Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 6 страница




Отказ государства от исполнения своих обязательств называется дефолтом. Чаще всего дефолт объявляет сам заемщик. Однако дефолт может объявить и кредитор в том случае, если заемщик допустил неисполнение своих обязательств в установленные сроки либо предложил иные, невыгодные для кредитора условия урегулирования долга.

Дефолт отрицательно сказывается на положении страны-должника. В том случае, если страна в одностороннем порядке отказывается от исполнения своих обязательств, это оборачивается ее полной изоляцией. В свою очередь изоляция осложняет выход из кризиса, поскольку закрывает доступ страны к мировому финансовому рынку.

Частичное неисполнение обязательств является менее жестким, однако в современных условиях и такая ситуация чревата негативными последствиями для стран-должников, как это было в Аргентине в 1984 г. или в Перу в 1985 г. Поэтому при возникновении трудностей с обслуживанием долга государственный заемщик имеет лишь один путь - урегулировать долг совместно с кредиторами.

 

Литература

1. Афанасьев М. Основные направления становления и развития классической бюджетной мысли: Учебно-методическое пособие. - М.: АБиК, 2009.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 20 февраля 2010 г.). - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2010.

3. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов (пер. с нем.). - Владикавказ.: Пионер-пресс, 2002.

4. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. - М.: Городец-издат, 2001.

5. Головачев Д. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.: ЧеРо, 1998.

6. Ермасова Н. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и зарубежных странах. - М.: Образование, 2008.

7. Занадворов В., Колосницына М. Экономическая теория государственных финансов. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006.

8. Мысляева И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.

9. Смит. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэгиз, 1962.

10. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора (пер. с англ.). - М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1997.


Глава 5 Денежно-кредитная политика государства

§1. Современная кредитная система, ее структура и функции

 

Современная денежно-кредитная система представляет собой результат длительного исторического развития и приспособления кредитных институтов к потребностям экономики. Денежно-кредитная система - это комплекс валютно-финансовых учреждений, иерархически взаимосвязанных между собой посредством устойчивых финансовых потоков, правовой системы и используемых государством i! целях регулирования экономики.

Денежно-кредитная система выполняет ряд важнейших функций и экономике страны:

- обеспечивает механизм общественного воспроизводства;

- способствует концентрации производства и централизации капитала;

- содействует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике страны.

Современная кредитная система состоит из трех основных (веньев и двух уровней. На первом уровне находится Центральный банк. На втором уровне - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.

Главное звено кредитной системы - Центральный банк (ЦБ), который является банком банков. Исторически ЦБ выделился из массы коммерческих банков еще в XVIII-XIX вв. как главный эмиссионный центр, т.е. государство предоставило ему монопольное право эмиссии банкнот.

Некоторые из ЦБ первоначально получили статус государственных банков, например Немецкий федеральный банк, Резервный банк Австралии; другие были национализированы после Второй мировой войны (Банк Франции, Банк Англии, Банк Японии, Банк Канады, Банк Нидерландов, Банк Японии). Некоторые ЦБ до сих пор существуют на основе смешанной государственно-частной собственности, например Федеральная резервная система США, возникшая в 1913 г.

Центральный банк России был создан в 1991 г. на основе Госбанка РСФСР. Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органон государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Основная задача ЦБ определять и осуществлять денежно-кредитную (монетарную) политику страны, поэтому он является:

- эмиссионным центром страны - обладает монопольным правом выпуска наличных денег: банкнот и монет, являющихся обязательствами, т.е. пассивами ЦБ, что обеспечивает ему постоянную ликвидность;

- банкиром правительства - обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование правительства. Казначейство[28] хранит свободные денежные ресурсы в ЦБ в виде депозитов, а ЦБ в свою очередь отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы;

- банком банков - все коммерческие банки являются его кредиторами, он хранит обязательные резервы коммерческих банков, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, - счета коммерческих банков являются обязательствами, т.е. пассивами ЦБ и активами самих коммерческих банков. ЦБ выступает межбанковским расчетным центром и кредитором последней инстанции для коммерческих банков, предоставляя им кредиты путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг;

- хранителем золотовалютных резервов страны - обслуживает международные финансовые операции страны, контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках.

Второй уровень кредитной системы составляют коммерческие банки, представляющие основные рабочие звенья кредитной системы. Коммерческие банки - это частные организации (фирмы), которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли.

На ранних этапах развития банковского дела коммерческие банки обслуживали преимущественно торговлю, кредитовали транспортировку, хранение и другие операции, связанные с товарным обменом. В настоящее время коммерческие банки способны предложить клиентам до 200 видов разнообразных банковских услуг.

Различают универсальные и специализированные коммерческие банки. Банки могут специализироваться:

- по целям: инвестиционные, инновационные, ипотечные;

- по отраслям: строительные, аграрные, внешнеэкономические;

- по клиентам: обслуживающие только юридических или только физических лиц.

Коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные - по привлечению депозитов и активные - по выдаче кредитов. Также коммерческие банки выполняют расчетно-кассовые, доверительные (трастовые), межбанковские (кредитные -по выдаче другим коммерческим банкам и трансфертные - по переводу денег со счета на счет) операции, а также операции с ценными бумаги, с иностранной валютой и др. Банкам запрещено заниматься небанковскими операциями - производственной, торговой и страховой деятельностью.

Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам. Дополнительными источниками банковских доходов являются комиссионные по предоставлению различного вида услуг (трастовых, трансфертных и т.д.). Часть дохода идет на погашение постоянных и переменных издержек, а оставшаяся после этих выплат сумма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держателям акции банка и определенная часть направляется на расширение его деятельности.

§2. Инструменты и типы денежно кредитной политики

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - повышение благосостояния населения и обеспечения максимальной занятости. Реальная макроэкономическая ситуация может вносить определенные коррективы в формулировку целей макроэкономической политики. В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формируются конечные цели денежно-кредитной политики, например сдерживание инфляции при ограничении спада в экономике или снижение инфляции при сохранении темпов роста ВВП.

К инструментам денежно-кредитной политики, дающим возможность ЦБ контролировать величину денежной массы, относятся:

- изменение нормы обязательных резервов;

- изменение учетной ставки процента;

- операции на открытом рынке.

ЦБ непосредственно воздействует на величину банковских резервов, изменяя норму обязательных резервов, тем самым контролируя его платежеспособность и ликвидность.

Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени «денежное™» различных компонентов денежной массы. Это разграничение необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и здесь имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований - причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.

Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен: это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия. Швеция) - иностранная валюта на счетах ЦБ. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам (от 1 месяца до 4 лет) - 20, по сберегательным вкладам -10%. В то же время в отношении обязательств банков-нерезидентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов.

Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых к обязательствам в национальной валюте, а часто вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета, - подобная практика характерна для Японии и Австрии.

Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается в развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных панков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков. В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер: в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объемов депозитов установленного уровня.

Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в раз-пых странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,45% объема обязательств коммерческих банков.

Если ЦБ повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

- во-первых, сокращаются резервы и, следовательно, кредитные возможности коммерческих банков - сумма, которую они могут выдавать в кредит, поскольку при росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается;

- во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского мультипликатора, который вычисляется по следующей формуле:

где:

multbank - банковский мультипликатор;

rr — норма резервирования.

Например, рост нормы обязательных резервов с 10 до 12,5% сократит величину банковского мультипликатора с 10 (1/0 1) до 8% (1/0,125).

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов является залогом стабильности банковской сферы. Поэтому этот инструмент редко используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит в тех случаях, когда ЦБ намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы.

Частота допустимых изменений - одна из сложнейших проблем, стоящих перед ЦБ. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно-кредитной политики более гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру ЦБ, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро нашли другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. В настоящее время ФРС США практически отказалась от использования инструмента минимальных резервов.

Следующим инструментом денежно-кредитной политики является изменение учетной ставки процента. Учетная ставка процента (discount rate)[29]- это ставка процента, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у ЦБ, если они сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае ЦБ выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у ЦБ и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в крелит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют и, следовательно, тем меньше денежная масса.

Изменение учетной ставки также не является гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано с тем, что в развитых странах объем кредитов, получаемых коммерческими банками у ЦБ, относительно невелик. Например, в США он не превышает 2-3% общей величины банковских резервов, так как ЦБ не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять этой возможностью. Кроме того, кредиты, полученные у ЦБ, коммерческие банки не имеют права выдавать своим клиентам.

Изменение учетной ставки в первую очередь служит информационным сигналом о грядущей политике ЦБ. Объявление о предполагаемом повышении учетной ставки информирует экономических агентов о намерении ЦБ проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией.

Учетная ставка является своеобразным маяком для установления межбанковской ставки процента и ставки процента для небанковского сектора.

Операции на открытом рынке как инструмент монетарной политики являются наиболее важным и самым оперативным средством контроля за денежной массой в развитых странах. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу ЦБ государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг[30]. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации.

ЦБ покупает и продаст государственные ценные бумаги коммерческим банкам (банковскому сектору), а также населению (домохозяйствам) и фирмам (небанковскому сектору).

Покупка ЦБ государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к увеличению предложения денег.

Инъекции в банковские резервы как результат покупки и изъятия из них, как результат продажи ЦБ государственных ценных бумаг приводят к быстрой реакции банковской системы, действуя более точно, чем другие инструменты монетарной политики. Поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Как и фискальная политика, денежно-кредитная политика может быть двух типов: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

Дискреционная монетарная политика - это целенаправленная политика, способствующая стимулированию или сдерживанию деловой активности в зависимости от фазы экономического цикла.

Дискреционная кредитно-денежная политика бывает стимулирующей и сдерживающей.

Стимулирующая монетарная политика (политика «дешевых» денег) проводится в период спада и имеет целью оживление экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении ЦБ мер по увеличению предложения денег, которыми являются:

- снижение нормы обязательных резервов;

- снижение учетной ставки процента;

- покупка ЦБ государственных ценных бумаг.

Логика этого процесса следующая: рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса, что обеспечивает увеличение совокупного выпуска (ВВП) до потенциально возможного объема, и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика (политика «дорогих» денег) проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании ЦБ мер по уменьшения предложения денег, к которым относятся:

- повышение нормы обязательных резервов;

- повышение учетной ставки процента;

- продажа ЦБ государственных ценных бумаг.

Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику называется механизмом денежной трансмиссии или денежным передаточным механизмом. Он показывает, каким образом изменение ситуации на денежном рынке влияет на изменение ситуации на реальном рынке (товаров и услуг). Связующим звеном между денежным и товарным рынками выступает ставка процента. Так как равновесная ставка процента формируется на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег, то, изменяя предложение денег, ЦБ может влиять на ставку процента. Зависимость между ставкой процента и предложением денег обратная: если предложение денег уменьшается, ставка процента растет, и наоборот. Являясь ценой заемных средств (ценой кредита), ставка процента воздействует на инвестиционные расходы фирм. Чем выше ставка процента, тем меньше кредитов берут фирмы и тем меньше величина совокупных инвестиционных расходов, а поэтому меньше совокупный спрос и, следовательно, объем выпуска.

Автоматическая кредитно-денежная политика - это следование монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма. Такая политика получила еще одно название - «политика по правилам».

Монетарное правило гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу потенциального роста реального ВВП. По мнению монетаристов, главную ответственность за стабильность покупательной способности денег несет правительство, в чьих руках находится денежное предложение. Колебания делового предложения в целях стабилизации процента, т.е. дискреционные мероприятия, лишь усиливают циклические колебания. Постоянство темпов роста денежной массы дает возможность избегать этих колебаний.

Основоположник монетаризма М. Фридмен выдвигал идею принятия монетарной конституции, т.е. законодательного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3-5% в год. Однако строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики ЦБ, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке. Однако в некоторых западных странах в 1970-е гг. стали применять практику денежного таргетирования (от англ. target - цель) - установления верхнего и нижнего пределов денежной массы на определенный период.

В 1970-1980 гг. в западных странах под влиянием идей монетаризма произошло переосмысление кредитно-денежной политики, осуществляемой ЦБ. На практике это привело к переносу центра тяжести с традиционного ориентира - динамики процентной ставки - на изменение величины и темпов роста денежной массы.

Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей денежно-кредитной политики.

Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы - процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в нестабильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиций, основную причину циклических колебаний и предлагают с этим бороться.

На практике правительства и ЦБ экономически развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику, хотя в периоды повышения инфляции приоритет на время отдается весьма жесткому варианту кредитно-денежного регулирования.

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм, а от качества работы его основных звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить четыре звена этого передаточного механизма:

- изменение величины реального предложения денег ((М/Р) в степени s) в результате проведения ЦБ соответствующей политики;

- изменение ставки процента на денежном рынке;

- реакция совокупных расходов (в особенности инвестиционных) на динамику ставки процента;

- изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении монетарной политики. Поддержание ЦБ одного из целевых параметров, допустим ставки процента, требует изменения другого параметра в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, ЦБ может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но если по каким-либо причинам в экономике начинается подъем и ВВП растет, то это увеличивает рыночный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, ЦБ должен увеличить предложение денег. Это в свою очередь создаст дополнительные стимулы для роста ВВП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

Следует учитывать побочные эффекты при проведении монетарной политики. Например, если ЦБ считает необходимым увеличить предложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине нормы банковских резервов. В результате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внешний лаг - время от принятия решения до его результата. Так, ее влияние на размер ВВП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это необходимо учитывать при проведении монетарной политики, так как запаздывание результата может ухудшить ситуацию. Скажем, антициклическое расширение денежной массы - и снижение процентной ставки -для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме, что вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике ЦБ, а также степенью независимости ЦБ от исполнительной власти в той или иной стране. Последний фактор с трудом поддается точной оценке и определяется на основе некоторых как неформальных, так и формальных критериев:

- частоты сменяемости руководства ЦБ;

- границ участия банка в кредитовании государственного сектора;

- решения проблем бюджетного дефицита или профицита и других официальных характеристик деятельности банка, зафиксированных в его уставе.

В развивающихся и странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономерность: чем больше независимость, как формальная, так и неформальная, ЦБ, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой государства. Если ЦБ ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя монетарная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов в целях поддержания обменного курса автоматически ведут к изменению денежной массы в экономике. Следует напомнить, что при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается, так как ЦБ расплачивается за нее своими обязательствами. Исключение составляет лишь ситуация, когда ЦБ проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, происшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внутреннего кредита с помощью набора инструментов монетарной политики.

 

§3. Таргетирование инфляции как тактическая цель денежно-кредитной политики

Под прямым таргетированием инфляции понимается выбор ЦБ темпов роста номинальных цен в качестве единственной тактической, т.е. среднесрочной, цели денежно-кредитной политики.

Прямое таргетирование инфляции обязательно предполагает:

- публичное объявление ЦБ желательных темпов роста номинальных цен на среднесрочный период (от 3 до 5 лет) в качестве единственной цели денежно-кредитной политики;

- принятие ЦБ обязательства добиваться достижения объявленных целевых ориентиров инфляции с помощью использования всех имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики;

- повышение уровня открытости денежно-кредитной политики ЦБ вопросам развития инфляционных процессов в экономике для постоянного оповещения общества о планах монетарных властей;

- усиление подотчетности ЦБ по достижению целевых показателей инфляции.

Колебания номинальных цен считаются допустимыми, если они не выходят за пределы объявленных целевых ориентиров темпов инфляции. Если фактические темпы роста цен выходят за установленные ЦБ интервалы, ЦБ обязан сразу выступить с объяснением причин и определить меры, с помощью которых темпы инфляции могут быть возвращены в рамки целевого ориентира.

В широком смысле таргетирование инфляции понимается как постепенное, бесшоковое снижение темпов роста номинальных цен и закрепление на определенном, заранее заданном уровне темпов инфляции. При этом возможной задачей ЦБ может быть противодействие вероятным экономическим шокам, избежание как усиления инфляции, так и развития дефляции на протяжении достаточно продолжительного периода времени.

Первой из развитых стран, официально объявившей о введении политики прямого таргетирования инфляции, была Новая Зеландия (1990 г.). В 1991 г. о выборе данной цели денежно-кредитной политики объявил ЦБ Канады, в 1992 г. - Великобритании, в 1993 г. -Швеции, Финляндии, Австралии. В настоящее время, по данным МВФ, прямое таргетирование инфляции в качестве тактической цели денежно-кредитной политики выбрали ЦБ 43 стран. Банк России первый раз о переходе к прямому таргетированию инфляции объявил в 2003 г. Но в тот период ему не удалось добиться дезинфляции. И настоящее время Банк России поставил задачу сформировать условия для перехода к таргетированию инфляции.

Хотя ЦБ ряда развитых стран уже накопили определенный опыт проведения политики прямого таргетирования инфляции, единый стандартный механизм ее реализации еще не выработан.

ЦБ не может реализовать данную тактическую цель денежно-кредитной политики, если для национальной экономики характерна устойчивая инфляция, измеряемая двузначными темпами роста потребительских цен. Опыт ЦБ, проводящих уже в течение нескольких лег политику прямого таргетирования инфляции, показывает, что достижение целевых ориентиров инфляции возможно, если:

- успешно осуществлена дезинфляция;

- национальная экономика демонстрирует устойчивый рост в условиях низких темпов инфляции;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.