Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 10 страница




Государство не только регулирует национальную экономику на всех уровнях, но в качестве особого собственника-предпринимателя осуществляет следующие функции: а) сохранение и защита имущества; б) инвестиционно-инновационная деятельность; в) перераспределение государственного имущества путем купли-продажи и др. При этом государство исходит из необходимости сохранения и приумножения своего инвестиционного капитала, формирования эффективного государственного собственника.

Государственное регулирующее воздействие на инвестирование базируется на следующих принципах: а) товаропроизводители в основном должны осуществлять расширенное воспроизводство на началах самофинансирования за счет собственных накоплений, а конкретные государственные меры по инвестированию являются дополнительными; б) рыночные методы инвестирования, применяемые дифференцированно на основе программно-целевого подхода, должны стимулировать товаропроизводителей к интенсификации производства и повышению его эффективности.

Система государственного регулирующего воздействия на инвестирование, включающая экономические, административные, культурно-технические и другие методы, весьма сложна.

Государственное экономическое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется как на уровне макроэкономики и мезоэкономики с использованием денежно-кредитных, бюджетно-налоговых, других методов и инструментов, так и на микроуровне при регулировании внутриэкономических отношений предприятий. Речь здесь идет о формировании в стране целостной системы внутренних и внешних экономических методов государственного рыночного регулирования экономики, направленной на создание условий ее развития на началах бизнеса, совершенствования форм собственности и хозяйствования предприятий, более интенсивное использование их внутренних материально-технических, трудовых, инвестиционных и природных ресурсов (факторов), ускорения на этой основе экономического роста и повышения его эффективности.

Главным средством финансовой политики является государственный бюджет, через который происходит распределение и перераспределение значительной части национального дохода (НД) страны, осуществляется инвестирование экономики и социальной инфраструктуры.

При этом государственное регулирование должно обеспечить эффективное инвестирование бюджетных средств. При ограниченности объемов прямого государственного инвестирования за счет бюджета необходимо определить приоритеты и сроки предоставления финансовой поддержки, обеспечить ее эффективность и прозрачность, а также тщательно оценить объекты поддержки. Государственное инвестирование должно осуществляться в основном посредством программно-целевых методов, обеспечивающих наибольшую эффективность, применять (в случае необходимости) субсидирование части процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Приоритетными объектами государственных инвестиций должны быть: здравоохранение, образование и наука, жилищное строительство, сельское хозяйство, экология и демография. ВПК. развитие высоких технологий.

Относительно социальной ориентации инвестиций нужно иметь в виду, что рыночный спрос и стихийное распределение доходов в обществе способны обеспечить социальную ориентацию инвестиционного процесса лишь частично, да и то при условии цивилизованного и социально ориентированного рынка, высокого уровня доходов основной массы населения. Но и в данном случае наряду с частным рыночным инвестированием социальной сферы необходимо ее значительное бюджетное финансирование со стороны государства.

Для государственной инвестиционной деятельности в современной России характерны свои особенности.

Во-первых, снижение доли государственных инвестиций в общем объеме инвестиций. При разработке и реализации инвестиционной политики не всегда проводится экономический анализ, направленный на выделение приоритетных отраслей и инвестиций, которые принесли бы наибольший экономический и социальный эффект.

Во-вторых, не задействован потенциал более выгодных с экономической точки зрения форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидий, субвенций, которые не только обеспечат приток средств в производство на долгосрочной основе, но и принесут доход государству. У реципиентов данных государственных инвестиций есть стимул их более эффективною использования, поскольку их надо возвращать и платить проценты.

В-третьих, отсутствует действенный механизм привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий, в результате чего кредитор остается незащищенным. Процедура обеспечения государственных обязательств перед инвесторами не разработана, механизм стимулирования инвестиций за счет предоставления государственных гарантий не действует. На государственном уровне не проводится разработка индивидуальных инвестиционных схем, которые позволили бы привлекать инвестиционные ресурсы путем эффективного использования возможностей банковской системы, фондового рынка, системы страхования.

В-четвертых, налоговая и бюджетная политика государства разрабатывается в отрыве от его инвестиционной политики, не стимулирует инвестиционную активность. При этом привлечение инвестиций частного сектора в качестве основного источника модернизации экономики России сводится на нет теми изменениями, которые вносятся в налоговую систему (например, отменой налоговых льгот при направлении предприятиями денежных средств в инвестиционную сферу). Налоговая политика не обеспечивает сокращение объемов вывоза капитала, приводит к снижению его импорта и валютных накоплений в стране.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в форме прямого участия государства в создании благоприятных экономических и организационно-правовых условий для развития инвестиционной деятельности. Среди них следующие: I) разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов (ИП), осуществляемых РФ как совместно с иностранными государствами, так и за счел средств федерального бюджета; 2) формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд, финансирование их за счет средств бюджета; 3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по ИП, размещение инвестиционных средств на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование; 4) проведение экспертизы ИП в соответствии с законодательством РФ; 5) защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и наукоемких технологий, оборудования, конструкций, а также разработка и утверждение стандартов (норм и правил), контроль за их соблюдением; 6) выпуск облигационных и гарантированных целевых займов; 7) вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; 8) предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

Государственное регулирование инвестиций в форме капитальных вложений осуществляется: а) в федеральном бюджете (при условии, что эти расходы составляют часть расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ), а также на основании предложений Президента России и Правительства РФ; б) в бюджетах субъектов Российской Федерации в том случае, если эти расходы предназначены для реализации соответствующих региональных целевых программ. Разработка, рассмотрение и утверждение ИП, образующих федеральные инвестиционные программы, финансируются в соответствии с законодательством РФ. При этом подробно обосновываются фазы инвестиционного проекта (прединвестиционная, инвестиционная, операционная, ликвидационная).

В условиях рыночного хозяйства бесперебойное формирование инвестиционных ресурсов и их эффективное использование достигаются с помощью финансового рынка, который представляет собой форму организации движения денежных средств, функционирует в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудного капитала. Государственное регулирование рынка ценных бумаг занимает важное место в инвестиционном процессе, целью которого является перераспределение денежных средств и направление инвестиционных потоков в наиболее нуждающиеся в них отрасли. Меры воздействия государства на инвестиции, совершаемые на финансовом рынке, можно разделить на две основные категории:

1) прямое вмешательство, к которому относится весь комплекс деятельности органов законодательной и исполнительной власти в инвестиционной сфере;

2) косвенное воздействие: контроль над денежной массой, находящейся в обращении, и объемом инвестиционных ресурсов с помощью регулирования учетной ставки банковского процента; гарантии Правительства РФ по депозитам, кредитам и займам частному сектору; внешнеэкономическая политика, строящаяся на регулировании контактов со странами и международными финансово-кредитными организациями; выход государства на фондовый рынок, который был ограничен с августа 1998 г., после финансового кризиса, вызванного чрезмерным заимствованием на внутреннем и внешнем финансовых рынках; налоговая политика, относящаяся к налогообложению операций с ценными бумагами и инвестициями.

Для регулирования денежных потоков в инвестиционной сфере целесообразно сочетать методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которая должна разрабатываться на долгосрочную перспективу. Активизация инвестиционной деятельности может осуществляться как за счет государственных инвестиций, кредитов банков и других привлеченных средств, так и путем косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством снижения налогов. Это позволит предприятиям повысить уровень самофинансирования вложений в капитальные активы.

 

§2. Активизация инвестиционно инновационной деятельности как необходимое условие интенсификации экономического роста

Государственное регулирование инвестиций должно быть нацелено на активизацию инновационной деятельности. При этом необходимо усиливать взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов, добиваться опережающего роста инвестиций в новые высокотехнологичные отрасли и наукоемкие технологии, в развитие человеческого капитала. В этой связи осуществляется многообразная государственная инвестиционно-инновационная деятельность, которая включает: а) постановку целей и задач, которые должны быть достигнуты в определенные сроки; б) установление объектов и субъектов; в) определение состава и размеров инвестиционных и других ресурсов для осуществления целей и задач; г) выбор экономических форм, методов и инструментов; д) формирование инновационных базисных приоритетов на основе долгосрочных социально-экономических и научно-технических прогнозов; е) закрепление данных приоритетов в законодательных, нормативных и других документах, в инновационных и инвестиционных программах и проектах; ж) государственная инвестиционная и другая поддержка приоритетных базовых инноваций пятого поколения на федеральном и региональном уровнях; з) инвестиционная поддержка малого инновационного бизнеса, содействие развитию инновационной инфраструктуры (технопарков, технологических центров и др.), подготовка инновационных менеджеров.

Инновационная деятельность осуществляется как процесс создания нового вида конкурентоспособной продукции на базе новых технологий: от зарождения идеи - до освоения производства, выпуска и реализации продукции, получения прибыли. Повышение уровня инновационной активности занимает центральное место в реализации государственной инвестиционной политики на макро- и микроуровнях. Это особенно актуально в современных трудных условиях переходной экономики России, для которой характерно слабое развитие инновационного бизнеса. Достаточно отметить, что в 2006 г. инновационно-активных организаций в промышленности России насчитывалось всего 10,5% от их общего числа. Слабая инновационная активность отражает общее отставание России в размерах внутренних инвестиций на научные исследования и разработки, которые в 2009 г. составляли всего около 485,8 млрд руб. (1,24% к ВВП), в том числе из средств федерального бюджета 219,1 млрд руб. (0,56% к ВВП)[42].

Для сравнения отмечается, что доля затрат на науку к ВВП в США составляет 2,64%, в Японии - 3,04, в Швеции - 3,8% (при пороговом значении данного показателя 2%, при котором обеспечивается минимальный уровень национальной безопасности). В России средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, достиг 55 лет (при пороговом значении 48 лет). Средний возраст научного оборудования превысил 12 лет (при пороговом значении 7 лет)[43].

Среди причин, сдерживающих инвестиционно-инновационную деятельность, выделяются такие, как инфляция, отсутствие финансовых ресурсов, высокие кредитные ставки банков, неплатежеспособность заказчиков, высокий экономический риск и др. Особые трудности в создании и использовании инвестиций связаны с нарушением нормальных экономических, управленческих и других связей в цикле «наука-техника-производство-применение», в результате чего экономический цикл жизни техники растягивается.

Анализ жизненного цикла «наука-техника-производство-применение» показывает, что наибольшая прибыль от инноваций достигается на этапе цикла «применение», а уменьшение се происходит по мере насыщения потребителей уже устаревшей техникой. Поэтому необходимо ускорение смены жизненного цикла инноваций на всех его этапах, чтобы превзойти конкурентов в использовании достижений НТР, производстве высокотехнологичной, прибыльной и ликвидной продукции. Для оценки экономических и социальных результатов инвестиционно-инновационной активности можно использовать следующую систему показателей: 1) сближение размеров национальных инвестиций в НИОКР и в собственное производство; 2) доля инновационной наукоемкой продукции в общем объеме ВВП; 3) количество патентов и лицензий (в расчете на 1000 жителей); 4) влияние инноваций на эффективность использования производственных факторов предприятий (повышение технической вооруженности и производительности труда, фондоотдачи, наукоемкое™ продукции и др.); 5) воздействие инноваций на результаты производственной и финансовой деятельности предприятий (на рост объема продаж инновационной продукции и его долю в общем объеме продаж, увеличение массы прибыли от реализации инновационной продукции и др.).

Для выбора наиболее эффективных направлений инвестиционно-инновационной активности необходим научно обоснованный менеджмент, который содержал бы постановку цели и выбор стратегии, а также стадии планирования, определения условий и организации, исполнения и руководства. Центральное место при этом принадлежит выбору правильной цели и инновационной стратегии. Именно от этого зависит определение наиболее целесообразных направлений экономической и научно-технической политики, основанной на долгосрочном прогнозировании развития страны, учет совокупности внешних и внутренних факторов, ресурсных ограничений в макро- и микроэкономике при решении триединой проблемы: «что», «как» и «для кого» производить необходимые для потребителей и общества товары? Для этого используются межотраслевая модель В.В. Леонтьева «затраты-выпуск», эффект мультипликатора и акселератора Дж.М. Кейнса, формула производственной функции Кобба-Дугласа, усовершенствованная Б. Кларком и Э. Денисоном.

Главным фактором роста продукции и национального дохода в условиях НТР является повышение производительности труда. Выбранные в качестве приоритетов экономического развития страны отрасли должны отвечать следующим принципиальным требованиям: а) производить конкурентную высокотехнологичную продукцию; б) удовлетворять инвестиционный и инновационный спрос других отраслей; в) иметь сравнимый с мировым технологический уровень производства. Сегодня к таким производствам в известной мере можно отнести отдельные предприятия и отрасли машиностроения, приборостроения, электронной промышленности, авиа- и судостроения.

Мощным инновационным фактором ускорения экономического роста (ЭР) выступает НТР, которая направлена на реализацию базисных инноваций пятого поколения и охватывает буквально все факторы ЭР. Однако использование достижений НТР возможно лишь при переходе к рыночным отношениям, обоснованной инновационно-инвестиционной политике, нацеленной на преодоление кризисных явлений и стабилизацию экономики, обеспечение ее интенсивного роста. Решение данных назревших проблем требует как адекватной ценовой, кредитной, налоговой, инвестиционной политики, активного использования рыночных методов и инструментов, так и прямой государственной поддержки за счет средств консолидированного бюджета. Особое внимание при этом обращается на государственную инвестиционную поддержку инновационного бизнеса предприятий, содействие формированию в стране бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, наукоградов и других звеньев современной инновационной инфраструктуры, подготовку и переподготовку инновационных менеджеров, улучшение правовой базы инновационной деятельности. При этом учитывается (принимая во внимание особенности России) опыт организации научных парков в других странах, которые можно условно свести к трем основным моделям: американской (США, Великобритания), японской (Япония) и смешанной (Франция, ФРГ).

Важная роль в активизации инвестиционно-инновационной деятельности принадлежит крупным инновационным проектам по приоритетным направлениям НТР, освоению новых видов продукции. Для этого в России создан Фонд производственных инноваций, который принимает участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации инновационных проектов, в подготовке и освоении производств новых видов продукции. В федеральной инвестиционной программе для данного фонда отдельной строкой выделяются государственные инвестиции в рамках государственных централизованных капитальных вложений. Инвестиции фонда, направленные на поддержку проектов, включенных в состав федеральных целевых программ, осуществляются как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Данные проекты выполняются по шести приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий: а) информационно-телекоммуникационные системы; б) индустрия нано-систем и материалов; в) энергетика и энергосбережение; г) живые системы; д) рациональное природопользование; е) безопасность и противодействие терроризму. Поскольку инновационные инвестиции связаны с повышенным риском, особое значение приобретают наиболее важные методы его предупреждения и минимизации: а) страхование, связанное с образованием страхового фонда; б) резервирование средств, предполагающее самострахование предпринимателей путем создания резервных фондов непосредственно в самом хозяйствующем субъекте; в) диверсификация, означающая распределение инвестируемых средств и рисков между различными объектами вложения, которые не связаны между собой; г) лимитирование, включающее установление ограничений (как сверху, так и снизу), способствующее уменьшению степени риска.

 

§3. Иностранные инвестиции и инновации в современной России

Современный этап глобализации мировой монополистической экономики характеризуется ускорением процесса международной миграции капитала. Привлечение иностранных инвестиций в экономику России отражает эту мировую закономерность, связанную с углублением международного разделения труда, развитием мировых рынков капитала, труда, товаров и услуг.

Международная миграция капитала, означающая помещение за границей средств, приносящих собственнику денежные доходы и другие выгоды, имеет ряд экономических причин: а) перенакопление капитала в стране-экспортере (так называемое золотое ожирение) и возможность его более прибыльного применения не в своей стране, а в другой; б) наличие в странах - импортерах капитала более дешевого сырья и рабочей силы; в) интернационализация производства при несовпадении спроса на капитал и его предложения в различных странах; г) возможность увеличения вывоза товаров и др., что нашло свое выражение в теории жизненного цикла товаров Г. Вернона.

Выяснением сущности, причин и последствий международной миграции капитала занимались многие ученые, представляющие различные направления и школы экономической науки: А. Смит, Дж.Ст. Милль, К. Маркс, Дж.М. Кейнс, Э. Хекшер, Б. Улин, Дж. Тобин, Ч. Киндлебергер, С. Хаймер, Дж. Даннинг и др. Как показывает международный опыт, ни одно государство при формировании рыночной экономики не могло обойтись без внешних инвестиций. Показательно, что за последние 10-15 лет темпы прироста объемов заимствований на международном рынке капитала были в 1,6-1,7 раза выше темпов прироста мировой торговли и в 1,3 раза - мирового валового продукта.

Основная масса мировых инвестиций (75%) направляется в США, Европу и прочие развитые страны, а в развивающиеся и другие страны - 25%. Главная роль в вывозе капитала принадлежит США, ЕЭС и Японии. Растет вывоз капитала и из новых в индустриальном отношении быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Большая часть инвестиций приходится на транснациональные корпорации, а также международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МБ, МФК, ЕБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др. В современном мире экспорт капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линиях, на двусторонней и многосторонней основах, на коммерческих и льготных условиях. По целевому назначению это может быть государственная помощь развитию экономики, кредиты на осуществление инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. Международная практика показывает, что более жесткие условия займов и кредитов предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций. С учетом этого и осуществляется политика России по привлечению инвестиций.

Государственное регулирование инвестиций включает в себя как национальный, так и международный аспекты. В современных условиях инвестиционный процесс представляет собой единое целое, состоящее из двух основных частей - национальной и международной. Этому соответствует и его правовое регулирование, при котором инвестиционное право включает в себя национальное и международное право. Цель государственного регулирования внутренних и иностранных инвестиций состоит прежде всего в том, чтобы создать благоприятные условия для инвесторов. Однако в настоящее время российские банки слабо участвуют в инвестиционном кредитовании реальной экономики. Показательно, что отношение капитала, активов и кредитов к ВВП в нашей стране значительно ниже, чем в развитых странах. Так, отношение темпа роста капиталов в российских банках к ВВП в 4-5 раз ниже, чем в развитых странах, отношение роста активов банков к ВВП соответственно ниже в 2,5-5 раз, а отношение кредитов частного сектора к ВВП ниже в 4,5-7 раз. В данных условиях возрастает роль иностранных инвестиций в экономику страны. Поскольку в России отсутствует своя научно обоснованная система оценки инвестиционного климата в стране и в ее отдельных регионах, то иностранные инвесторы в основном ориентируются на оценки зарубежных консалтинговых фирм, осуществляемые по международным стандартам. При этом используются такие показатели, как политическая и социальная стабильность, уровень риска, динамика экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной и транспортной инфраструктуры, развитой банковской системы и телекоммуникаций, наличие рынка дешевой квалифицированной рабочей силы и др. В настоящее время по ряду данных показателей

Россия уступает многим странам мира, что тормозит приток ино-с транных инвестиций.

Среди различных негативных факторов, характеризующих инвестиционный климат в стране, можно выделить следующие: а) нестабильность условий инвестиционной деятельности; б) слабое участие кредитно-финансовой национальной системы в инвестировании реального сектора экономики; в) недостаточное развитие рыночной инфраструктуры; г) высокий уровень банковского процента и налогообложения; д) низкая платежеспособность населения; е) слабая профессиональная подготовка работников кредитно-финансовой сферы; ж) высокий уровень политических и криминогенных рисков, бюрократизм и излишнее вмешательство государства в инвестиционную деятельность и др.

Вместе с чем в России действуют и благоприятные факторы для активизации деятельности иностранных инвесторов: а) значительный экономический, природный и научно-технический потенциал страны; б) положительные меры государства по макроэкономической стабилизации, регулированию инвестиционной деятельности, ее организационно-правовому обеспечению; в) регулирующая деятельность Центробанка в части эмиссии, ставок рефинансирования, нормативов резервирования и др.; г) обоснованный подход к управлению финансами, формированию золотовалютных запасов и стабилизационного фонда, определению общего размера государственного долга, к дальнейшей либерализации экономики в связи со вступлением страны в международные экономические и финансовые организации и др.

Улучшение инвестиционного климата в России может быть достигнуто только в условиях политической и экономической стабильности, проведения обоснованной бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, а также совершенствования регулирующей роли государства в инвестиционном процессе. Иностранные инвестиции в экономику РФ осуществляются в следующих формах: а) создание российского юридического лица совместно с российскими и иностранными инвесторами либо полностью принадлежащего иностранному инвестору; б) создание на территории России филиалов иностранных юридических лиц; в) осуществление инвестиционной деятельности иностранными физическими лицами без образования юридического лица; г) приобретение доли участия (вклада) в уставном капитале действующего юридического лица; д) приобретение вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с российским законодательством; е) приобретение ценных государственных бумаг и ценных бумаг российских юридических лиц (кроме акций); ж) приобретение для целей инвестиционной деятельности иного имущества, в том числе прав собственности на приватизируемое государственное или муниципальное имущество, или имущественных прав на интеллектуальную собственность; з) предоставление инвестиционного кредита, в том числе в натуральной форме, для финансирования инвестиционных проектов; и) осуществление лизинговой деятельности на территории России и др.

При стимулировании притока иностранного капитала в Россию важно иметь в виду следующее: а) в каких видах и в какие отрасли в первую очередь следует привлекать капитал; б) в какие сферы приток капитала должен быть подконтролен и ограничен; в) в какой мере на объем, структуру и виды инвестирования влияет внутренняя и внешняя обстановка.

Хотя сильное дестабилизирующее воздействие на объем и структуру инвестиций оказал дефолт в августе 1998 г., объем иностранных инвестиций в экономику России за 2000-2009 гг. вырос с 10,9 до 81,9 млрд долл. США, в том числе прямых инвестиций - с 4,4 до 15,9 млрд долл. США. Однако доля прямых инвестиций за этот период снизилась. Основная масса иностранных инвестиций поступила в промышленность, в том числе в топливную и нефтеперерабатывающую, в черную и цветную металлургию, а также в торговлю и общественное питание. Отсюда следует, что отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется их узкой направленностью. Основная доля приходится либо на экспортно-ориентированные отрасли (нефтехимия, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо на сверхприбыльные проекты с малым сроком окупаемости (торговля, общественное питание, пищевая промышленность, телекоммуникации, услуги и др.).

Среди основных стран-инвесторов можно выделить Люксембург, Нидерланды, Великобританию, Кипр и Германию, на которые приходится 37,5% общего объема инвестиций. Крайне мал размер инвестиций в экономику России США, Франции, Швейцарии, Австрии, а также стран СНГ. Больше всего иностранных инвестиций приходится на Москву и Московскую область (42,4%), Санкт-Петербург и Ленинградскую область (28%), Тюменскую область (14,4%о), Сахалинскую область (9,7%), Красноярский край (4%). Такое неравномерное отраслевое и региональное распределение иностранных инвестиций, ориентированное на Москву и районы добычи нефти и газа, отражает диспропорциональное состояние транзитивной экономики России.

Из трех основных видов иностранных инвестиций (прямых, портфельных и прочих) особую роль играют прямые (ПИИ). Однако на них в 2009 г. приходилось всего 24,8% общего объема инвестиций, на прочие инвестиции (в основном торговые кредиты) - 79,5, а на портфельные - 1,1%[44]. Имеет место особая перспективность НИИ, ибо именно они в большей мере содействуют инновационному обновлению основных фондов предприятий, увеличению экспорта продукции и услуг, импорту передовых технологий, интеграции российской экономики в мировое хозяйство. Среди основных путей привлечения ПИИ в экономику России можно выделить следующие: совершенствование нормативно-правовой базы для иностранных инвесторов с учетом стратегических интересов России; более равномерное привлечение иностранных инвестиций в регионы, совершенствование их отраслевой структуры, создание системы страхования иностранных инвестиций и др.

Важный фактор улучшения инвестиционного климата в России -это совершенствование экономических и организационно-правовых форм деятельности иностранных инвесторов, в частности деятельности совместных предприятий (СП) с участием иностранного капитала, которые образуются путем долевого участия при покупке акций и других ценных бумаг. В 2009 г. число организаций с участием иностранного капитала, выпускающих продукцию и оказывающих услуги, составило более 19,9 тыс., среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) - 3,2 млн человек, оборот — 19792 млрд руб.[45] При сравнительно незначительном росте числа данных организаций и несколько большем росте численности работников более быстрыми темпами возрастал фонд заработной платы и объем продукции. Однако в целом роль и место СП в экономике России все еще незначительны. Основная масса СП организаций приходится на промышленность, торговлю и общественное питание, гораздо меньше они развиты в сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, науке и сфере научного обслуживания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.