м композици и явля етс я талия, котора я ка к б ы соединяе т вер ш ин ы дву х треуголь ников. Ш ироко е основани е м ень ш ег о треуголь ник а — в област и плечевог о пояса, боль ш ег о — п о лини и ни з а изделия. П о зако н у контраст а об е эт и достаточн о ш иро ки е сторон ы зритель н о су ж а ю т тали ю. О бле га ющ и й ли ф делитс я вертикальн ым и релье ф а ми, су ж а ющ имис я к лини и тали и (рис. 87).


 

Рукав а вверх у име ю т ш ироку ю баллонообраз - ну ю ф орму, поддерживаему ю ж естко й проклад кой. Н а ю бк е композиционн ы е лини и тре угольник а созда ю т расходя щ иес я по д угло м пол ы верхнег о платья, м еталлически й рас ш и ря ющ ийс я книз у каркас, ватн ы е валики, под ло ж енн ы е н а лини и бедер.

П ышн а я груд ь и плеч и подчеркива ю тс я ни з

ки м декольте.

Н е м ене е интересны м являетс я вариантно е ре ш ени е кост юм а с помо щ ь ю разнообразн ы х детале й и способо в и х соединения, что, без условно, пред ш ествуе т совре м енно й работ е мо дельеро в в это м направлении. Таки е поиск и в истори и кост юм а встреча ю тс я и в боле е ранни е периоды, однак о эт о относитс я ли ш ь к драпиру ющ ейс я оде ж де. С появление м в ш ив ны х рукаво в начина ю т применят ь различн ы е рукав а к одном у и то м у ж е кост юм у. ВX V I I в. примеро м вариантног о ре ш ени я кост юм а мож е т слу жи т ь коротки й м у ш кетерски й пла щ казак,

плать е всаднико в кабан и др. К аза к с помо щ ь ю мно гочисле нны х засте ж е к п о боков ы м ш ва м

и ш ва м рукаво в (д о 15 0 пугови ц и петель)

можн о б ы л о превра щ ат ь в оде ж д у с длинн ым и и ш ироким и рукавам и ил и в коротку ю пеле рину. П ристегну в спинк у к боково й част и рукава, можн о б ы л о сперед и оставит ь разрез ы дл я свободног о дви ж ени я ру к (с м. рис. 87). Рукав а кабан а в ш ивалис ь в п р о й м у тольк о

в верхне й част и и мо гл и либ о надева тьс я н а руки, либ о отбрас ы ватьс я на зад, застегиваяс ь н а спине.

 

С ло жны й кро й с обилие м вертикальн ы х раз резн ы х линий, созда ющ и х прилега ющ и й си луэ т изделия, характере н и дл я м у ж ског о кост юм а X V I I в. (рис. 88). К а к полочка, та к и спинк а английског о дублет а име ю т отрезно й бочо к с прогибо м н а талии, с не з начи тель ны м рас ш ирение м книзу. Глубоки й раство р плече во й в ы тачки - обеспечивае т плотно е облегани е издели я п о плеча м и груди. Рука в с невысоки м окато м имее т пряму ю ф орм у и одинакову ю ш ирин у п о все й длине. Вни з у о н собираетс я м ан ж етой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.