Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 13 страница




Однако нельзя признать, что материально-технические ресурсы сельского хозяйства использовались в России интенсивно. В основном имел место ресурсоемкий тип экономического роста. Среди причин, вызывающих это неблагоприятное соотношение, можно выделить следующие: во-первых, недостаточная техническая вооруженность аграрного труда, не позволяющая осуществить комплексную механизацию и повысить должным образом производительность труда; во-вторых, низкий удельный вес в структуре производственных фондов активной части - тракторов, сельскохозяйственных машин и др.; в-третьих, невыполнение комплекса агротехнических мер, что привело к недостаточному улучшению плодородия почвы и его экстенсивному использованию; в-четвертых, слабая специализация сельскохозяйственного производства, не позволяющая комплексно механизировать трудовые процессы с меньшими затратами и повысить фондоотдачу; в-пятых, малоэффективная эксплуатация машинно-тракторного парка, слабость ремонтной базы сельского хозяйства и др.

По мнению специалистов, отечественные системы машин в сельском хозяйстве по своему техническому уровню все еще отстают от западных образцов. Чтобы повысить техническую вооруженность и производительность сельскохозяйственного труда, необходимо разработать современную систему машин для комплексной механизации растениеводства, животноводства, мелиорации, лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения. Эта система должна включать несколько тысяч наименований техники, чтобы устранить «узкие места» и повысить производительность труда, сократить численность работников сельского хозяйства.

Совершенствование сельскохозяйственной техники при создании современной системы машин, функционирующей с помощью компьютеров, целесообразно осуществлять в следующих направлениях: 1) повышение мощности и энергонасыщенности рабочих скоростей и маневренности тракторов и сельскохозяйственных машин; 2) увеличение выпуска высокопроизводительной широкозахватной техники с применением гидравлических устройств; 3) дальнейшая универсализация, унификация и стандартизация техники; 4) комбинирование техники, позволяющее использовать более интенсивно орудия производства и совмещать трудовые операции; 5) обеспечение полной эксплуатационной надежности и долговечности техники, ее экономичности; 6) создание малогабаритной многооперационной техники для крестьянского (фермерского) хозяйства; 7) приспособление техники к организмам растений и животных, агроэкосистемам и природно-климатическим условиям, дальнейшая биологизация производства; 8) улучшение содержания и условий труда, его гуманизация.

Такая техническая политика должна помочь созданию высокопроизводительных, многофункциональных систем машин для эффективных ресурсосберегающих технологий, производства экологически чистой продукции. Все это позволит сэкономить материально-технические и трудовые ресурсы, сократить расходы средств на эксплуатацию техники, снизить издержки производства на единицу продукции.

При оценке эффективности новой сельскохозяйственной техники, применение которой обычно требует дополнительных инвестиций, важная роль принадлежит сроку окупаемости этих вложений (Ток). Этот срок возмещения инвестиций может быть рассчитан по следующей формуле:

Ток = К / (Д – Рн),

Где:

К - величина начальных проектных инвестиций;

(Д- Рн) - разность между годовыми доходами и затратами.

Повышение эффективности сельскохозяйственной техники и сокращение риска инвестирования требуют, чтобы все ресурсы находились в оптимальном сочетании. В противном случае должная эффективность не обеспечивается. Так, стремление повысить производительность груда любой ценой может вызвать чрезмерное применение средств производства, что в конечном счете повысил фондоемкость продукции. Или необоснованное желание получить максимальный выход продукции с 1 га земли (головы скота) может привести к таким отрицательным экономическим последствиям, как повышение затрат совокупного (живого и овеществленного) труда на единицу продукции. Если делаются крупные затраты, но при этом не обеспечивается высокая агротехника и не улучшается экономическое плодородие почвы, то не достигается должная производительность труда.

Экономическую эффективность использования сельскохозяйственных ресурсов в общем виде можно выразить как отношение валового продукта сельского хозяйства к затратам ресурсов отрасли. Более частным показателем является показатель эффективности использования материально-технических и трудовых ресурсов сельского хозяйства (Эkl), отражающий финансовые результаты (степень прибыльности) работы:

Эkl = ΔP / (K+L)'

где:

ΔP - прирост чистого дохода сельскохозяйственного производства;

К - затраты на материально-технические ресурсы;

L - затраты на трудовые ресурсы.

Эффективность использования сельскохозяйственных ресурсов будет тем выше, чем выше экономическое плодородие земли и продуктивность скота, что возможно лишь при интенсификации сельского хозяйства, осуществленной на высокоразвитой материально-технической базе. Однако в условиях экономического кризиса и незавершенности аграрной реформы в России не удалось осуществить программу по созданию комплекса машин дня механизации и автоматизации, использовать ее в качестве материальной основы интенсификации сельского хозяйства и повышения его эффективности. На состоянии материально-технических ресурсов сельского хозяйства отрицательно сказалось резкое уменьшение продажи техники, потребления электроэнергии на производственные цели. Ухудшилось положение в области химизации и мелиорации, которые непосредственно воздействуют на плодородие почвы и урожайность, состояние кормовой базы и продуктивность скота и птиц.

Для стабилизации положения в сельском хозяйстве и других отраслях АПК, необходимо обеспечить ускоренное развитие I ресурсной сферы АПК, призванной осуществить техническое перевооружение комплекса па основе индустриализации и интенсификации, использования достижений НТР. Однако такая коренная технологическая и структурная перестройка АПК при переходе к рынку требует огромных инвестиций, которыми страна не располагает, и длительного лага времени. Поэтому, не умаляя значения данного генерального подхода к решению продовольственной проблемы, следует также использовать другие, менее капиталоемкие ресурсы, среди которых особая роль принадлежит аграрной науке.

Современная НТР, связанная с автоматикой, электроникой, химизацией, биологизацией, экологизацией и информатикой, охватывает не только промышленность, строительство, транспорт, но и сельское хозяйство, другие сферы АПК. Но в сельском хозяйстве НТР начинается позже, чем в промышленности. Причины этого следующие: 1) исторически сложившееся техническое, социальное и культурное отставание сельского хозяйства от промышленности, деревни от города; 2) особое положение сельского хозяйства в системе общественного разделения труда в АПК, при котором все большая часть производственных фондов сельского хозяйства производится в промышленности; 3) более позднее развитие биологии, генетики, химии и других наук, от которых зависит научно-технический прогресс в аграрной сфере; 4) сложность сельскохозяйственного производства, необходимость создания разнообразных систем машин, приспособленных к биологии растений и животных, природно-климатическим особенностям районов. Вместе с тем более позднее вступление сельского хозяйства в НТР избавляет его от необходимости последовательного прохождения всех этапов технического процесса, а сразу же, где это целесообразно и эффективно, осуществлять переход к новому технологическому способу аграрного производства.

К прогрессивным и эффективным направлениям аграрной науки, применение которых, не требуя крупных затрат, дает относительно быстрый экономический эффект, можно отнести генетику, селекцию и семеноводство, эффективные технологии (в частности, минимальную обработку почвы) и др. Об этом свидетельствует как отечественный, так и особенно международный опыт «зеленой революции», которая позволила Индии, Индонезии, Мексике и другим странам в короткие сроки без крупных затрат в основном решить зерновую проблему, значительно увеличить производство других культур.

Для использования возможностей этих высокоурожайных сортов важно переходить к ландшафтно-экологическому земледелию, позволяющему осуществлять контурную организацию территории в сочетании с разными приемами обработки почвы, полезащитными полосами, травосеянием и комплексной мелиорацией земель (водной, лесной, противоэррозионной и др.), считает академик А. А. Никонов. Ландшафтная система, в которой земля должна находиться в органическом единстве с водными и лесными ресурсами, позволяет избежать негативных проявлений химико-техногенной интенсификации земледелия и полнее использовать биологические возможности растений, улучшить среду обитания для людей, сохранить плодородие почвы, воду и чистый воздух, обеспечить производство экологически чистых продуктов. Важно преодолеть имевшее место в прошлом увлечение строительством гигантских ирригационных сооружений, водной мелиорацией в ущерб малым формам мелиорации земель. Такой подход, отвлекая огромные материальные и финансовые средства, не всегда приносит экологический и социальный эффект[59]/

 

§4. Совершенствование рыночного механизма, экономических методов и стимулов АПК

Особая роль в совершенствовании рыночного механизма АПК, его экономических методов и стимулов принадлежит Федеральному закону от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В нем не только определены принципы и основные направления аграрной политики, но и меры по ее реализации. Среди этих мер выделяются следующие: 1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей; 3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд; 4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; 5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи; 6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики; 8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе залоговых операций; 9) меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Комплекс мер по совершенствованию рыночного механизма, экономических методов и стимулов в АПК содержится в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 гг. При этом определяются цели и задачи программы, сроки ее реализации, объем и источники финансирования за счет средств федерального бюджета (551,3 млрд руб.), бюджетов субъектов Российской Федерации (544,3 млрд руб.) и внебюджетных источников (311 млрд руб.).

Развитие предприятий АПК и комплекса в целом тесно зависит не только от интенсивного использования внутренних материально-технических, трудовых и природных ресурсов, что связано с уровнем организации производства и стимулированием труда работников, но и от совершенства внешних, рыночных условий агробизнеса. Речь здесь идет о становлении адекватной системы снабжения субъектов рынка средствами производства и сбыта продукции, организации квалифицированного маркетинга, кредитования, налогообложения и ценообразования, в частности ликвидации ценового диспаритета на промышленные средства производства и сельскохозяйственные товары.

В этой связи отметим, что цены на комбайны за 1991-1994 гг. росли в 3,9 раза быстрее, чем на зерно, цены на тракторы - в 2,2, а на автомобили - в 2,18 раза[60]. В итоге, финансовые потери сельского хозяйства от диспаритета цен за 1991-1995 гг. достигли более 187 трлн руб.[61] Кроме межотраслевого диспаритета цен наблюдался внутриотраслевой диспаритет. В результате несправедливой практики распределения доходов между сельским хозяйством и монополизированными 11 и III сферами АПК доля тружеников села, вложивших 2/3 затрат в прохождение продуктами комплекса цикла «поле -магазин», составила в розничной цене товара лишь 1/3 дохода.

Важная роль в более справедливом распределении экономических результатов функционирования АПК принадлежит кооперации, которая должна защитить сельских тружеников от монополистов I и III сфер АПК. Эта роль должна значительно возрасти после принятия Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и передачи перерабатывающих, сервисных и других акционерных предприятий III сферы АПК в собственность кооперативов.

Хотя за последние годы диспаритет цен несколько сгладился, финансовое состояние хозяйств уже было подорвано, рентабельность резко снизилась и многие из них разорились. Разрегулированность экономических отношений, высокие налоги и проценты за кредиты, неразвитость рыночной инфраструктуры - все это породило неплатежи между предприятиями АПК, затруднило их расчеты с госбюджетом. Трудности в аграрной сфере усугубляются ее недофинансированием из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.

Чтобы сельскохозяйственные предприятия работали более эффективно, наряду с институциональной реформой аграрной сферы осуществляется земельная реформа, в ходе которой утверждается частная собственность на землю и связанные с ней чувство хозяина у работника, его заинтересованность в результатах труда. Формируется земельный рынок, позволяющий давать более реальную оценку земли и перераспределять ее в интересах эффективно работающих собственников. Возникают ипотечные банки и кредитная кооперация, в которых сосредоточивается кредитование хозяйств под залог земли, урожая и проведения сезонных работ, под аренду земельных участков.

Становление рыночной инфраструктуры тесно связано с либерализацией сельскохозяйственных рынков. Уже в 1995 г. фактически перестала существовать система государственных закупок сельскохозяйственной продукции и централизованного распределения материально-технических ресурсов для аграрной сферы. При этом были либерализованы цены на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, а также и сфера внешней торговли данными товарами. Либерализация сельскохозяйственных рынков требует формирования адекватной производственной и рыночной инфраструктуры: создания системы оптовых сельскохозяйственных рынков; развития фьючерсной торговли; определения по конкурсу подрядчиков по госзаказу на зерно и другие основные продукты; демонополизации переработки сельскохозяйственной продукции в III сфере АПК и усиления роли кооперации; восстановления и развития системы агробизнеса на коммерческих началах; развития маркетинга и др. Осуществление этих задач аграрной политики зависит от усилий не только государства, но также частного и кооперативного бизнеса.

Среди рыночных факторов развития сельскохозяйственного производства особая роль принадлежит совокупному спросу на его продукцию. В России проблема сбыта продукции сильно осложнена монополией со стороны заготовок и перерабатывающих отраслей III сферы АПК, способствующей снижению доли закупочной цены на продукты хозяйств в цене реализации продовольствия, неразвитостью рынка сбыта и растущей конкуренцией со стороны импортного продовольствия, а также низкими денежными доходами населения.

Спрос на сельскохозяйственные продукты определяется заработной платой, другими доходами населения. В этом отношении представляет интерес показатель немецкого статистика Э. Энгеля, согласно которому:

Э = П / ПР x lOO%,

где:

Э - коэффициент Энгеля;

П - денежные затраты на питание;

ПР - общая сумма потребительских расходов.

В США, например, в 1954 г. этот показатель был равен 27, а в 1984 г. - 19%, что отражает рост денежных доходов населения[62]. В России данный показатель, особенно в семьях с низкими доходами, значительно выше. При этом абсолютные размеры платежеспособного спроса здесь весьма малы, что снижает возможность образования рынка продовольствия и его государственного регулирования.

Регулирование совокупного спроса на сельскохозяйственные товары, их предложение и рыночные цены могут осуществляться двумя путями: во-первых, посредством государственного регулирования в сочетании с рыночным механизмом; во-вторых, через рыночный механизм.

В первом случае, когда государственное регулирование цен на сельскохозяйственные продукты сочетается с рыночным механизмом совокупного спроса и предложения, государство исходит из интересов не только потребителей, но и производителей. Так, если цена устанавливается ниже уравновешивающей цены, то объем производства уменьшается, что сокращает доходы продавцов. В результате возникает избыток спроса на сельскохозяйственные товары. В условиях, выгодных для покупателей, но невыгодных для продавцов цен, государство может вмешаться в процесс ценообразования, повысив цены выше уравновешивающей. Это будет стимулировать рост сельскохозяйственного производства, что увеличит доходы продавцов, но сократит спрос покупателей. Поэтому образуется избыток предложения сельскохозяйственных товаров. Государство при этом обычно применяет дотации, что понижает цены в интересах потребителей, регулирует экономические условия для потребителей и производителей.

Во втором случае при формировании инфраструктуры сельскохозяйственного рынка вместо государственного регулирования действует механизм рыночной конкуренции, закон совокупного спроса и предложения. Например, при увеличении цены выше цены равновесия образуется избыток предложения над спросом. Это усилит конкуренцию продавцов, что будет способствовать снижению цены. И, наоборот, при цене ниже равновесной спрос будет превышать предложение. Это усилит конкуренцию покупателей, что будет способствовать повышению цены. Только в точке равновесия достигается равенство рыночного спроса и предложения, устанавливается уравновешивающая цена. При этом важно учесть, что на рынке существует множество товаров, цены на которые взаимосвязаны, т.е. следует иметь в виду всю систему цен.

В сложных и противоречивых условиях переходной экономики России, когда прежние командно-административные методы управления потеряли силу, а рыночный механизм еще не сложился, вопрос состоит не в том, чтобы использовать или не использовать государственное регулирование сельского хозяйства и АПК, а в том, чтобы оно соответствовало законам рынка, способствовало эффективности комплекса и развитию агробизнеса, отражало интересы потребителей и производителей. Осуществление крупных программ стабилизации и социально-экономического развития АПК осложнено его кризисным состоянием, слабостью материально-технических и финансовых ресурсов. В этих условиях важную роль играет целесообразная внешнеторговая политика, особенно в части экспортно-импортных тарифов. Необходим обоснованный протекционизм в отношении отечественной продукции сельского хозяйства, который бы способствовал образованию внутреннего рынка и защищал производителей от жесткой импортной конкуренции (в частности, демпингового импорта) и резких колебаний конъюнктуры мирового рынка. Все это позволит интенсифицировать использование ресурсов сельскохозяйственного производства и всего АПК, укрепить продовольственную безопасность страны.


Глава 9 Регулирование рынка ценных бумаг

§1. Сущность рынка цепных бумаг и его роль в экономике

Рынок ценных бумаг является неотъемлемой составной частью современной рыночной экономики. По уровню развития фондового рынка можно судить об экономическом состоянии государства в целом, поскольку он является «барометром», отражающим основные тенденции развития финансового рынка.

Фондовый рынок возник на определенной ступени развития рыночной экономики. Потребность в продуктах этого рынка возникла с появлением новых форм денежного обращения. Становление рынка ценных бумаг началось с увеличения удельного веса и роли денежного капитала, развития ссудного капитала и кредитных отношений.

Поскольку основную часть сбережений накапливают домашние хозяйства, а инвестиции осуществляют фирмы, то необходимы институты, механизмы и инструменты для перемещения потоков денежных средств от первых ко вторым. Это перераспределение денежных средств осуществляется благодаря функционированию финансового рынка.

Финансовый рынок сформировался для продвижения капитала от субъектов, располагающих свободными денежными средствами, к субъектам, имеющим в них потребность.

Финансовый рынок - это система экономических отношений, где происходит купля-продажа финансовых ресурсов. Это - механизм аккумуляции и перераспределения денежных ресурсов между участниками экономических отношений, т.е. кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения.

Финансовый рынок - это совокупность институтов, механизмов и инструментов, с помощью которых сбережения превращаются в инвестиции фирм. В настоящее время роль финансового рынка как аккумулирующего и перераспределяющего капитал института многократно возросла. При помощи различных его сегментов, использующих самые разнообразные инструменты и технологии мобилизации и перераспределения финансовых ресурсов, осуществляется движение капитала, превышающего во много раз совокупные бюджеты стран всего мира взятые вместе.

Рынок ценных бумаг, являясь одним из сегментов финансового рынка, представляет собой совокупность отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг, а также совокупность форм и методов такого обращения. Это система институтов и экономических механизмов, обслуживающих кругооборот ценных бумаг. Это сфера функционирования фиктивного капитала, который представлен титулами собственности, т.е. документами, которые свидетельствуют о возникновении отношений по поводу имущественных прав совладения или кредитования специфическими финансовыми инструментами - ценными бумагами.

В основе выпуска ценных бумаг лежит потребность фирм в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а также интерес инвестора, приобретающего ценную бумагу, его желание выгодно разместить имеющиеся у него денежные ресурсы.

Для понимания механизма функционирования фондового рынка необходимо определить экономическую природу ценных бумаг. В ст. 142 Гражданского кодекса РФ дается юридическое определение ценной бумаги как документа установленной формы и реквизитов, удостоверяющего имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Для раскрытия экономической сущности ценных бумаг необходимо рассмотреть дополнительные признаки данного финансового документа, без которых он не может претендовать на статус ценной бумаги.

В самом общем виде ценная бумага даст ее владельцу два вида нрав, составляющих сс экономическую сущность: право на возврат ее номинала, получение дохода с этого номинала, право на обращение, а точнее, право передачи этой ценной бумаги другому владельцу. Важным для понимания экономической сущности ценных бумаг является то обстоятельство, что они приносят доход. Это делает их капиталом для владельца.

Поэтому в современных условиях все ценные бумаги - это в конечном счете представители определенных видов функционирующего капитала: товарного, денежного, производительного. Каждая ценная бумага в зависимости от направлений использования капитала, который получен взамен ее или представителем которого она является, может выражать разные части функционирующего капитала или даже их комбинации одновременно, а потому представляет этот капитал в целом, во всех его формах.

Ценная бумага как объект купли-продажи обладает двумя свойствами. Во-первых, приобретение ценной бумаги дает право ее владельцу на долю собственности акционерного общества. Если же инвестор приобрел долговую ценную бумагу, то он не становится собственником корпорации, а только приобретает право на часть дохода фирмы и на возврат вложенного капитала. Однако в случае невыплаты дохода он получает право на отчуждение части собственности корпорации в приоритетном порядке по сравнению с акционерами. Таким образом, приобретение ценной бумаги в любой ее форме носит характер приобретения собственности.

Во-вторых, инвестор, покупая ценную бумагу, передает в пользование эмитента денежные средства. В этом случае ценная бумага выступает в форме инвестиций. Таким образом, как отмечается в экономической литературе, ценная бумага - это особый товар, который обладает собственническими и инвестиционными свойствами.

Ценная бумага как особый товар имеет ряд специфических черт. Во-первых, она обращается как фиктивный капитал, а учитывается как реальный капитал. Во-вторых, при обращении ее рыночные котировки могут приобретать различные уровни цен независимо от изменения реального капитала, лежащего в основе данной ценной бумаги. В-третьих, ценная бумага выступает как финансовый инструмент, от привлекательности которого зависит направление денежных потоков. В-четвертых, вследствие имеющихся у ценной бумаги прав она может выполнять ряд функций:

1) осуществлять мобилизацию капитала, т.е. его привлечения для реализации каких-либо проектов;

2) перераспределять капитал между регионами, отраслями, экономическими субъектами, рынками.

Основной целью фондового рынка является аккумуляция финансовых ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения путем проведения участниками фондового рынка различных операций по купле-продаже ценных бумаг, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг. Таким образом, целью рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций в экономику. Котировки ценных бумаг на рынке, их доходность и ликвидность способствуют формированию приоритетных направлений инвестирования и инвестиционных предпочтений многочисленных инвесторов.

Фондовый рынок представляет сложную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных между собой элементов. Рынок ценных бумаг - это система обеспечения процесса финансирования производства товаров и услуг путем расширения круга инвесторов. Это система, которая интенсифицирует денежные потоки и обеспечивает процессы их распределения и перераспределения между отраслями и предприятиями, создавая возможность для значительной концентрации капитала. Механизм функционирования рынка ценных бумаг представляет собой взаимодействие различных субъектов рынка, осуществляющих процесс купли-продажи ценных бумаг на основе спроса и предложения.

В основе функционирования фондового рынка лежат механизмы конкуренции, позволяющие давать объективную оценку выгодности тех или иных направлений инвестиций. При этом за потенциальным инвестором остается свобода принятия решения, а именно инвестор имеет возможность учитывать не только доходность, но и такие критерии, как надежность и ликвидность своих вложений.

Фондовый рынок обеспечивает развитие тех отраслей и производств, продукция которых пользуется спросом, и информирует о нецелесообразности расширения производства в тех сферах, где оно неконкурентоспособно и менее перспективно. Фондовый рынок, способствуя внутри- и межотраслевому переливу капитала, ускоряет процесс концентрации и централизации производства. Эффективное функционирование рынка ценных бумаг ускоряет возникновение и развитие новых отраслей и производств, обусловленных достижениями научно-технического прогресса.

Таким образом, эффективно работающий рынок ценных бумаг выполняет важную макроэкономическую функцию, способствуя перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивая их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях.

Инвестирование - это первая и важнейшая задача фондового рынка, и этот рынок не просто естественный механизм, регулирующий стоимость ценных бумаг в процессе их свободного обращения, а особая форма инвестиционного механизма рыночной экономики.

Развитие инструментов рынка, его структуры, размеров приводит к переливу капиталов в отрасли с наибольшей нормой прибыли, обеспечивая тем самым инвестирование в реальный сектор экономики. Поэтому фондовый рынок выполняет воспроизводственную задачу, реализация которой способствует структурной перестройке экономики и в конечном счете - достижению высокой эффективности производства.

Однако в России выпуск акций, особенно в начальный период становления рынка ценных бумаг (с 1992 г. до конца 1998 г.), практически не играл никакой роли в инвестиционном процессе, поскольку эмиссий, сопровождающихся привлечением капитала предприятиями, в России почти не было. Значительная часть эмиссий, осуществлявшаяся после ваучерной приватизации 1992-1994 гг., была связана с переоценкой основных фондов, сопровождаемой привлечением нового капитала, которого было крайне мало. Это были прежде всего выпуск американских депозитарных расписок (АДР) третьего уровня тремя компаниями - «Вымпелком», «Вим-Биль-Данн» и «МТС», а также так называемых ограниченных АДР тремя десятками компаний (в том числе Газпромом).

Эмиссия облигаций на внутреннем рынке осуществлялась до августа 1998 г. фактически только государственными органами всех уровней власти (федерального, субфедерального, муниципального).

Эмиссия государственных долговых ценных бумаг в основном направлялась на покрытие текущего бюджетного дефицита и не была связана с инвестициями. В настоящее время рынок ценных бумаг практически во всех странах выступает основным источником покрытия бюджетного дефицита. Как правило, большая часть задолженности государства в большинстве стран воплощена в ценных бумагах. Так, в США более 90% задолженности федерального правительства приходится на государственные ценные бумаги[63].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.